Персональные траектории. Как вузу учить студентов по индивидуальным программам и не потерять аккредитацию
Персональные образовательные траектории – это уже не что-то из будущего и не только практика продвинутых онлайн-университетов. Традиционные вузы постепенно начинают внедрять индивидуальный подход в обучении, дают студентам возможность выбирать, какие предметы и в каком темпе осваивать.
Запрос на индивидуальные образовательные траектории с каждым годом растет:
Для студента это возможность выйти из вуза со своим уникальным профилем компетенций и быть более востребованным на рынке труда.
Для работодателей это более компетентные молодые специалисты, которых не надо долго и мучительно переучивать после вуза.
Для университета это возможность повысить собственную привлекательность как в глазах абитуриентов, так и в глазах работодателей.
Плюсов много, однако причин тому, что полноценной персонализации до сих пор нет ни в одном вузе, достаточно.
Проблема персонализации сегодня состоит в том, на ком лежит ответственность за полученные результаты. Кто ответственен за выбор, который сделают студенты? Как сделать, чтобы не получилось произвольное сочетание попыток изучить отдельные кусочки из разных областей, которые человеку ничего не дадут и приведут к потере времени и средств? Через данные и анализ того, как развиваются люди, как они становятся успешными в определенных направлениях деятельности.
Нужны качественные данные, нужно учиться ими обмениваться, собирать их. Иначе смена образовательной парадигмы и переход к персонализации так и останется локальной историей отдельных продвинутых вузов.
Почему вузы (не) готовы переходить на индивидуальные траектории обучения студентов
Сначала хорошая новость, содержательно, вузы скорее готовы перейти к персонализации и даже начинают вводить элементы индивидуальных образовательных траекторий.
Но есть много ограничений. Речь о нормативных барьерах и «легализации» вариативной программы, которую проходят студенты.
Основная сложность – вытащить часы из основной образовательной программы и отдать ее вариативной части. Гораздо проще всю вариативную часть расположить в дополнительной части программы, факультатива или даже воспитательной деятельности.
Есть сложности и у студентов. Студент, может, и хотел бы сам выбирать предметы и форматы и изучать то, что ему нравится, но как все успеть, ведь есть еще основная образовательная программа, которую никто не отменял.
Проблема 1
Пока не будет адекватных механизмов встраивания в основную образовательную программу часов на полноценную вариативную часть, массово перейти к персонализации не удастся.
Как сейчас работает персонализация в вузах?
Студенты могут проходить курсы других университетов и сами вузы заинтересованы в том, что их контент (курсы, программы, лекции) был интересен учащимся из других университетов, других регионов. Но есть сложности.
Проблема 2
Вуз не может зачесть студенту отдельные элементы его образовательной траектории – лекции или курсы, которые он прослушал. Зачет можно поставить только за совокупность часов, объединенных к тому же в один модуль или факультатив.
Что делать?
Вузы готовы становиться более гибкими и давать больше свободы и выбора и студентам, и преподавателям. Но все упирается в систему аккредитации, где вуз могут лишить лицензии за несоответствие требованиям ФГОС.
Система консервативна и меняется медленно, поэтому те, кто работают в образовании, решают не ждать и начинают сами предлагать локальные решения по внедрению персонализации в образовательный процесс.
Вот некоторые идеи (подготовлены в рамках форуме «Сильные идеи для нового времени»):
Идея – реформировать студенческое научное общество – создать кружки среди студентов по проектам, которые они готовы реализовывать в рамках своего обучения. Бизнес идею поддержал и готов предоставлять конкретные задачи и даже выплачивать стипендии
Наша задача – это самостоятельная трудовая и образовательная навигация. Человек заходит на платформу и видит набор тестов, которые он может пройти. После тестирования, система формирует свое видение вас в данный момент времени: сейчас у вас такой набор навыков, компетенций, склонностей, умений, предрасположенностей. Далее предлагаются варианты вашего пути: кем вы можете быть, исходя из того, что система о вас знает. Если вы продолжаете работать в система, данные анализируются в динамике.
Когда студенты просто получают фундаментальные знания, например, по использованию IT-платформ, или базовые знания о деятельности предприятия, заинтересованность невысокая. Когда студенты переходят к практике – к решению конкретных производственных задач, мотивация быстро растет.
Выводы
- Современные диагностические инструменты не всегда обладают достаточной прогностической точностью, чтобы можно было делать выводы о том, что будет происходить со студентом в обучении.
- Уровень мотивации студента, его активная позиции при выборе собственного профессионального пути больше влияет на успешность прохождения образовательной программы, чем результаты диагностики.
- Персональные траектории нужны не только студентам, но и преподавателям.
- Важно научиться объединять данные, создавать культуру работы с данными, а не плодить платформы и системы.
- Необходимо создавать среду, в которой человек задумывается, по какому пути он идет и что выбирает, а не ждет подсказки системы.
- Образовательные платформы и системы, в свою очередь, должны помогать человеку делать микровыборы и формировать уникальные сочетания компетенций, которые повышают его ценность и востребованность на рынке труда.