Словарь новичка: чем отличаются VR, AR, MR и XR — и как не запутаться

В мире иммерсивных технологий легко запутаться в аббревиатурах: VR, AR, MR, XR. Все они часто звучат вместе, но за каждым направлением стоит своя логика применения.

Разбираемся, в чём разница — и где это действительно работает.

VR — виртуальная реальность

Полное погружение в цифровую среду.Пользователь надевает VR-шлем и оказывается внутри смоделированного пространства, полностью отделённого от реального мира. Это может быть тренажёр, экскурсия, симуляция или презентация.

Примеры проектов:

Подходит для: обучения, инженерных симуляций, девелопмента, медицины, культуры, профориентации

Словарь новичка: чем отличаются VR, AR, MR и XR — и как не запутаться

AR — дополненная реальность

Цифровые объекты накладываются на окружающий мир через камеру телефона, планшета или специальные очки. Пользователь по-прежнему видит всё вокруг, но с «дополнениями»: текстами, 3D-моделями, эффектами.

Примеры проектов:

Подходит для: маркетинга, мероприятий, сувенирной продукции, музеев, презентаций

Словарь новичка: чем отличаются VR, AR, MR и XR — и как не запутаться

MR — смешанная реальность

Технологии, где цифровые элементы не просто накладываются на реальность, а взаимодействуют с ней в режиме реального времени. Часто требует более сложного оборудования (например, гарнитур с камерами и датчиками).

Пример проекта: игра First Encounters VR от Meta.

Подходит для: инженерных задач, медицины, промышленности, R&D

XR — расширенная реальность

Обобщающее понятие для всех иммерсивных форматов — VR, AR и MR.

Итог:

  • VR — полное погружение
  • AR — дополнение реальности
  • MR — взаимодействие цифрового и физического
  • XR — общая категория для всех трёх направлений

Если ваши задачи — обучение, презентация продукта, вовлечение аудитории или визуализация сложного, стоит определить, какой формат подходит именно вам. Мы с удовольствием поможем это сделать.

Начать дискуссию