Обновление данных в один клик: кейс команды СБЕР ЕАПТЕКА

Привет, vc.ru! Меня зовут Юлия Бурмистрова, и здесь я хочу рассказать, как мы обновляем данные в СБЕР ЕАПТЕКЕ. В нашем каталоге больше 50 000 наименований. И в каждой карточке целая куча информации: инструкции, спецпредложения, точки доставки, промокоды, наличие продуктов.

Данные в карточках мы меняем достаточно часто. Так что быстрая и простая система обновления информации — это прям must have. Читайте, как мы можем обновить все 50 000 карточек за 15 секунд и что за этим стоит.

Юлия Бурмистрова, Руководитель отдела контента СБЕР ЕАПТЕКА
Юлия Бурмистрова, Руководитель отдела контента СБЕР ЕАПТЕКА

Обновить нельзя оставить: как работают обновления контента в СБЕР ЕАПТЕКЕ

Начну с того, что работа с контентом в интернет-аптеке — задача непростая.

Описание медицинских товаров сильно регламентировано в России. Тут очень много нюансов, и если их не учитывать, могут отозвать лицензию на торговлю лекарственными средствами.

Законы требуют, чтобы мы публиковали инструкцию лекарственных препаратов в том виде, в котором она утверждена в Минздраве. И часто в инструкциях есть таблицы, по которым нужно рассчитывать дозировку.

Вид карточки товара до внесения информации на сайт
Вид карточки товара до внесения информации на сайт

Более 70 % наших онлайн-продаж мы получаем с помощью приложения. Теперь можете представить, как большие таблицы выглядят на маленьком экране смартфона. Правильно — плохо. И по верстке, и по восприятию. Раньше контент-менеджерам приходилось вручную переносить таблицы в текстовый формат или добавлять скрины в карусели фотографий лекарственного средства. Сейчас мы выпустили редизайн мобильного приложения, поэтому новая отдельная задача — нормально настроить удобное отображение таблиц.

В остальном же процесс публикации новых карточек и обновления старых почти не отличается от обычного интернет-магазина.

Сам процесс проходит примерно так:

  1. Инициатива всегда на стороне бренда-производителя. Если нужно обновить карточки или залить новые, компания связывается с нашим менеджером и выдает ему нужную информацию. Но если какие-нибудь карточки без описания, то мы запрашиваем данные сами.
  2. Специалисты по контенту собирают и перепроверяют все по ТЗ: название, штрихкод, весогабаритные характеристики, инструкции и еще до десятка категорий данных. Все это заводится в 1С, и мы работаем с этим дальше.
  3. К каждому товару менеджеры добавляют атрибуты фильтров и категории. Трансформируют таблицы, если нужно, проверяют на соответствие утвержденным Минздравом документам.
  4. Фотографии товаров мы делаем самостоятельно, потому что на сайте они должны быть в одном стиле.

  5. Потом все данные для обновления собираются в файл и загружаются в админку. Клик — и готово.

Понятно, что изменить данные 3-5 карточек проще вручную через админку. Но когда нужно обновить сразу 50 или 100, то такой способ экономит огромное количество времени. Обновлением данных может заниматься один-два сотрудника, а не целая команда, как у нас было раньше.

А такие массовые обновления у нас встречаются постоянно. Как только идет смена сезона, производители массово выпускают новые средства, проводят ребрендинг старых, что-то изменяют, добавляют.

Самым большим испытанием системы было начало пандемии в 2020 году. Тогда мы работали в состоянии дикого аврала несколько месяцев. Буквально за март-апрель 2021 мы обновили и добавили больше 6000 карточек товаров. Без автоматизации о таких результатах можно было только мечтать.

Админка: метод проб и ошибок

Админка ресурса основана на 1С Битрикс. Правда, наши разработчики очень сильно доработали коробочную версию.

Девелоперы сильно помогают нам. За 5 последних лет они создали для контент-отдела все условия для комфортной работы. Если раньше приходилось обновлять контент практически полностью вручную и отдельно для каждой карточки, то сейчас у нас есть возможность обновить, например, 50 000 SKU одним нажатием клавиши. И если понадобится, добавить в каждую позицию ещё одну обязательную характеристику для всех лекарственных препаратов. Для этого нужно будет всего пару кликов — и через 15 секунд обновление завершено. Сложно представить, сколько времени это все заняло бы в ручном режиме.

Или, к примеру, недавно разработчики сделали систему массового обновления точек самовывоза товаров. Раньше приходилось проверять все руками — а это больше 10 000 точек. Сейчас же все легко и быстро — можно принять изменения для всех аптек и точек самовывоза сразу или их отдельных категорий.

В целом сам процесс обновления простой как дважды два.

Всю информацию, которую нужно обновить, мы собираем в Excel-файле, размеченном HTML-тегами. Это чтобы после импорта все сразу смотрелось на сайте красиво. Далее в админке просто проверяем, все ли правильно сопоставилось по строкам и блокам. А потом клик «Загрузить» — и все готово.

Excel-файл с разметкой в виде HTML-тегов
Excel-файл с разметкой в виде HTML-тегов

Весь процесс по-максимуму интуитивен, тут сложно ошибиться даже неопытному сотруднику.

Интересно, что разработчики продолжают пилить апдейты. И если на начальных этапах Битрикс был удобным, то с ростом нагрузки и бизнес-потребностей нужно все больше дорабатывать его под себя.

Поэтому около месяца назад мы приняли решение разделить функционал. Для классификации, каталогизации и изменений в информации о товарах решили развернуть узкоспециализированную систему. Функционала больше и удобнее для работы «под ключ». К примеру, функциональность систем Digital Asset Management позволяет включить в процесс совместной работы фотографов и ретушеров.

А для витрины интернет-магазина разработчики и вовсе планируют переходить из Битрикса на сервисы собственной разработки, написанные на языке Go. Такое решение позволит нам более гибко масштабировать продукт под пиковые нагрузки и сделает процесс разработки более управляемым.

Конечная цель подобных изменений: упростить процесс работы с контентом настолько, насколько это в принципе возможно.

За последние несколько лет мы модернизировали настолько систему, что сейчас ее может контролировать один-два специалиста. Но и место для совершенствования тоже есть. С таблицами и фотографиями у нас все еще костыли, которые работают, но ни разу не удобные. Да и новые улучшения вроде массового добавления атрибутов фильтров или построение маршрутов к точкам самовывоза или появляются постоянно. Над этим и работаем.

1717
30 комментариев

Когда увидела "Excel-файл с разметкой в виде HTML-тегов" - сломалась!

8
Ответить

Вам не дано понять

Ответить

Еаптека - конторка реально работает

Помню как то раз сорвало днище у меня и вот курьер ихний за часок мне уголек активный притаранил вместе с регидрончиком

дякую пане.

7
Ответить

этот кейс достоин статьи! Не меньше!

1
Ответить

Меня как то приперло с обоих отверстий, тоже курьера из Сбер еапетки заказ, хороший чувак отдал мне быстро заказ и я побежал к унитазу, потом конечно принял на грудь все что он привез и лег спать, без курьера я бы до утра мучался или пока женщина придет

1
Ответить

У нас 5-6 часов срок доставки

Ответить