Тренды в образовании, которые актуальны сейчас и будут такими ещё долго
Собрали образовательные тренды — недавние и те, которые уже активно внедряются в образовательные материалы, — и попросили тимлида продюсеров Яндекс Практикума Марию Ванину рассказать о каждом из них подробнее. А ещё заглянули в «хрустальный шар» и предположили, какие тенденции появятся в ближайшее время.
Спойлеры: будущее образования тесно связано с персонализированным подходом, геймификацией и искусственным интеллектом.
Тренд №1. Обучение в гибридном формате — blended learning
Обучением в онлайн-формате уже давно никого не удивишь. Только за 2024 год онлайн-обучение прошли 40% россиян: самыми востребованными направлениями стали повышение квалификации, иностранные языки и личностное развитие. Вслед за трендом на онлайн-образование вернулась потребность в живом общении с преподавателями и одногруппниками — так появился гибридный формат образования. Особенно актуален гибридный формат для вузов: студенты изучают теорию онлайн, а затем очно отрабатывают знания на семинарах, практикумах и лабораторных работах. Это позволяет студентам развивать самоорганизацию и дисциплину и при этом получать возможность социализироваться.
Интересно, что в английском языке есть два термина — «hybrid learning» и «blended learning». То, что мы понимаем под «гибридным», в английском называется буквально «смешанным» — blended, а «гибридное обучение» означает формат, при котором часть студентов находятся в аудитории, а часть подключаются онлайн.
Тренд №2. Персонализированный подход и точечное обучение
Персонализированный подход к образованию — это тренд последних лет, который точно будет развиваться и совершенствоваться. Наконец-то мы пришли к тому, что люди разные: у каждого есть свой комфортный режим учёбы, работы и жизни, кто-то лучше воспринимает информацию визуально, а кто-то — на слух, для одних комфортнее учиться в группе, для других — самостоятельно. Если учитывать эти особенности, результат может оказаться выше ожиданий.
Точечное обучение — или microlearning — косвенно связано с персонализированным подходом. Суть точечного обучения заключается в экономии времени и кастомизации учебных материалов — к примеру, с помощью диагностики знаний. Она помогает понять, каких именно знаний не хватает специалисту, выбрать подходящий учебный план и материалы, а ещё — сэкономить время. Студенту не придётся изучать большое количество теории, которую он не сможет потом применить в работе. Это мотивирует — студент чувствует, что его не грузят лишней информацией, и видит быстрые и эффективные результаты.
Например, курсы на платформе для корпоративного обучения Грейд можно собирать «под себя». Для этого нужно пройти диагностику знаний, а затем с помощью образовательного конструктора собрать подходящее обучение: сформировать индивидуальный учебный трек, выбрать поддержку, добавить собственный учебный контент или даже создать новую учебную программу под конкретный запрос.
Тренд №3. Разнообразный учебный контент
Большое количество доступной информации сделало пользователей придирчивыми. У них высокая насмотренность, они не готовы тратить много времени на чтение лонгридов и заумных текстов и всегда знают, где найти альтернативу, — поэтому в задачу создателей курсов входит заинтересовать пользователя контентом с первых секунд и затем удержать его. Свою роль также сыграло развитие так называемого «клипового мышления»: люди не хотят долго вникать — лучше сразу уловить суть.
Следствие — тренд на разнообразный учебный контент и визуальное повествование. Например, в курсах Практикума мы активно используем различные визуальные элементы: почти после каждого абзаца есть схема, скринкаст или иллюстрация, которая визуализирует текст.
Развитие социальных сетей также влияет на сферу образования: всё больше учебного контента публикуется в соцсетях, а исследования показывают, что многие учителя используют соцсети для изучения трендов, чтобы затем интегрировать их в образовательные материалы.
Тренд №4. Интерактивность, геймификация, VR
Создание интерактивных учебных материалов — ещё один тренд, который появился благодаря соцсетям. Пользователи привыкли не только читать тексты, но и взаимодействовать с контентом: листать, нажимать, комментировать, общаться с ботами и т. д. Так появилась потребность в геймифицированном и интерактивном учебном контенте. Для этого используются VR-технологии, игровые механики, элементы достижения, возможность зарабатывать баллы и переходить на новый уровень. Геймификация и использование VR — два тренда, которые будут активно развиваться в ближайшее время.
Примеры:
- Сервис для изучения иностранных языков Duolingo, где можно получать баллы за прохождение уроков, повышать свой рейтинг и соревноваться с другими пользователями
- Использование VR-технологий в подготовке студентов в медицине: студенты-медики учатся проводить операции с помощью шлемов виртуальной реальности, а результаты исследований доказывают эффективность этого способа обучения
- Интерактивный формат курсов в Практикуме: например, на платформе Грейд студенты могут взаимодействовать с контентом через диалоги, кнопки, квизы и т. д.
Тренд №5. Использование искусственного интеллекта
Параллельно с использованием ИИ набирает популярность тренд — использовать искусственный интеллект максимально этично, чтобы контент был безопасным. В образовании ИИ используется для:
- разработки учебных материалов, в том числе — персонализированных;
- уменьшения человеческого фактора при создании некоторых образовательных материалов, там, где это необходимо;
- создания концентрированного контента: например, в платформу Грейд, как и в курсы Яндекс Практикума, встроена нейросеть YandexGPT, которая выделяет основные тезисы из пройденного урока. Это позволяет быстро вернуться к обучению после длительного перерыва или просто бегло освежить знания.