Поток сознания и слишком экспертный инфотекст: Копирайтерские разборы. Выпуск 1
Учиться на ошибках — хорошо, а учиться на чужих ошибках — еще лучше. Хотите избежать собственных л��ксических шишек, пунктуационных синяков и орфографических ссадин? Тогда читайте текстовый пересказ первого выпуска ютуб-шоу «Копирайтерские разборы», героями которого стали два инфотекста, две художественных миниатюры и христианское стихотворение. А если не хотите читать — смотрите видео. Ссылка на него есть в конце каждого раздела. Разбор проводил я — копирайтер и основатель «Агентства экспертного копирайтинга» Миша Мокрецов.
Содержание:
Текст 1: «Мы управляем текстом или текст управляет нами?» (стихотворение)
На разборе я задал риторический вопрос: в лирических произведениях важнее рифма или содержание? Поэт, приславший стихи на разбор, на первый взгляд, умело рифмует стихотворные строки, но при более внимательном прочтении становится понятно: автор рифмует ради рифмы, а не ради передачи глубокого смысла.
Главная проблема поэта — зависимость от слова и неумение им управлять.
Совет: работайте над смыслом лирического произведения и не позволяйте форме взять верх над содержанием. Со временем вы поймете, как научиться писать стихи, в которых соблюдается идеальный баланс.
Текст 2: «Старая фотопленка и современный текст» (миниатюра)
Вы когда-нибудь проявляли старую фотопленку? Картинка на ней появляется медленно, с каждой минутой становясь все четче и четче.
Второй текст имеет примерно такую же особенность: чем больше его читаешь, тем понятнее он становится. С каждым прочтением открываются подробности, которые невозможно было заметить во время первого знакомства.
Главные проблемы автора: наличие неуместных по стилю слов и незавершенных по смыслу предложений.
Совет: замените неудачные слова на более подходящие, завершите незаконченные мысли, уберите ненужные фразы. У читателя не должно возникнуть чувства неясности после прочтения вашего текста или необходимости перечитать его несколько раз для лучшего понимания.
Текст 3: «Когда экспертность становится проблемой» (инфотекст)
Автор третьего текста давно хотел узнать, как научиться писать экспертные статьи, поэтому без лишних раздумий отправил свой инфотекст про обои на разбор.
У специалиста удивительная проблема — слишком большая экспертность. Его текст слишком компетентный, слишком интересный, слишком насыщенный и много других «слишком». Его статья — настоящая обойная энциклопедия, где есть всё и даже больше.
Совет: не стоит писать обо всем и сразу. Если хочется дать и «советы при поклейке», и рассказать о «выборе обоев», и поведать о «минусах экономии» — разбивайте статью на отдельные посты или статьи. Структурируйте информацию: используйте списки, делайте выводы, давайте советы. Помните, ваш текст будут читать не только оклейщики обоев, но и те, кто впервые в жизни столкнулся с ремонтом.
Текст 4: «Структура — наше все» (SEO-текст)
Ловить за хвост вдохновение или планомерно двигаться по заранее намеченному плану? Я предлагаю второй вариант. Этот же совет я дал автору четвертого текста о рекламных баннерах.
Главная проблема автора — отсутствие гармонии в объеме композиционных частей текста. Основная часть его рекламной статьи значительно меньше вступительной и заключительной. Копирайтер долго подбирается к основной теме, быстро сообщает основную информацию и медленно призывает к покупке.
Совет: прежде чем начать писать текст, создайте его структуру. Пропишите композиционные части, их объем, придумайте заголовки и подзаголовки. Если сомневаетесь в процентном соотношении текстовых частей, берите за основу композиционную формулу: 30 %–30 %–30 %.
Текст 5: «Меньше слов — больше смысла» (миниатюра)
Много мыс��ей в сердце — это хорошо, но много мыслей на бумаге — не всегда. Пятый автор умеет замечать жизнь, но не знает, как научиться писать о своих переживаниях.
Главная проблема автора миниатюры — громоздкие предложения и обилие пунктуационных ошибок. К сожалению, перечисления и описания не помогают читателю понять написанное, более того — замыливают картинку, делают ее нечеткой.
Совет: после написания перечитайте свой текст и желательно — вслух. Так вы заметите все текстовые неточности: лишние слова, неудачные формулировки, тяжеловесные конструкции. Удаляйте такие предложения без сожалений. Поверьте: ваш текст не станет хуже после «чистки». Наоборот, читатель сможет лучше рассмотреть драгоценный смысл, спрятанный под слоем словесной пыли.
Разговор со зрителями
Вопрос Натальи: «Вы учите, что перед написанием текста нужно составить его структуру, но иногда ведь авторы пишут по вдохновению, не задумываясь о целевой аудитории. Все-таки написание структуры — это огромный кусок работы».
Мой ответ: «Со временем писать тексты по структуре станет легче, потому что придет опыт. Например, Стивен Кинг начинал писательскую деятельность, записывая словами фильмы. В общем, все начинается с малого».
Мой вопрос: «Может быть, кто-то хочет поделиться впечатлениями? Рассказать, что взяли для себя?».
Ответ Светланы: «Из эфира я взяла для себя два важных правила: во-первых, избегать списков из одного слова, во-вторых, не использовать википедийные сложные понятия.
Писательские лайфхаки
1. Делайте упор на содержание, а не на форму при написании лирических произведений, ведь читателей, прежде всего, интересует смысл стихотворения, а не рифма.
2. Следите за понятностью вашего текста. Убирайте лишние предложения, завершайте незаконченные мысли. Не оставляйте читателя с чувством неясности после прочтения.
3. Дозируйте количество экспертной информации в одном тексте, разбивая большие статьи на отдельные блоки или посты. Всегда помните, что ваши инфотексты читают не только эксперты, но и обычные люди.
4. Создавайте структуру текста перед его написанием. Заранее прописанный план поможет качественнее достичь поставленной писательской цели.5. Перечитывайте готовый текст и без сожалений удаляйте неудачные конструкции и лишние фразы. Таким образом, вы поможете читателям лучше понять написанное.
Применяйте в жизни мои советы — и ваши тексты всегда будут дочитывать до конца и с удовольствием.
Подписывайтесь на мой тг-канал «Записки копирайтера». В нем рассказываю как приводить клиентов через контент-маркетинг, обучаю стратегическому подходу к контенту, помогаю освоить нейрокопирайтера не копирайтерам!