Наташа Грант: чтобы выучить новый язык, нужно стать новым собой
Опытом делится Наташа Грант — нейролингвист, языковой коуч, преподаватель английского с 25-летним стажем, директор компании «Grant Coaching Ltd».
Глава 1. «Новый язык — это новая личность внутри нас»
Наташа Грант (а на тот момент еще просто Наташа) начала свой профессиональный путь из неожиданной точки — с поступления в медучилище. Когда учеба закончилась, захотелось — неожиданно — зарабатывать деньги. Работа медсестрой Наташе много не приносила, на тот исторический период с заработком и большими деньгами ассоциировалось скорее знание иностранного языка. Поэтому английский героиня учила сама и везде, где могла: сначала в школе по общеобразовательной программе, затем в Московском Педуниверситете, который закончила с красным дипломом, позже — на многочисленных курсах, с помощью книг и языковой практики.
Первой работой еще в прошлом веке стали уроки репетиторства за символические деньги. На тот момент это были занятия с учениками на дому, целью которых являлось подтягивание школьников и студентов перед экзаменами.
Работала за 50 рублей в час. Тогда это была исключительно прикладная история — подтянуть ребенка к школе и самой заработать на жизнь.
А потом остановиться на достигнутом не получилось. Наташа заметила у многих учеников одинаковые сложности: иностранный язык вроде нужен, но хронически не учится, постоянно хочется все бросить, а даже после многих лет практики у людей не появляется уверенности. Захотелось копнуть глубже и разобраться в первоисточнике проблем.
Как смеется героиня,
Я всегда хотела докопаться до сути. Возможно, это объясняется моим первым образованием — я мечтала стать патологоанатомом, но жизнь свернула в другую сторону. Теперь вместо причин смерти отыскиваю языковые и когнитивные блоки.
Постепенно спектр навыков стал расширяться: Наташа получила диплом психолога и преподавателя английского, затем прошла обучение в международной академии «Efficient Language Coaching» на нейролингвиста, окончила Академию Экспоненциального Коучинга и Гарвардский курс «нейробиология обучения».
Именно там, на последнем из обучений, героине пришла идея, как можно связать мышление, речь и личность. Так родился авторский образовательный метод GRANT:
G — Goals (цели)
R — Resources (ресурсы)
A — Ambitions (амбиции)
N — Nature (природа человека, личность)
T — Talents (таланты)
В своей первой Гибралтарской квартире, в крохотной студии с видом на стройку, я обклеила все стены листами А3 и на них рисовала схемы, стрелочки, кружочки и квадратики — первый прообраз своего метода.
Метод GRANT и стал ответом на первоначальный вопрос, с которого начался карьерный путь героини: «почему язык учат годами, но не ВЫучивают?». Спустя одну научную работу, множество обучений по всему миру, 25 лет преподавания и 100.000+ часов личной практики ответ нашелся — потому что по-настоящему глубокое знание языка возможно только в том случае, когда человек знает сам себя.
К свободному владению языком можно прийти, когда он органично встроен в жизнь: человек понимает себя и свои цели, имеет четкую мотивацию, знает, какими ресурсами располагает и что именно мешает ему выйти на новый уровень, раскрыть свою уникальность. И это действительно почти не связано с самим языком, то есть грамматикой, правилами, синтаксисом и всем тем, что мы привыкли часами безуспешно зубрить. Это про нашу внутреннюю свободу и глубинное понимание себя. Разобравшись с мышлением, остальные вопросы занимают от силы 10% времени и сил.
Одному из моих клиентов, успешному бизнесмену, никак не давалось время Present Perfect. Казалось бы, далеко не глупый человек, построил собственную компанию — явно дело не в простом непонимании грамматики.
Копнув глубже, мы поняли, где сложность — человеку в принципе было трудно рассказывать о своих результатах. Прошедшее совершенное время предназначено буквально для разговора о наших свершениях, для описания достижений и результатов. А человек не привык хвастаться и говорить о победах, в его окружении так было не принято.
И когда этот психологический затык стал понятен, мы нашли способ с ним справиться.
Любой путь героя лежит через сражение с собственным «драконом». В случае Наташи Грант, им оказался переезд в другую страну и необходимость свободно влиться в англоязычную среду. К сожалению, обстоятельства, в которых происходил переезд, оказались трагичными.
Моя история эмиграции, мягко говоря, нетипичная. Обычно люди переезжают вслед за родственниками или ради новой работы, а я поехала, чтобы попрощаться — в Гибралтаре умер мой муж.
Героиня приземлилась в новой стране с одним чемоданом и ноутбуком. Буквально. Жилья не было, стабильности тоже. Но было привычное почти-как-в-родной-Анапе море, желание начать новую жизнь и любимая работа, которая спасала. Спустя годы после переезда Наташа считает, что именно профессиональная деятельность не дала ей упасть духом в тот период жизни.
Наташа продолжила работать с клиентами, развивать свой метод и помогать эмигрантам справляться адаптироваться к новой реальности, а чуть позже открыла свою компанию «Grant Coaching Ltd». Возможно, именно эти события помогли укрепиться в понимании — новый язык способен раскрыть человека с неожиданной стороны и стать инструментом для построения новой жизни.
Эмиграция и изучение нового языка похожи. В обоих случаях мы сталкиваемся с большими переменами внутри и снаружи, и сами меняемся под напором новых обстоятельств.
Сейчас героиня специализируется на работе с предпринимателями и профессионалами, которым важно статусно и уверенно общаться на иностранном языке, быстро и комфортно адаптироваться в новой стране и повышать свой доход.
Глава 2. Как стать своим в новой стране и на международном рынке
Работу Наташи сложно описать через понятный алгоритм «делай 1 , 2, 3 — и все получится». Это всегда про индивидуальный подход к конкретному человеку, его специфические цели и возможности, особенности психики, жизненные условия. Для эффективной работы Наташа использует сплав из коучинга, консалтинга, преподавания, психологии и личного опыта.
Например, так героиня описывает момент знакомства с клиентами:
Я всегда слушаю, что человек говорит о себе и как. И — намного внимательнее — чего он НЕ говорит. Это самое важное в работе.
Суть заключается не в изучении языка, а в понимании себя и своей личности через него. Когда мы начинаем изучать иностранный язык, он становится частью нас, мы всегда как-то иначе начинаем мыслить, конструировать фразы, проявлять себя в мир. Иногда это обусловлено спецификой конкретной страны.
Одной из моих клиенток очень трудно давалось изучение итальянского. Это был не первый ее иностранный язык, поэтому возник вопрос: «что мешает учиться?». Как оказалось, причина была в бесконечном обсуждении еды, которое так типично для итальянцев. Для них поговорить о природе-погоде и вкусной пасте — это нормальная коммуникация, вокруг которой строятся всевозможные образовательные курсы, а для моей знакомой — бездарная трата времени. Стоит заменить разговоры о макаронах и пицце на что-то более возвышенное, и тут же появляется интерес.
Есть и куда более очевидные и частые установки, которые мешают обучению. Это нейромифы — неправильные представления о развитии и функционировании мозга. Все самые популярные нейромифы Наташа собрала в своем канале и объяснила, почему они не работают. Например, что не так с «животворящей» языковой средой.
Язык проявляет нашу личность, то, какими мы являемся на самом деле, вне привычной социальной роли. Если переход на английский сочетается с переездом, это заметно особенно ярко — эмиграция всегда сопровождается потерей привычного статуса, это всегда про адаптацию к новому, стресс, изменения во множестве сфер жизни одновременно. И вернуть себе стабильное положение можно через язык. Потому что когда внутри все работает согласованно, говорить о себе (то есть, фактически, контактировать с внешним миром) тоже становится просто.
Чтобы свободно заговорить, нужно понять про себя три ключевые вещи:
- Какой вы на самом деле: в новой стране и новой жизни? Что для вас важно? Что дает силы?
- Как вы мыслите в новых обстоятельствах, на чем фокусируетесь и как решаете задачи?
- Как новый язык будет встроен в вашу личность? Как вы появляетесь, говоря на новом языке?
Главное — не воспринимать себя и свою личность как что-то статичное, а наблюдать в моменте и замечать происходящие перемены.
Именно понимание и принятие себя нового (а не зубрежка через «не могу») позволяют почувствовать себя свободно в общении и выйти на новый уровень.
Сейчас Наташа собрала все самое лучшее из личного опыта и сотен часов консультирования в одной программе. Индивидуальный курс Platinum GRANT создан специально для предпринимателей и экспертов, которые готовы работать с англоязычными клиентами.
Курс, как и весь подход Наташи, направлен не на идеальную грамотность и «правильность» в освоении языка, а на свободное самовыражение и комплексное изменение жизни:
- понимание менталитета и культурных различий
- общение с учетом типа личности собеседника
- формирование желаемого образа в диалоге
- комфортную адаптацию к новому (проекту, месту жительства, коллективу, языку, рынку)
Настоящую ценность представляет не идеальное владение академическими правилами, а возможность искреннего диалога
Благодарим за интерес к этой истории!
Героиня: Наташа Грант
Автор: Майя Яковлева
Текст написан для журнала SVETI