Каких целей достойна женщина?
Автор статьи: Зеленова Мария Алексеевна
Редакторы: Матущенко Виктория Владимировна, Резникова Мария Сергеевна
Современные женщины живут в представлении о себе, как о свободных людях, которых ничего не ограничивает, у которых все возможности открыты, но при этом женщин окружают различные стереотипы, отнимающие у них возможности. Мы все еще часто слышим, что главная цель женщины – выйти замуж и родить детей, что высшая математика или физика женщине не нужна, а лучшая профессия – воспитатель или учитель, потому что это продолжает её материнскую роль. При этом не реже встречается и обратная ультимативная мысль, что современным женщинам не нужны ни семья, ни брак, а дети – это обуза. Можете быть спокойны, если у вас нет своих целей – общество предложит вам стандартный набор.
Мы же обратились к биографиям женщин, известных своим вкладом в развитие науки и социума таким как Екатерина Дашкова, Софья Ковалевская, Мария Монтессори, Александра Коллонтай и многим другим. На их примерах мы хотим показать, что каждая женщина может сама определять для себя жизненные приоритеты и выбирать направления своего развития.
Женщины способны добиваться результатов в разных областях – быть на передней грани науки и общества, эффективно развивать области знаний, бизнес, быть как на ведущих ролях, так и успешно выполнять роли ассистентки, жены и матери.
Как же современной женщине отвязаться от стандартных целей и построить достойную судьбу? Мы предлагаем обратиться к целеполаганию: научиться ставить цели – один из шагов к выбору собственного сценария.
О результативности и банальности
Почему одни и те же действия ведут к разному результату? Все дело в масштабности цели. А действия будут неким инструментом к достижению.
Рассмотрим попарно пример женщин с разными целями.
Две женщины готовят званый ужин. Одна – готовится встречать друзей. Другая – организует светский ужин для профессионального сообщества. Для обеих важно обеспечить комфорт участников. Однако цели преследуются разные: веселое времяпрепровождение против установления профессиональных связей для роста и открытия возможностей.
Умение различать уровни целей открывает спектр возможностей для вашего развития.
Автор провела микро исследование, для этого были взяты 75 фактов из жизни 42 выдающихся женщин мира. Нам удалось выделить типовые пары целей разного уровня. В этой статье рассмотрим пять пар целей, которые ставили себе женщины, увидим отличие бытовых и развивающих целей.
Под бытовыми целями мы будем подразумевать цели, которые формируются вокруг семьи и удовлетворения простейших потребностей комфорта. Развивающие цели (они же – профессиональные) – направлены на благо общества, часто выходят за рамки личностного «я» и идут вразрез с общественными нормами.
На основе представленной типизации вы наглядно увидите разницу в подходах и сможете проанализировать собственные действия и цели.
Эта статья будет полезна тем, кто вступает на профессиональный путь и хочет определиться с вектором развития, расширить спектр возможностей и повысить уровень своей реализации.
В статье мы рассмотрим пять пар похожих действий, мотивированных разными целями. Для ознакомления мы разместили пары в таблицу ниже.
Как видите, цели различаются даже на этапе формулировки. Но отдают ли женщины себе отчет в том, какие именно задачи стоят перед ними? Надеемся, что после прочтения данной статьи, вы сможете лучше понять, к чему стремитесь вы и куда выши цели ведут.
Получить образование
Получить знания ради знаний или потому, что мама настаивает – банальная цель, или получать навыки для того, чтобы развивать свои проекты и нести пользу людям – развивающая цель.
Банальная цель – получить образование для галочки
Многие люди получают диплом для галочки. Кто-то просто любопытен и желает что-то узнать. Для других образование – это способ выделиться: выиграть конкурс, олимпиаду, стать первым в семье, у кого будет диплом о высшем образовании.
Развивающая цель – получить образование для развития в профессии
Единичные люди получают образование для того, чтобы развивать науку, передавать знания и опыт, развиваться в выбранном направлении.
Например, Мишель Обама в своих мемуарах рассказывала, что хотела поступить в Принстон, потому что это престижно и потому что там уже учился её брат.
В то же время мы видим пример Марии Монтессори, которая будучи уже доктором медицины, директором ортофренической школы, поступает в Римский университет для изучения экспериментальной психологии и педагогической антропологии. Эти знания требуется ей для развития своего метода среди детей без отклонений в развитии.
Стать мамой
Кто для нас самый дорогой человек? Конечно, наши дети, часто мы сами. У кого-то супруг, родитель и т.д. Бывает, мы сосредотачиваемся на благе этого любимого человека и посвящаем ему всю жизнь. И тогда вырастает... А кто, собственно, вырастает? Чаще – никто. Такой же обычный человек, как и все. А иногда и с деструктивными манерами. Однако, изредка это даёт плоды, потому что сам по себе этот любимый экземпляр рода человеческого одарён. И ему нужна поддержка и опора для продвижения.
Родить детей и воспитывать их «правильно» с точки зрения общества (банальная цель). Попытаться вырастить из ребенка достойную творческую личность – развивающая цель.
Банальная цель – позаботиться о своем любимом ребенке
Быть мамой можно по-разному. Можно положить себя на алтарь обеспечения жизненных функций своих детей. Гордится тем, что дети ходят в 100500 кружков, занимаются модными направлениями типа ментальной арифметики, ходят в лучшей одежде и питаются исключительно сбалансированной едой. При этом забить на свои цели и амбиции, оправдывая себя лозунгами «зато я мама», «я жена», «Яжмать я родила», «я хорошая мама», «я хорошая жена».
Развивающая цель – мой ребенок должен стать лучшим
Единичные успешные примеры матерей чемпионов показывают, что жертвы родителей ради становления своих детей могут стать благодатной почвой для появления гроссмейстеров, олимпийских чемпионов, мастеров балета и других направлений.
Например, Мэри Энн Беван, посвятила свою жизнь обеспечению детей. Со смертью мужа и приходом болезни она зарабатывала всеми возможными способами, вплоть до работы в цирке уродов, лишь бы обеспечить детей куском хлеба.
В то же время мы видим пример Ламары Цискаридзе, которая также положила свою жизнь к ногам сына. Но ее главной задачей было обеспечить его обучение балету. Ни переезд в другой город, ни развод с мужем, ни работа на износ не остановила ее в стремлении дать сыну лучшее хореографическое образование.
Выйти замуж
Замужество – важный шаг в жизни женщины. От выбора партнера будет сильно зависеть ее дальнейшая судьба. Но даже здесь есть развилка. Выйти замуж потому что так принято, пора и часики тикают, или для того, чтобы сбежать из-под опеки родителей – банальная цель. Найти партнера, который поддержит развитие, поможет добиться результата – развивающая цель.
Банальная цель – сбежать замуж
Родительский очаг, отчий дом, родное гнездо. Слова красивые, но не всегда это то место, где женщине хорошо живется. Часто родительская семья – это деструктивная ячейка, которая давит на женщину зашоренностью и стереотипами. Тогда побег из отчего дома кажется единственным выходом.
Развивающая цель – муж, как ресурс
Было время, когда женщине приходилось совершать дополнительные шаги для получения образования. Не допускалось нахождение женщин не под опёкой родителей или мужа. Тогда – выбор правильного партнера давал женщине доступ к образованию, науке, исследованиям. Может показаться, что сегодня это уже не актуально, однако статистика показывает, что даже сегодня большое количество женщин забывает о собственном развитии и амбициях после замужества и рождения детей.
Например, Лёля фон Ган (будущая Елена Блаватская – бабушка теософии), для того чтобы сбежать от семьи и обрести долгожданную свободу решила выйти замуж за Никифора Блаватского, которого «чуть-чуть полюбила … и этого "чуть-чуть" достаточно».
В то же время мы видим пример Софьи Корвин-Круковской (будущей Ковалевской), которая рассматривала брак, как способ получить доступ к образованию. По словам биографа Пелагеи Кочиной: «Она так была уверена в рациональности фиктивных браков для общего блага, что много хлопотала о том, чтобы устроить их и для других девушек своего круга». Выйдя замуж за Ковалевского она поехала покорять Университеты Европы, желая показать, что женщины способны, что они достойны участвовать в научном процессе и заниматься исследованиями наравне с мужчинами.
Нанести пользу
Нести в общество благо – это само по себе достойная цель. Но и здесь есть развилка. Не умоляя заслуг всех, кто работает во благо других, все таки хочется показать вам уровень решаемых задач и отличие масштаба целей. Здесь мы примем помощь одному конкретному человеку за банальную цель. А попытки внести вклад в развитие культуры, вида, целой группы людей назовем целью развивающей.
Банальная цель – помощь одному
Для кого-то смыслом жизни становится волонтерская работа и помощь конкретным страждущим. Результат понятен – ты либо помог, либо нет. Конкретному человеку либо стало жить проще, лучше, сытнее, либо нет. Такой видимый результат подстегивает помогать снова и снова.
Развивающая цель – помощь многим
Единицы готовы менять то, что сегодня выглядит неприемлемым, неудобным, устаревшим и т.п., распространить, укоренить новые идеи в обществе. Действовать не во благо одного человека, но стремиться изменить жизнь всего общества.
Например, Аманда Макклелланд, посвятила свою жизнь волонтерской деятельности. Как волонтер благотворительной организации она решала разные задачи. Одной из таких задач стал сбор средств на операцию ребенку. Для этого Аманда организует вечер со сбором средств и не только помогает малышу, но и пополняет фонд для помощи другим детям.
В то же время мы видим пример Коко Шанель, целью которой было направить силы на то, чтобы облегчить жизнь женщин. Она придумывает, как переодеть женщину в одежду, в которой будет в первую очередь удобно жить и соблюдать гигиену.
Написать книгу
Написать книгу непросто, но что принесёт эта книга читателю? Задумайтесь, как бы изменилась ваша жизнь, если бы вы прочитали биографию актрисы? Полагаю, что кроме праздного любопытства, почерпнуть из такого «труда» больше нечего. Так ради чего нужно писать книгу? Потешить свое эго, пропиарить себя, наследить в истории и развлечь толпу – банальная цель. Или же оставить наследие – труд, опираясь на который другие исследователи смогут обучаться, или почерпнут недостающие знания – развивающая цель.
Банальная цель – написать книгу о себе любимой
От безделья и скуки любят люди судачить, много болтают. Переливают из пустого в порожнее, рассказывают, кто что съел на завтрак или, на ужин, где кто сколько отдал денег за модную вещичку, о рекордах в баре или на турнике – описывать все это в монографию не только банально, но и не полезно для общества.
Развивающая цель – написать книгу для развития профессии
Другие люди предпочитают делиться достижениями в работе, результатами экспериментов или наблюдений, оформляют труды, которые не только несут пользу не только последователям, но и могут стать основанием для открытий в других областях.
Например, Марлен Дитрих в своей биографии сама обозначает цель написанного – убрать слухи и сплетни, которыми окружена ее персона. Скорректировать мнение о себе любимой и рассказать кто, как, где и когда ее обидел.
В то же время мы видим пример Марии Сибиллы Мериан, которая используя свое мастерство художника и гравера создала первый в мире сборник посвященный насекомым и некоторым животным суринама. Показала процессы метаморфоз бабочек. Своими трудами она внесла существенный вклад в развитие энтамологии.
Эпилог
Каждый день мы стоим перед выбором. У одних людей движимыми идеями являются забота о себе или близких, поиск лучшей жизни и ожидание доброго волшебника, который решит все их проблемы. Но другие люди выбирают своими целями благо общества, развитие науки, просвещение. Большие дела удаются тем, кто ставит перед собой большие цели.
Вывод
Сравнив результаты даже выдающихся женщин мы видим, что неправильно выбранные цели уводят от достижений. Понимание уровней целей и умение отличать хотя бы бытовые и развивающие – это только первый шаг на пути целеобразования.
Мы не пытаемся обесценить труды других людей или доказать вам, что банальные цели плохие, а развивающие хорошие. В жизни каждого из нас есть место для разных видов целей. Однако мы хотим обратить ваше внимание на то, где начинаются первые ошибки и последующие риски в построении собственного сценария.
Попробуйте выполнить упражнение. Посмотрите, какие цели ставят перед собой ваши друзья? А какие цели ставите вы перед собой? К какому уровню вы бы отнесли эти цели?
Задайтесь вопросом – к чему стремитесь вы?
Предложите свой взгляд на проблему в комментарии. Опишите ваш опыт в целеполагании. Если не согласны с нашими тезисами – пишите. Нам будет интересен ваш опыт.
Тема целеполагания нуждается в доисследовании.
Предлагаемые темы:
- Уровни целей.
- Риски при постановке целей.
- Изменение целей на протяжении жизни.
Контакты автора
2. Клуб LivreLady благодарит Матвеева Дмитрия Александровича и издательство LIVREZON за методическую поддержку. А также проект YouBe и его руководителя Илью Михайловича Лебедева за проявленный интерес к Стажировке Великих Женщин и распространение информации о наборе участников в своих социальных сетях.
3. Книга делового Клуба LivreLady «ОНА вне шаблона. Том 1. На работе», которая ставит другие полезные навыки и помогает решать задачи.
4. По вопросам и с предложениями о сотрудничестве пишите на почту livreladyinfo@yandex.ru