Какой он зарубежный опыт компетентностного подхода? Краткий обзор основных направлений

Чем зарубежный компетентностный подход отличается от отечественного? Как зарубежные школы понимают понятие «компетенция»? Каких идей и правил придерживаются в обучении?

Пожалуй, в сфере образования и обучения каждый слышал про то, что представляет из себя компетенция и компетентностный подход в целом.

Дело в том, что компетентностным подходом я интересуюсь последние несколько лет. Участвовал в разработке десяток матриц компетенций и сотен ФОСов. В Университете Иннополис веду и исследовательскую деятельность по этой теме. Поэтому сегодня хотелось бы поделиться с вами зарубежными компетентностными подходами из открытых источников.

Источник: freepik.com
Источник: freepik.com

На сегодняшний день существуют четыре основные школы, изучения компетенций 👇🏼

  • Американская школа (поведенческий подход);
  • Английская школа (функциональный подход);
  • Французская школа (многомерный подход);
  • Немецкая школа (целостный подход).

Вкратце разберём каждый из подходов.

Американская школа (поведенческий подход)

Американские исследователи изучают «людей-в-работе». А понятие «компетенции» расшифровывают через индивидуальные характеристики, которые проявляются в поведении:

- личностные особенности,

- мотивы,

- ценности,

- привычки,

- представления о самом себе,

- знания и навыки.

Фактически, компетенции в этом подходе — это определённые «вместилища», наполненные разнообразным содержанием.

В то же время, иные исследователи, в частности, Т. Хоффманн, полагают, что американская модель компетенций это слишком упрощённый взгляд на вещи. Необходимо исследовать людей, выполняющих работу эффективно, а не знания и умения, которые способствуют самостоятельному выполнению работы.

Американский подход к исследованию компетенций одновременно развивается в двух направлениях.

Первое направление американского подхода к исследованию компетенций ориентировано на исследование индивидуально представленных компетенций.
В настоящее время они в большей степени оцениваются как функциональные, а не как поведенческие, так как направлены на конкретный класс рабочих задач. Это направление можно назвать психологическим, так как в его основе лежат работы психологов (Д. МакКлелланда и др.).

Второе направление связано с развитием стратегического менеджмента.
Данная концепция предполагает взгляд на организацию как на особый субъект, одновременно носящий характеристики целостности (организация воспринимается как особый, самостоятельный субъект) и структурности (организация как система деятельности субъектов или как особый групповой субъект).

В целом американский поведенческий подход связан с решением вопроса гарантий эффективности деятельности через отбор и удержание лучших работников.
При этом в американском подходе большое значение придаётся личным целям, мотивам и ценностям работника и предполагается, что человек не будет успешен в работе, если не реализует в ней свои базовые ценности и устремления.

В таком понимании компетенция — структура, в которой сочетаются нужные для данной деятельности мотивы и цели, умения и способы действия и получаемые при их применении результаты.

Такой подход предполагает, что все необходимые профессиональные знания, техники и процедуры уже освоены персоналом, а компетенции — это особая связка мотивации и личных умений добиваться нужного результата.

Английская школа (функциональный подход)

Данный подход выступает как новый этап разработки идеи компетенций, так как (в отличие от базовых американской школы) предполагает не просто набор компетенций, а определяет их взаимосвязь (на примере модели компетенций Дж. Четама и Дж. Чиверса).

В результате появляется система, включающая в себя:

когнитивные компетенции (знания и понимание, основанные на формальном обучении и опыте)

функциональные компетенции (навыки, особые умения, которые человек может продемонстрировать в своей области)

личностные компетенции (понимание того, как необходимо себя вести в конкретных ситуациях, мотивация, направленная на повышение эффективности деятельности)

этические компетенции (ценности, позиция, на основе которых принимаются решения и осуществляются действия)

мета-компетенции (способность позитивно реагировать на критику, справляться со сложными ситуациями).

Британская модель исследования компетенций более чётко структурирована, и, в отличие от американской модели, предполагает равные возможности для развития каждого кластера компетенций. Модели компетенций, разрабатываемые по заданию работодателей, характеризуются тем, что содержат два кластера компетенций: поведенческие и функциональные (технические).

Компетенция в данном подходе связывается со способностью действовать в процессе выполнения работы в соответствии со стандартами.

Проще говоря, важно, что человек может продемонстрировать на практике конкретные навыки, в состоянии сделать то, что требуется в рамках рабочих стандартов.

Французская школа (многомерный подход)

Изучение и развитие компетентностного подхода во Франции началось в 1980-х гг. и стало особенно популярным с начала 1990-х гг. Появление и развитие компетенций прошло через несколько стадий: после первого появления идеи внутри организаций появился инструментарий для практиков и консультантов в области HRM, и затем формирование концептуального представления о компетенциях, и, наконец, появление критических подходов.

Французский подход называется многомерным, или всесторонним, потому что интегрирует в себе элементы всех подходов, существовавших до этого.
И может быть проанализирован в 3 аспектах: помимо поведенческих характеристик, он включает в себя знания и опыт.

Французские модели представляют собой нечто среднее между американскими и британскими, так как используют аналоги поведенческих и функциональных компетенций.
Д. Касаль и А. Дитрих сообщают, что в структуру французских моделей всегда входит 3 элемента: знания, опыт и поведенческие характеристики.

Немецкая школа (целостный подход)

В Германии «модель профессии» имеет большее значение, чем «модель должности для конкретной организации». Поэтому представления о компетенциях в основном формируются в системе образования.

Целостный подход связан с понятием «ключевые компетенции», которое возникло в системе образования Германии также в 80-е гг. века.
Это понятие включало также такие индивидуальные характеристики, как гибкость, способность к сотрудничеству, этичность, моральная устойчивость. Таким образом, в немецкой школе компетентностного подхода учитываются как профессиональные, так и личностные и социальные компетентности.

С немецкой школой очень схож австрийский подход к изучению состава компетенций. В нем также выделяются ключевые компетенции, определяющиеся как «трансверсальные функциональные и профессиональные квалификации, включающие непредметные специфические способности и особенности структуры личности».

Немецкая образовательная модель включает в себя три кластера компетенций:

— профессионально-технические или предметные,

— личностные,

— социальные.

Над этими компетенциями выстраиваются методологические компетенции (способность к переносу навыков, решение проблем, креативность) и образовательные компетенции (способность к обучению, развитию учебных навыков).
Немецкие модели развиваются медленно, они тяготеют к стандартизации, и в настоящее время известны около 350 моделей для отдельных профессий, которые сформированы по единому шаблону.

Больше полезной информации о проектировании обучения с научным подходом вы найдёте в крупнейшей библиотеке Телеграм-канала «Лаборатория онлайн-обучения».

Источники 📖

• Божко Е.М., Ильнер А. О. «Компетентностный подход в России и за рубежом: исторические и теоретические аспекты»

• Дремина О.В. «Подходы к исследованию проблемы компетенций зарубежный и отечественный опыт»

• Компетенции современного менеджера (studwood.net)

• История и эволюция развития компетентностного подхода в управлении персоналом (studref.com)

• История и эволюция развития компетентностного подхода в управлении персоналом (studref.com)

33
Начать дискуссию