Получение высшего образования в 2025 году: кого ждут вузы, обновления программ и запросы рынка

На сегодняшний день в России около 40% инженеров имеют незаконченное высшее образование — именно столько студентов когда-то оставили универы ради работы вне своей специальности. В результате образовался дефицит кадров в технических областях. Возникает вопрос: зачем тратить годы на получение диплома, если учебные программы уже устарели и не отвечают потребностям современного рынка, а выпускники вынуждены дообучаться непосредственно на рабочих местах?

Мы, как специалисты в области архитектурного и дизайнерского образования, задались целью разобраться, почему престиж высшего образования снижается и какие направления требуют лишь прохождения онлайн-курсов.

Получение высшего образования в 2025 году: кого ждут вузы, обновления программ и запросы рынка

Обучение в вузах часто не совпадает с требованиями рынка

Во время одного из прямых эфиров Никита Асадов поделился своими наблюдениями относительно качества подготовки молодых архитекторов, проходящих у него стажировки.

Никита Асадов
глава московского архитектурного бюро ASADOV

Мы сотрудничаем с архитектурными вузами и регулярно принимаем студентов на летнюю практику. Однако многие из них сразу сталкиваются с трудностями, поскольку работа над проектами происходит гораздо быстрее, чем они привыкли в университете. Даже на третьем курсе основное внимание уделяется теоретическим аспектам, тогда как практика остается на втором плане

Оказывается, что изменения на рынке, технологические новшества и требования к специалистам происходят значительно быстрее, чем учебные заведения успевают адаптировать свои образовательные программы. К тому же в последние десять лет, особенно с внедрением Болонской системы с бакалаврскими и магистерскими программами, эта необходимость обновления программ не была приоритетной задачей вузов.

Сергей Толкачев, профессор Финуниверситета, выразился предельно ясно:

Подготовка четырехлетних «бакалавров металлургии» и «бакалавров электротехники» нанесла серьезный ущерб реальному сектору экономики

В связи с этим в феврале 2025 года Владимир Путин подписал поправки в Указ о системе высшего образования. Основное изменение — отмена бакалавриата и магистратуры. Им на смену приходит трехступенчатая система:

  • Базовое высшее — фактически восстановленный пятилетний специалитет.
  • Специализированное высшее — включает магистратуру, ординатуру и ассистентуру.
  • Профессиональное высшее — аспирантура.

Однако в полной мере изменения заработают лишь после 2030 года, когда большинство вузов адаптируют программы. Пока к новому проекту подключились только шесть университетов по всей стране. Они не смогут перевести все свои специальности на обновленные программы одновременно. Этот процесс будет происходить постепенно, охватывая каждую год одну-две специальности, пока не будут охвачены все дисциплины.

Причина такой медлительности заключается в том, что университетские программы не могут быть переписаны мгновенно. Это сложная и громоздкая государственная структура.

Рустем Ахияров
генеральный директор онлайн-школы META Education и доктор технических наук

На старших курсах некоторых учебных программ используются устаревшие образовательные материалы, такие как технологии, программное обеспечение и оборудование, в то время как промышленность и гуманитарные сферы развиваются очень быстро. Процесс внесения изменений в учебные программы (ФГОС3+) занимает много времени и не позволяет оперативно адаптироваться к новым требованиям рынка и запросам работодателей. Аналогично, обновление лабораторной базы вузов зависит от бюджетного планирования, наличия финансовых ресурсов и тендерных процедур, что делает этот процесс долгим — в лучшем случае он занимает целый календарный год

Также мы провели беседу с действующими студентами архитектурных вузов, чтобы узнать их взгляд на проблему. Студенты подтвердили, что полученных в университете знаний недостаточно для полноценного участия в дизайне интерьеров или выполнения ключевых ролей в архитектурных проектах сразу после окончания учебы.

Дарья
студентка третьего курса факультета "Дизайн интерьера" из Самары

Уже на первом курсе я услышала от старшекурсников, что стоит искать дополнительные курсы по дизайнерскому ПО, поскольку в учебной программе на это отведено мало времени, и полноценно освоить программы сложно.


Эти опасения подтвердились на втором курсе. Например, на занятиях по ArchiCAD и 3ds Max мы просто повторяли действия преподавателя, но самостоятельного проектирования нам не доверяли. Такие программы сложны, и простое копирование действий не приносит пользы. Поэтому я решила искать онлайн-курсы, чтобы изучить эти инструменты во время каникул.


Три месяца занятий в онлайн-школе позволили мне освоить основы и начать создавать проекты, похожие на профессиональные работы дизайнера интерьера. К счастью, я успела подготовиться заранее, так как в следующем семестре нам предстояло сдать полноценную 3D-визуализацию

Кристина
выпускница университета 2023 года из Москвы

Во время учебы на архитектора первые два года мы занимались ручным черчением, а графическое ПО, особенно Revit, осваивали весьма поверхностно. Однако на третьем курсе нам начали предъявлять требования по выполнению чертежей в этих программах.


Из-за недостаточного количества аудиторных часов мы не могли справиться с полноценной проектной работой. Поэтому наша группа решила искать курсы по Revit. Благодаря им мы смогли продолжить обучение и успешно проходить стажировки, обладая более глубокими практическими знаниями, чем большинство наших однокурсников. Работодатели охотно принимали нас, не задавая лишних вопросов

Таким образом, вузы продолжают давать базовые знания, в то время как рынок требует сочетания этой базы с глубокими техническими навыками. Сегодня к основополагающим дисциплинам, таким как черчение и материаловедение, добавилось владение профессиональными программами. Однако вузы пока не смогли обеспечить должный уровень преподавания этих навыков.

Стоимость обучения

Давайте рассмотрим стоимость обучения профессии, учитывая необходимость поиска дополнительных курсов помимо основного учебного плана в университете:

  • Один учебный год в архитектурном вузе обойдется приблизительно в 250 тысяч рублей.
  • За весь период бакалавриата расходы составят около 1 миллиона рублей.
  • Отдельный курс по компьютерной графике будет стоить от 30 до 40 тысяч рублей.

Для сравнения предлагаем рассмотреть цены на курсы для архитекторов и дизайнеров.

На фоне расходов в размере 1 миллиона рублей, затраты в 30 тысяч кажутся незначительными. Вероятно, такая ситуация сохранится в ближайшие 10 лет, пока университеты будут обновлять свои учебные программы и уделять больше внимания современным технологиям.

Как в вузах стремятся улучшить обучение

Несмотря на проблемы, некоторые преподаватели стараются улучшить качество обучения студентов.

Дарья
студентка 3-го курса факультета "Дизайн интерьера" из Самары

У нас был всего один урок по обмерам, и этого явно недостаточно для освоения навыка. Инженерные системы мы вообще не изучаем, хотя понимание их устройства важно для оформления интерьера. Преподавателям приходится самостоятельно находить и предлагать дополнительную информацию, посещать специализированные мероприятия, чтобы восполнить пробелы в знаниях

Рустем Ахияров
генеральный директор онлайн-школы META Education и доктор технических наук

Государственная поддержка вузов направлена на улучшение их инфраструктуры, развитие передовых научных направлений, внедрение инновационных и импортозамещающих технологий.

Примером является программа "Приоритет - 2030", реализуемая в рамках нацпроекта "Молодежь и дети". Ее цель — финансирование стратегически важных проектов вузов для достижения технологических преимуществ. Это способствует повышению уровня компетенций научно-исследовательских коллективов, внедрению современных разработок в промышленное производство и другим важным направлениям.


Кроме того, государство поддерживает повышение квалификации преподавательского состава через производственную стажировку, что позволяет им передавать студентам самые свежие знания.


При сотрудничестве вузов с крупными предприятиями создаются базовые кафедры прямо на производственных площадках. Такое партнерство объединяет ресурсы обеих сторон, обеспечивая доступ к современному оборудованию, научным данным и практическому опыту.


Сотрудники предприятий участвуют в образовательной деятельности базовых кафедр, проводя лекции и практические занятия. Это помогает адаптировать обучение под реальные нужды рынка, делая выпускников более конкурентоспособными на рынке труда

Когда высшее образование необходимо

Рассмотрев различные точки зрения и опыт участников образовательного процесса, мы пришли к выводу, что значимость высшего образования варьируется в зависимости от конкретной специализации.
Для архитекторов, инженеров и аналогичных технических специальностей высшее образование играет ключевую роль. Эти профессии требуют глубокого понимания основ, которые остаются неизменными со временем. Новые технологии и методики можно изучить позже, но база должна закладываться в университете.
Для визуализаторов, дизайнеров и представителей смежных областей высшее образование менее важно. Здесь важнее личностные качества, такие как креативность и эмпатия, а также способность быстро адаптироваться к изменениям. Базовые технические навыки можно приобрести на краткосрочных курсах, а новизну и современные тренды легче ��тслеживать самостоятельно.
Если у вас уже есть одно высшее образование, получение второго по дизайну интерьера может оказаться излишним. Онлайн-образование предлагает эффективную подготовку, помогает наладить деловые связи и взаимодействовать с клиентами. Высшее образование в этой сфере ценится больше за расширение горизонтов и развитие социальных навыков, чем за приобретение конкретных профессиональных знаний.

Рустем Ахияров
генеральный директор онлайн-школы META Education и доктор технических наук

Качество дистанционного образования продолжает расти, параллельно увеличивая популярность онлайн-школ. Это открывает широкие возможности для профессиональной переподготовки и повышения квалификации, предоставляя доступ к актуальным и востребованным учебным материалам.


Онлайн-обучение предлагает разнообразные методы и инструменты для эффективного усвоения материала: видеолекции, текстовые конспекты, виртуальные лаборатории, симуляторы, экзаменационные тесты и задания, основанные на реальных запросах рынка, и многое другое.


Особенно приятно отметить, что авторы высококачественного образовательного контента всё чаще являются опытными преподавателями вузов, ведущими специалистами промышленных компаний и известными учёными.


Образовательные платформы включают цифровые кафедры, позволяющие выбрать и изучить интересующие курсы. Открытый характер, доступность и удалённый формат онлайн-образования делают его доступным для всех категорий учащихся — от школьников и студентов до работающих профессионалов

Современный рынок профессий переживает значительные изменения благодаря быстрому развитию технологий, включая искусственный интеллект. Взглянем на сферу маркетинга и рекламы — здесь учеба в вузе становится все менее актуальной, поскольку тренды и технологии меняются столь стремительно, что даже самые современные курсы теряют свою ценность спустя год. Ситуация в IT-секторе ещё более динамичная.

Важно осознавать реалии и предварительно оценить, какую пользу принесет вам обучение в вузе. Анализируйте частоту изменений в выбранной вами профессии и принимайте осознанное решение о поступлении.

Начните с изучения рынка через профильные онлайн-курсы, ознакомьтесь с кейсами выпускников и определитесь с началом карьеры. Подпишитесь на соцсети META Education — это станет вашим первым шагом в правильном направлении.

_________________________________________________

1
Начать дискуссию