Развиваем память малыша

Во время учебы в школе дети приобретают новые знания и умения. Необходимо учить их пересказу текста, это помогает развитию памяти, мышления, внимания, устной речи.

Развиваем память малыша

Важные характеристики

Для правильного пересказа текста нужно понимать его особенности. Пересказ — это изложение прочитанного своими словами, а не дословное воспроизведение. Ребенок должен понимать отрывок и осознавать его содержание.

Цель пересказа — запоминание материала, что возможно при полном понимании прочитанного.
Правила пересказа:
1. Только живая речь без механического заучивания.
2. Соблюдение последовательности и логичности изложения.
3. Полнота текста. Нельзя убирать фрагменты.
4. Выразительность. Монотонное пересказывание неинтересно слушать.

Предварительно дети учатся работать с текстом, выделять тему и главную идею, фиксировать главное.
Виды пересказа:
1. Подробный — рассказ близкий к оригиналу.
2. Выборочный — пересказ одной части текста, содержащей ответ на вопрос.
3. Сжатый — краткий пересказ сути текста.
4. Творческий — построение плана, дополнения, рассказ от третьего лица.

Каждый вариант работы требует особой подготовки. Для облегчения запоминания пишется план отрывка и текст читается несколько раз.

Возрастные особенности

Не всегда легко запомнить текст. Важно учитывать возраст ребенка и строить работу с учетом индивидуальных особенностей. В начальной школе родители являются полноправными участниками педагогического процесса и принимают участие в обучении.

Каждый день взрослому нужно уделять 20-30 минут на занятия. У ребенка спрашивают о прошедшем дне и его отношении к разным событиям. Взрослые могут рассказать примеры из жизни, забавные истории. Устная речь помогает понять суть пересказа. Начинают с маленьких объемов: 2-3 предложения, абзац и т.д. У детей может преобладать один тип памяти, например, визуальная, в таком случае нужна опора в виде картинок.

При обучении важно задавать наводящие вопросы, а не требовать пересказ. Если взрослый читает сказку, целесообразно спросить о событиях, главных героях. Быстро выучить пересказ можно при планомерной подготовке. Ученик старших классов начинает с выписывания непонятных слов. Он должен понимать все части текста, каждый термин. При первичном знакомстве с текстом выделяют смысловые части. После чтения обобщают впечатления, выделяют тему, главную мысль. Затем ребенок отдыхает 15 минут и повторяет чтение. Потом делают попытку пересказа. Можно написать план из основных смысловых блоков. Сначала подготовка займет много времени, но постепенно навык пересказывания станет привычным.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ ТЕЛЕГРАМ КАНАЛ:

Начать дискуссию