Мы, как ИТ-компания, не будем спорить, а даже наоборот. Есть такое понятия — коммодитизация, превращение продукта в сравнительно дешёвый товар массового потребления. Измерение IT-проектов в человеко-часах предполагает их шаблонность и массовость. И именно мы, ИТ-компании, отправляя КП с детальными сметами, превращаем труд разработчиков в массовый товар. Этот товар — не продукт или проект компании, а часы наших сотрудников, которые клиенты хотели бы купить дешевле напрямую.
Хороший материал и не хочется спорить, просто дополню своим опытом. Действительно, у многих заказчиков идея работать по часам сперва вызывает вопросы. Но это по сути стандарт рынка и мне кажется "опытные" заказчики к нему привыкли. Мы не раз общались с потенциальными клиентами, у которых позиция была такая - "вы все одинаковые, просто кто то больше берет, кто-то меньше. У вас сколько стоимость часа? 1500? Ну нормально, давайте заключать договор". Здесь речь не идёт о сложных решениях, как у автора (это, имхо, самая простая схема позиционирования, упомянутый Токовинин образцово её применяет), речь об обычной кастомной разработке. И тут много клиентов которые ожидают именно стоимость часа.
Хотя 100% согласен, формирование ценности тут помогает обосновывать стоимость часа и количество часов(у нас экспертиза в вашей нише/этой cms/таких интеграциях, поэтому мы знаем сколько реально стоит такой проект и сделаем в срок/ у нас в час работы включено ещё воон сколько бонусов, а у других нет, или наоборот - зачем вам столько денег тратить на ненужные плюшки, у вас типовой проект, тут можно по шаблону действовать и будет ок).
Так что позиционирование и ценность всегда полезны. Но только это ведь очень не просто - их сформулировать))).
Экспертиза тоже измеряется в чч путем добавления работ консультанта, аналитика или увеличения стоимости программиста.
на рынке снг я наблюдаю картину, когда заказчик смотрит в сторону стоимости часа и радостно хлопает в ладоши, если где-то предложили дешевле, "ага на нас пытаются заработать больше, а тут дешевле и вроде тоже самое". Как продакшну нам зачастую тяжело обосновать наши ставки кейсами, ведь они в большинстве случаев под NDA. Но не менее часто бывают случаи, когда клиент заказывает где дешевле, но потом все равно возвращается к нам переделать то, что сделали более дешевые разработчики. Скупой платит дважды. В западном сегменте рынка если ты демпингуешь - наоборот высок шанс получить отказ, там клиенты привыкли к некоторому схожему у всех уровню цен (который пока не сформировался у нас), и уже выбирают именно по донесенной ценности от той или иной команды/компании. Думаю, в ближайшие 3-5 лет рынок аналогично сформируется и у нас, будет конкуренция не рублем, а качеством. Хотя наверняка где-то останутся те, кто заходить на рынок будет именно через демпинг для наработки портфолио - вряд ли как-то от этого удастся уйти
Нам очень всё интересно, что касается стоимости решения. Недавно на встрече подрядчик разумно ответил, почему его оценка так завышена, если сравнить с чистыми чч. Заказчик теперь точнее знает оценку стоимости разработки и стоимости добавленной ценности для всего решения. Это важно и не является стоп-фактором при выборе подрядчика.
Казалось бы, нам нужны заказчики с глубоким пониманием темы. Нам так будет проще им продавать) Но на самом деле заказчикам это понимание больше нужно, чтобы не купить что-нибудь не то.
Ровно то, о чем с коллегами говорили на последней встрече. В РФ клиенты не готовы работать по часам, потому что есть страх того, что работа будет растягиваться. Как вы работаете с этим возражением?