Возрастные рейтинги при разработке игр

Возрастные рейтинги при разработке игр

С целью обеспечения безопасности несовершеннолетних в индустрии видеоигр были созданы возрастные рейтинги. Они помогают определить, является ли видеоигра подходящей для определенного возраста, и служат гарантией того, что дети не будут подвергаться воздействию неприемлемого контента.

В разных регионах существуют свои возрастные рейтинги, которые обычно учитывают такие аспекты, как насилие, сексуальный контент, употребление наркотиков, нецензурную лексику.

Немного истории

Возрастные рейтинги в индустрии видеоигр появились как ответ на растущую обеспокоенность общества по поводу содержания игр и их влияния на детей и подростков. История их возникновения и развития имеет несколько ключевых этапов:

  • В 1980-х годах, когда видеоигры начали набирать популярность, не существовало единой системы возрастных рейтингов. Однако с ростом числа игр с насилием и другими спорными элементами, начали появляться первые попытки регулирования. Например, в 1982 году компания Atari ввела собственную систему маркировки игр.

  • В 1994 году в США была создана Entertainment Software Rating Board (ESRB) в ответ на общественные дебаты и слушания в Конгрессе по поводу насилия в видеоиграх, таких как Mortal Kombat и Night Trap.

  • В 2003 году в Европе была введена система Pan European Game Information (PEGI), которая объединила различные национальные системы рейтингов в единую структуру.

Со временем системы рейтингов, такие как ESRB и PEGI, стали международными стандартами. Многие страны адаптировали эти системы или создали свои собственные на их основе. Например, в Австралии действует Australian Classification Board (ACB), а в Японии — Computer Entertainment Rating Organization (CERO).

Pan European Game Information (PEGI)

Возрастные рейтинги при разработке игр

PEGI – система возрастной классификации видеоигр, которая была создана для обеспечения защиты несовершеннолетних от контента, который может быть для них неподходящим. PEGI действует с 2003 года, и распространяется на большинство стран Европы. Ее основной целью является предоставление родителям информации о содержании видеоигр, чтобы они могли принимать обоснованные решения для использования видеоигры своими детьми.

PEGI использует возрастные категории и дескрипторы контента, которые указывают на наличие в игре насилия, наркотиков, азартных игр, сексуального контента. Например, значок с изображением кулака указывает на наличие насилия, а значок со шприцем – на наличие наркотиков.

Возрастные категории PEGI:

  • 3+: игра подходит для всех возрастов.
  • 7+: игра может содержать сцены, которые могут напугать маленьких детей.
  • 12+: игра может содержать умеренное насилие, ненормативную лексику или сексуальные намеки.

  • 16+: игра может содержать реалистичное насилие, сексуальную активность или употребление наркотиков.

  • 18+: игра предназначена только для взрослых и может содержать сцены жестокого насилия, сексуального характера или употребления наркотиков.

Система PEGI признана и поддерживается правительствами многих европейских стран и является важным инструментом для регулирования игрового контента и защиты детей от потенциально вредного воздействия. Но в некоторых странах действует специальное законодательство. Так, в Германии был создан Федеральный комитет по надзору за публикациями, вредными для молодежи; в Ирландии потребители могут позвонить на специальную горячую линию, чтобы оставить жалобу на игру, нарушающую эти правила.

Регулирование PEGI основано на Кодексе поведения, и может включать следующие обязанности для разработчиков и издателей:

  • Разработчики и издатели обязаны точно указывать возрастные рейтинги и дескрипторы контента, иначе нарушение правил может привести к отзыву лицензии на использование логотипов и дескрипторов PEGI, а также к другим санкциям.

  • Реклама и маркетинг видеоигр должны соответствовать возрастному рейтингу игры. Например, игры с рейтингом 18+ не должны рекламироваться в местах, где их могут увидеть дети.

  • Издатели должны информировать розничных продавцов о необходимости соблюдения возрастных ограничений при продаже видеоигр. Это включает обучение сотрудников и обеспечение того, чтобы игры не продавались лицам, не достигшим установленного возраста.

Entertainment Software Rating Board (ESRB)

Возрастные рейтинги при разработке игр

ESRB – американская система возрастной классификации видеоигр, предоставляющая информацию о содержании видеоигр. Данная система действует с 1994 года, и используется в США, Канаде и Мексике. Она охватывает все основные игровые платформы и является частью инструментов родительского контроля, предоставляемых этими платформами. Рейтинги ESRB также используются в цифровых магазинах, таких как PlayStation Store, Xbox Live и Nintendo eShop.

ESRB также использует дескрипторы контента, которые указывают на наличие в игре таких элементов, как насилие, ненормативная лексика, сексуальный контент, употребление наркотиков и азартные игры.

Возрастные категории ESRB:

  • EC (Early Childhood): для детей младшего возраста.

  • E (Everyone): для всех возрастов.

  • E10+ (Everyone 10 and older): от 10 лет и старше.

  • T (Teen): от 13 лет и старше.

  • M (Mature): от 17 лет и старше.

  • AO (Adults Only): только для взрослых.

Хотя использование рейтингов ESRB не является обязательным по закону, большинство крупных издателей и платформ придерживаются этой системы. В некоторых штатах США существуют законы, требующие, чтобы видеоигры с определенными рейтингами продавались только взрослым. ESRB также сотрудничает с Федеральной торговой комиссией (FTC) для обеспечения соблюдения правил рекламы и маркетинга.

Разработчики и издатели, желающие получить рейтинг ESRB, должны представить свои игры на оценку, предоставив подробное описание контента и, в некоторых случаях, видеоматериалы. ESRB анализирует представленный материал и присваивает игре соответствующий рейтинг. Нарушение правил ESRB может привести к штрафам, отзыву рейтинга и другим санкциям.

Computer Entertainment Rating Organization (CERO)

Возрастные рейтинги при разработке игр

CERO – японская возрастная классификация видеоигр. Она действует с 2002 года и распространяется на все основные игровые платформы. Данная система предоставляет информацию о содержании видеоигр, с целью принятия обоснованных решений родителями об использовании видеоигр их детьми.

CERO содержит дескрипторы контента, которые указывают на наличие в игре таких элементов, как насилие, ненормативная лексика, сексуальный контент, употребление наркотиков и азартные игры.

Возрастные категории CERO:

  • A (All Ages): для всех возрастов.
  • B (Ages 12 and up): от 12 лет и старше.
  • C (Ages 15 and up): от 15 лет и старше.
  • D (Ages 17 and up): от 17 лет и старше.
  • Z (Ages 18 and up): только для взрослых.

Данная система была создана как подразделение Ассоциации поставщиков компьютерных развлечений (CESA) и стала официально признанной некоммерческой организацией в декабре 2003 года. CERO не является обязательным по закону, но большинство издателей и платформ в Японии придерживаются этой системы. Иногда игры, которые не соответствуют стандартам CERO могут быть запрещены к продаже.

Разработчики и издатели, желающие получить рейтинг CERO, должны представить свои игры на оценку с подробным описанием контента и видеоматериалов. CERO анализирует представленный материал и присваивает игре соответствующий рейтинг. Нарушение правил CERO может привести к отзыву рейтинга и другим санкциям.

Online Game Age-Appropriateness Warning

Возрастные рейтинги при разработке игр

Online Game Age-Appropriateness Warning – китайская система, направленная на защиту несовершеннолетних от неподходящего для них контента. Она была создана в 2020 году при участии крупных игровых компаний, таких как Tencent и NetEase. Применяется на всей территории Китая и охватывает основные игровые платформы. Регулируется система Китайской ассоциацией аудио-видео и цифрового издательства (CADPA).

Китайская возрастная система также использует дескрипторы контента, которые указывают на наличие следующих элементов в игре: насилие, ненормативная лексика, сексуальный контент, азартные игры.

Возрастные категории китайской возрастной системы:

  • 6+: от 6 лет и старше.
  • 12+: от 12 лет и старше.
  • 16+: от 16 лет и старше.
  • 18+: только для взрослых.

Китайская возрастная система основана на государственных стандартах и регулируется законодательством, направленным на защиту несовершеннолетних от вредного контента. Видеоигры должны проходить обязательную проверку, и получать соответствующий возрастной рейтинг перед выпуском игры. Нарушение может повлечь наложение штрафа и запрета на распространение игры. Неуказание возрастных ограничений также может повлечь наложение штрафа или других санкций.

Unterhaltungssoftware Selbstkontrolle (USK)

Возрастные рейтинги при разработке игр

USK – это немецкая система возрастной классификации видеоигр и других развлекательных программ. Она основана в 1994 году, и применяется на всей территории Германии. USK предоставляет информацию о содержании игр, чтобы помочь потребителям, особенно родителям, принимать решения о покупке и использовании видеоигр. USK охватывает все основные игровые платформы, включая консоли, ПК и мобильные устройства. Она также используется в цифровых магазинах, таких как PlayStation Store, Xbox Live и других платформах, доступных в Германии.

USK использует дескрипторы контента, которые указывают на наличие в игре таких элементов, как насилие, ненормативная лексика, сексуальный контент и употребление наркотиков.

Возрастные категории USK:

  • 0: подходит для всех возрастов.

  • 6: подходит для детей от 6 лет и старше.

  • 12: подходит для детей от 12 лет и старше.

  • 16: подходит для подростков от 16 лет и старше.

  • 18: только для взрослых от 18 лет и старше.

Система USK регулируется немецким законодательством, в частности, Законом «О защите молодежи» (Jugendschutzgesetz). Согласно этому закону, все видеоигры, распространяемые в Германии, должны проходить обязательную проверку и получать соответствующий возрастной рейтинг от USK. Нарушение этих требований может привести к штрафам и запрету на распространение продукции.

Разработчики и издатели видеоигр обязаны предоставлять подробное описание контента своих игр для получения возрастного рейтинга. Они также должны указывать возрастные ограничения на упаковке, в цифровых магазинах и на экранах загрузки игр. Несоблюдение этих требований может привести к отзыву лицензии и другим санкциям.

Процесс получения возрастного рейтинга

  1. Подготовка материалов. Разработчики собирают все необходимые материалы, включая описание игры, видеозаписи геймплея и скриншоты, которые будут оцениваться рейтинговой организацией.
  2. Подача заявки. Разработчики подают заявку в соответствующую рейтинговую организацию. Например, в США это ESRB, в Европе — PEGI, а в Японии — CERO.
  3. Оценка контента. Рейтинговая организация анализирует предоставленные материалы и оценивает контент игры на предмет соответствия установленным критериям.

  4. Присвоение рейтинга. После оценки контента, видеоигре присваивается соответствующий возрастной рейтинг, который должен быть указан на упаковке и в маркетинговых материалах.

Стоимость и сроки получения рейтинга

  • Стоимость. В большинстве случаев разработчики должны оплатить услуги рейтинговой организации. Например, стоимость получения рейтинга ESRB может варьироваться от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов в зависимости от масштаба проекта.

  • Сроки. Процесс получения рейтинга может занять от нескольких недель до нескольких месяцев. Время зависит от сложности игры и загруженности рейтинговой организации. Например, получение рейтинга PEGI обычно занимает около 4-6 недель.

Влияние возрастных рейтингов на разработку игр

Возрастные рейтинги оказывают большое влияние на содержание и структуру видеоигры. Каждая из ранее рассмотренных систем рейтингов, имеет свои уникальные критерии и требования.

Разработчики игр часто сталкиваются с необходимостью адаптировать контент в зависимости от целевого рынка. Например, в США система ESRB может требовать изменения сцен насилия или сексуального содержания для получения более низкого рейтинга, что позволяет расширить аудиторию игры. В Японии, система CERO может быть более строгой в отношении изображений крови и насилия, что требует от разработчиков внесения изменений в графику и сюжетные линии.

Чаще всего возрастные системы содержат следующие ограничения:

  • Ограничения на уровень и реалистичность насилия.
  • Запрет или ограничение на сексуальные сцены и обнаженную натуру.
  • Ограничения на изображение употребления наркотиков и алкоголя.
  • Ограничения на использование ненормативной лексики.

Эти требования вынуждают разработчиков тщательно продумывать каждый аспект игры, чтобы соответствовать установленным стандартам и избежать запрета на продажу в определенных странах.

Примеры игр, которые были изменены для соответствия возрастным рейтингам:

  • Grand Theft Auto V. В некоторых странах были удалены или изменены сцены насилия и сексуального содержания, чтобы получить более низкий рейтинг.
  • The Witcher 3: Wild Hunt. В Японии игра была изменена, чтобы уменьшить количество крови и насилия.
  • South Park: The Stick of Truth. В Европе некоторые сцены были вырезаны или изменены, чтобы соответствовать требованиям PEGI.

Это говорит о том, что возрастные рейтинги оказывают влияние на конечный результат видеоигры, и требуют от разработчиков гибкости и готовности к изменениям.

Светлана Гордей, Руководитель направления Video Game Law REVERA law group (info@revera.legal)

Дарья Гордей, юрист REVERA law group

Начать дискуссию