Когда ребенку нужен детский психиатр? Топ-3 ошибки родителей с «трудными» детьми.

Когда ребенку нужен детский психиатр? Топ-3 ошибки родителей с «трудными» детьми.

«Детский психиатр» — это термин, который может вызывать тревогу у многих родителей. Часто они избегают обращения к специалисту из-за мифов о назначении тяжелых препаратов или возможности постановки на учет, что, как им кажется, может негативно сказаться на будущем ребенка. Кроме того, иногда возникает просто недостаток понимания о том, чем занимается детский психиатр и каковы его функции. Кто же такой детский психиатр? Каковы отличия между ним и взрослым психиатром? Давайте разберемся!

  • Главное и очевидное отличие – возрастной диапазон. Детский психиатр занимается диагностикой и лечением детей до 18 лет.

Хотя физиологически это уже не совсем обосновано. Согласно современным исследованиям, возрастные этапы и физиологические особенности «взросления» − например, формирование префронтальной коры головного мозга − происходят до 25 лет.

Поэтому период с 18 до 25 сейчас считается «поздним подростковым».

Основные задачи детского психиатра:

1. Консультация: Специалист внимательно выслушивает жалобы родителей, проводит беседу и задает уточняющие вопросы для комплексного понимания ситуации.

2. Диагностика: На основе результатов консультации врач может рекомендовать дополнительные исследования, такие как патопсихологическое тестирование, тест Векслера для оценки интеллекта, аппаратные диагностики и консультации с другими специалистами. В итоге врач устанавливает диагноз, или определяет, что проблема не имеет психиатрического характера и связана, например, с вопросам воспитания.

3. Лечение: Психиатр разрабатывает индивидуальный план лечения, который может включать как медикаментозную терапию, так и психотерапевтические методы, в зависимости от потребностей ребенка и специфики диагноза.

Когда нужен детский психиатр?

1. Адаптация и поведение:

Ключевой фактор психического здоровья — это способность адаптироваться в обществе: заводить и поддерживать знакомства, выстраивать социальные взаимодействия и обучаться. Поэтому важно внимательно наблюдать за тем, как ребенок ведет себя в семье (включая взаимодействие с родственниками), в детском саду и школе, а также на прогулках с друзьями.

Ключевые симптомы:

  • Замкнутость и нелюдимость

  • Апатичность, депрессивность

  • Повышенная стеснительность

  • Неконтролируемая агрессия

  • Жестокость к другим детям и к животным

  • Чрезмерная фиксация на своих внешних недостатках

2. Уровень тревожности

Этот фактор также входит в понятие адаптации.

Ключевые симптомы:

  • Повышенная тревожность – частое видимое эмоциональное беспокойство, «накручивание» будущих проблем, приступы паники.

  • «Постоянные» страхи и фобии – острая боязнь темноты, социальных контактов и людных мест, различных животных и насекомых, собственных фантазий.

  • Навязчивые «ритуальные», действия и однообразные движения – частое мытье рук или другое бытовое действие, прикосновение к определенным предметам и частям тела.

  • Аутоагрессия – щипание и царапание себя, выдергивание волос, обкусывание пальцев.

3. Физиологические проявления

Расстройства психики нередко проявляются физиологическими симптомами:

Ключевые симптомы:

  • Бессонница или повышенная сонливость, ночные кошмары
  • Постоянная слабость, быстрая утомляемость
  • Сниженный или завышенный аппетит
  • Жалобы на боли в голове, животе, сердце, которые вызываются или сопровождаются беспокойством, страхом

Как различить норму и патологию?

Разницу можно показать на живом примере:

Ребенок приходит в первый класс. Поведение разладилось – постоянно дерется, плохо учится, проявляет жестокость к младшим членам семьи или мучает домашних животных. Плохо спит и ест.

Это НЕ норма – симптомокомплекс можно рассматривать как нарушение адаптации и идти к врачу.

Ребенок поступает в первый класс. Иногда дерется с другими детьми и проявляет непослушание, но без неконтролируемого гнева или жестокости к окружающим. Может лениться, но при этом учится неплохо, выдерживает учебную нагрузку. Иногда может грустить, но в целом жизнерадостен, хорошо кушает и спит.

Это скорее норма, характерологические особенности адаптации. Ребенку нужна максимум легкая коррекция поведения у детского психолога.

ТОП-3 ошибки родителей в отношении детской психиатрии

1. Игнорирование проблемы и отказ от врача

Ребенок проявляет повышенную агрессивность и жестокость, эмоциональную несдержанность, плохо учится, часто дерется, плохо ест и спит. Родители часто списывают эти симптомы на «детский возраст» и закрывают на это глаза, надеясь, что ребенок «перерастет».
Однако все эти нарушения можно эффективно скорректировать при своевременном обращении к врачу. Если же затянуть с визитом, через 1-2 года у ребенка могут сформироваться патологические паттерны — эмоционально-поведенческие привычки, от которых будет сложно избавиться.

На прием привели девушку 17 лет. 11-классница, скоро сдавать ЕГЭ. Начались приступы паники и головные боли на уроках. Быстро теряет концентрацию внимания, не справляется с учебной нагрузкой, начала отпрашиваться с занятий.

Учителя и родители считают, что это – демонстративный способ привлечь внимание и снять с себя ответственность перед экзаменами.

После осмотра врач назначает патопсихологическое обследование. Диагностика выявляет стойкие нарушения мышления с соскальзыванием в латентные приступы – явный признак процессуальных заболеваний шизотипического спектра. Назначаются соответствующие препараты.

В результате состояние девочки довольно быстро улучшилось – демонстративное поведение и панические атаки прошли, учеба наладилась.

Ребенок успешно сдал экзамены, поступил в ВУЗ, сейчас не испытывает проблем со здоровьем.

Пример из практики врача

2. Чрезмерная тревожность и гиперпротекция

При малейших отклонениях в поведении — например, при первом же конфликте со сверстниками в школе или проявлении непослушания — родители начинают водить ребенка по специалистам, настойчиво ища «серьезную проблему».
Это часто свидетельствует о нежелании или неумении выстраивать с ребенком здоровый контакт и устанавливать границы, а также о неспособности утвердить свой авторитет. Родители, таким образом, пытаются переложить ответственность за воспитание на сторонних специалистов.

3. Своевольное отношение к рекомендациям врачей

Родители все же привели ребенка к врачу, но отказываются верить диагнозу и следовать рекомендациям. Они сомневаются в постановке диагноза: «У моего ребенка есть проблемы? У моего ребенка нет проблем!» — и по-своему интерпретируют его или ставят собственный диагноз на основе статей из интернета. Они отказываются давать ребенку прописанные лекарства, дают не все или не те препараты, что рекомендовал врач, и занимаются «народным» самолечением — применяют наказания, готовят и дают домашние отвары из трав. Все это подвергает опасности не только психическое, но и физическое здоровье ребенка.
Если вы заметили у ребенка тревожные симптомы, важно проконсультироваться с врачом и строго следовать его рекомендациям. Некоторые проблемы могут казаться незначительными (как, например, в случае с девочкой-школьницей) или пугающими (как в случае с жестокостью и драками). Но все они довольно легко корректируются, если не затягивать и вовремя обратиться к специалисту.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ ТЕЛЕГРАМ КАНАЛ:

Начать дискуссию