Как соблюдать речевой режим при задержке речевого развития (ЗРР)

Как соблюдать речевой режим при задержке речевого развития (ЗРР)

Если к трём годам ребёнок не говорит или его словарный запас ограничивается парой слов или слогов, это может быть сигналом для родителей обратиться к логопеду. Специалист проведёт диагностику и даст рекомендации о том, стоит ли беспокоиться. В случае выявления задержки речевого развития может потребоваться дополнительная консультация невролога, а иногда и сурдолога для исключения нарушений слуха.

Что делать родителям?

Многие взрослые боятся признавать проблемы, которые могут быть у их детей. Однако, когда речь заходит о задержке речевого развития (ЗРР), стоит помнить, что это не приговор. Это лишь констатация факта, который требует коррекции. И чем раньше начнется работа с ребёнком, тем больше вероятность, что задержка будет полностью преодолена.

Интеллект при ЗРР не страдает. Но если не оказывать необходимую поддержку, то, помимо речевых нарушений, могут отмечаться отставания в развитии и других психических функций, таких как память, внимание, восприятие и т.д.

Отсутствие полноценной устной речи затрудняет общение с другими детьми, что негативно сказывается на социальном развитии. Кроме того, дошкольник с сохранным интеллектом может осознавать свою неполноценность, что может привести к замкнутости, раздражению и злости.

Иногда ЗРР проявляется в агрессии по отношению к другим детям и взрослым, что, в свою очередь, приводит к конфликтам в коллективе. Со временем у дошкольника с ЗРР может сформироваться комплекс неполноценности, который в школе может затруднить процесс обучения и дружеские отношения с одноклассниками.

Правила общения с ребенком

Родители — это самые важные помощники логопеда. Если у вашего ребенка задержка речевого развития (ЗРР), ему будет сложно освоить устную речь. И именно вам, взрослым, предстоит помочь ему в этом непростом деле.

1. Речевой режим

Речевой режим — это строгие правила общения, которые помогут улучшить речь вашего малыша. Например, никогда не создавайте шум. Не включайте фоном видео на сайтах или телевизор. В таком потоке ребенку будет сложно выделить звуки речи, а в тишине он сможет ориентироваться на незнакомые ему источники шума и выделять их.

2. Говорите мало

Говорите с ребенком не очень много. Если дошкольник постоянно находится в потоке речи, то она сливается для него в один шум, и он перестает обращать внимание на звуки. Говорите четко и коротко, не используйте сложные многоступенчатые конструкции. Обязательно выделяйте слова интонацией, даже если это будет слегка преувеличено.

3. Начинайте с простых слов

На начальном этапе используйте простые слова из 2-3 слогов. Вводите новые слова постепенно, не торопите события. При этом не искажайте названия. Например, говорите «машина», а не «бибика».

4. Хвалите ребенка

Всегда хвалите ребенка за его речь, даже если слова содержат ошибки. Например, вместо «спать» — «сать». Важно поддерживать и одобрять речевую деятельность. На начальном этапе качество речи не имеет значения.

5. Играйте с ребенком

С дошкольником не имеет смысла проводить занятия. Лучше всего играть. Бесконечные «Повтори» только вызовут раздражение. Обязательно используйте игрушки — тогда слова станут наглядными.

6. Ведите дневник наблюдений

Обязательно ведите дневник наблюдений. Тогда вы сможете увидеть прогресс. Без записей можно забыть, каким был ваш дошкольник и каким стал.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ ТЕЛЕГРАМ КАНАЛ:

Начать дискуссию