Решения, которые принимают женщины при достижении профессиональных целей
Автор статьи: Курдюк Анастасия Евгеньевна
Редакторы: Матущенко Виктория Владимировна, Резникова Мария Сергеевна
Профессиональное развитие женщин — это тема, которая по сей день наполнена суевериями, вопросами, а решения часто не имеют ничего общего с интеллектуальным трудом.
В XIX веке считалось, что девушке как «хранительнице очага» не нужно образование. Кажется, что это было давно и не имеет отношения к настоящему, но и сейчас многие молодые девушки полагают, что образование не нужно, бросают все силы на поиски богатого мужа или мечтают стать популярными блогерами, как Инстасамка или Валя Карнавал.
Также существует множество убеждений, которые витают в обществе и читаются между строк, к примеру, что проблемы девушки должен решать муж/отец/брат/сват.
Мы видим, что несмотря на значительные социальные изменения в обществе, многие стереотипы и барьеры: женщина — плохой руководитель или что женщине место на кухне, — с которыми сталкиваются леди на своем пути, продолжают оказывать влияние на принятие решений при достижении поставленных целей.
Мы обратились к биографиям женщин с достижениями разного масштаба, чтобы посмотреть, как действовали они. В их биографиях мы искали примеры того, как они решали сложные задачи и достигали своих профессиональных целей, преодолевая культурные и социальные барьеры.
Сразу определим, что мы, в данной статье будем понимать под «профессиональной целью» и «профессиональным решением».
Профессиональная цель — это намерение достичь определенного результата в профессии, соответствующего личным интересам и амбициям, связанное с развитием навыков и компетенций, а профессиональное решение — это осознанное действие, направленное на достижение целей.
Для анализа были использованы примеры из биографий 45 выдающихся женщин. В ходе исследования мы выделили четыре вида целей в зависимости от продолжительности и масштаба: задача, краткосрочная цель, профессиональная цель на уровне жизни, профессиональная цель за пределами жизни. Далее, проводя обобщение действий, которые совершали женщины, нами были выделены группы решений.
На изученных примерах можно выдвинуть гипотезу о том, что для разных уровней целей будет свой набор решений, но для того, чтобы проследить эту связь необходимо собрать больше материала.
Данная статья призвана показать, что, несмотря на стереотипы, женщины находят пути и средства для достижения своих целей, и что их успехи — это не случайность / не только удача, но и результат стратегий и решений.
Мы подробно остановимся на трех группах решений, которые применяли женщины для достижения профессиональной цели: правильный выбор партнера, формирование эффективной команды и непрерывное самообразование.
Приведенные группы решений не являются исчерпывающими — существует ещё большое множество решений задач, которые остаются за рамками этой статьи. Вместе с тем, они универсальны и могут быть эффективно применены для достижения целей вне зависимости от их характера.
Каждая группа выделенных решений представляет собой отдельную исследовательскую тему. В рамках данной статьи мы сосредотачиваемся на примерах из биографий 45 великих женщин, не углубляясь в аспекты выбора партнера, формирования и сплочения команды, получения образования, поиска наставников или репетиторов. Эти вопросы требуют отдельного глубокого анализа и исследования, основанного на большом объеме данных.
Итак, приступим.
Пункт первый. Правильный выбор партнера
Одной из групп решений является «правильно выбранный партнер» в качестве спутника жизни, который может стать отличным подспорьем для достижения профессиональных целей. Выбор партнера является одним из важных факторов, который может как способствовать достижению профессиональных целей, так и выступить серьезным препятствием на пути к ним, независимо от сферы деятельности — будь то наука, бизнес, искусство или просвещение.
В книге из серии «Ученые России. Очерки. Воспоминания. Материалы» Алексей Баладин рассказывает, как выбирала супруга Вера Баландина, учёный-химик, магистр естественных наук, благотворитель и градостроитель: «В.А. решила выйти замуж за Александра Алексеевича Баландина, которого знала уже несколько лет. Он был образованным человеком, спокойным и скромным. Его взгляды и убеждения встретили у В.А. одобрение, он обещал ей не только не препятствовать, а, наоборот, содействовать ее будущей научной и общественной работе» (1).
В результате Вера Баландина при поддержке мужа занималась просветительской деятельностью: открыла частную бесплатную женскую школу, организовала бесплатную народную читальню и общедоступную библиотеку с большим количеством научной литературы, организовала передвижной музей для лекций и народных чтений.
Автор биографии Софьи Ковалевской, первой в Российской империи и Северной Европе женщины-профессора и первой в мире женщины — профессора математики, писал, что Софья пошла на заключение фиктивного брака для того, чтобы отправиться за границу для получения образования.
«Соня все больше стремилась к расширению своего образования и мечтала проложить новый путь для женщин, став ученой. Вместе с сестрой они начали обдумывать возможность поездки за границу, но понимали, что столкнутся с сильным сопротивлением со стороны семьи.
В то время существовала практика фиктивных браков, когда молодые люди, поддерживающие идеи о женском образовании, заключали браки с женщинами, чтобы освободить их от родительской опеки.
Первоначально Ковалевский согласился вступить в фиктивный брак с Анютой, сестрой Софьи. Однако, познакомившись с сестрами Корвин-Круковскими, он изменил своё решение, заявив, что готов стать фиктивным мужем только младшей сестры, Сони, поскольку видел в этом возможность содействовать науке» (2).
Девушки из примеров руководствовались при выборе партнера наличием общих интересов, схожих убеждений, но выбор «головой» не означает, что не может быть чувств, и даже напротив глубокая привязанность и преданность друг другу могут стать основой для долгой плодотворной совместной работа.
Так с своей книге «Женщины в науке. 50 женщин, изменивших мир» Игратовски Рейчел пишет об отношениях Герти Кори, американского биохимика и лауреата Нобелевской премии, с её мужем:
«Герти и Карла связывала глубочайшая любовь и общие профессиональные интересы. Они стали просто неразлучны: Карл даже отказывался от работы, если ею нельзя было заниматься вместе с женой. «Мотором» в лаборатории всегда была Герти: она славилась оперативностью и вниманием к деталям. Как команда они были неудержимы. Вместе они покинули Прагу и перебрались в Соединенные Штаты. [...]
В 1947 году Герти и Карл Кори были удостоены Нобелевской премии за выдающийся вклад в медицину. Вскоре после этого у Герти развилось заболевание костного мозга, но она продолжала работать в лаборатории. Когда она стала слишком слаба, чтобы передвигаться самостоятельно, Карл носил ее на руках. Она умерла в 1957 году в возрасте 61 года» (13).
Тот же эффект отмечает и автор книги «Мария Кюри», когда описывает как общие интересы переросли в брак и семью между Марией Склодовской (будущей, первой женщиной — Нобелевским лауреатом и первым дважды Нобелевским лауреатом в истории) и Пьером Кюри (14).
Пункт второй. Сбор команды под задачу
Еще одной группой решений является «сбор команды под задачу»: достижение масштабных целей практически невозможно в одиночку, так как это требует разнообразных навыков, знаний, опыта, а также огромных временных затрат.
Примером эффективного подхода к формированию команды может служить деятельность выдающегося учёного Ивана Петровича Павлова, лауреата Нобелевской премии. Павлов понимал, что его исследования, направленные на изучение физиологии высшей нервной деятельности, невозможно осуществить в одиночку. Для достижения своих целей он создал коллектив, состоящий из талантливых и целеустремлённых специалистов, каждый из которых был экспертом в своей области. Благодаря такому подходу Павлов и его команда добились выдающихся результатов, включая открытие условных рефлексов, которое произвело революцию в физиологии и психологии.
Илон Маск — выдающийся предприниматель, известный своим умением собирать команды, которые совершают настоящие прорывы в различных отраслях, от космических технологий до электромобилей, такие как SpaceX, Tesla и Neuralink, демонстрирует, что сбор команды — это не просто поиск талантливых специалистов, а создание среды, где люди объединены общей миссией, мотивированы достигать высоких результатов.
Так же и в биографиях великих женщин мы видим ходы, направленные на формирование коллективов для решения поставленных задач.
Например, Екатерина Дашкова в своих записках пишет, как она собирала команду для учреждения Академии русского языка (12).
«… Я действительно представила императрице смету, назначив жалованье двум секретарям по девятьсот рублей каждому, двум переводчикам по четыреста пятьдесят рублей; кроме того, я наметила должности казначея и четырех сторожей — для топки и уборки здания; содержание штата достигало цифры три тысячи триста рублей; остальные тысячу семьсот рублей предназначались на покупку дров, бумаги и книг, которые должны были приобретаться ежегодно в небольшом количестве, а пока я предложила пользоваться моей собственной библиотекой».
В книге «Код жизни» автор описывает процесс сбора команды Натальей Бехтеревой, советским и российским нейрофизиологом, крупным исследователем мозга, кандидатом биологических наук, доктором медицинских наук, которая собирала команду интуитивно, по таким критериям, как: «нестандартно мыслящие люди, не ограниченные рамками биологических постулатов», «люди, которые будут работать без оглядки на время, с большим интересом к познанию мозга», «особые специалисты, которые поймут задачу и не очень твердо», «отсутствие страха перед новаторскими подходами» (4).
В своей автобиографии Мэри Кей, американская предпринимательница и основательница компании Mary Kay Cosmetics, рассказывает, как при открытии собственного бизнеса воспользовалась помощью своих детей, наняла в качестве управляющего своего младшего сына, а старшего сына в качестве управляющего складом, а позже к ним присоединилась дочь в качестве директора (5).
К сожалению в самих биографиях сложно выделить критерии, по которым подбирались члены команды, а также организационные и управленческие моменты. Это отдельные темы для исследований. Однако факт сбора команд — неоспорим.
Пункт третий. Самообразование
Заключительной группой решений в этой статье будет «самообразование». Женщины в изученных примерах искали пути получения знаний, необходимых им для достижения профессиональных целей. Они учились самостоятельно, обращались за помощью к наставникам, репетиторам. Если не было возможности получить интересующие знания в стране, то уезжали за границу.
Как пишет автор в книге «Женщина — математик» Софья Ковалевская, первая в мире женщина — профессор математики, отправилась в Берлин, чтобы заниматься с выдающимся немецким математиком Карлом Вейрштрассом, «отцом современного математического анализа» (11).
В своей автобиографии «Встречи под звездой надежды» Элина Быстрицкая, народная артистка СССР, пишет, что, в качестве подготовки к будущей профессии актрисы, будучи девушкой, посещала балетный класс вместе с маленькими девочками, чтобы развить пластичность походки и привлекательность движений.
Позже, будучи студенткой театрального университета, Элина Быстрицкая описывает, как каждый вечер посещала театр. Таким образом, девушка брала неоценимые уроки мастерства у выдающихся актеров, а также развивала «наслушанность» правильной речи (6).
Вот что пишет Полина Осетинская, советская и российская пианистка и общественный деятель, в своей автобиографии «Прощай, грусть» о своем обучении в консерватории:
«Тем временем я пришла к выводу, что надо заканчивать Консерваторию экстерном: подала заявление и упорно сдавала два в одном. Надо сказать, что со второго курса я уже не давала поводов для отчисления. Как только я перестала ходить на лекции, успеваемость резко повысилась. То есть, не посещая лекций, я на экзаменах получала пятерки. Лучшее образование — самообразование» (7).
О Надежде Забер-Шумовой, первой в России женщине — профессоре биохимии, в журнале «Природа» от 1917 года автор пишет следующее:
«Еще совсем юной девушкой Н. О. вместе со своей сестрой Екатериной отправилась в Гейдельберг, чтобы там изучать медицину. Потерпев в этом неудачу, Н. О. и в Гейдельберге посещала лекции по физике и химии, пока не узнала, что в Париже доступно женщинам изучение медицины. Тогда она отправилась в Париж и занялась там медициной» (8).
Примеры стремления к образованию мы находим также у балерины Анастасии Волочковой (9), художницы Зинаиды Серебряковой (10), математика Софьи Ковалевской, доктора медицины Варвары Кашеваровой (3), педагога Марии Монтессори, в биографиях артисток, ученых, художниц. Достижения неразрывно связаны с получением знаний и навыков.
Заключение
Достижение профессиональных целей — это творческий процесс, который усложняется различными барьерами, навязанными историческими и социальными стереотипами. Однако примеры из биографий выдающихся женщин показывают, что, несмотря на внешние препятствия, можно найти эффективные решения и реализовать свои амбиции.
В статье были рассмотрены три неизбыточные группы решений: правильный выбор партнера, сбор команды для достижения масштабных целей и самообразование. Каждая из представленных стратегий универсальна и применима в различных жизненных обстоятельствах.
Предлагаем вам присоединиться к исследованиям и развивать одну из предложенных в статье исследовательских тем.
О масштабах целей, их признаках и отличиях читайте в других статьях.
Контакты автора
ФИО: Курдюк Анастасия Евгеньевна, VK
- Статья другой участницы курса СВеЖ «Каких целей достойна женщина?»
- Хотите в сжатые сроки получить основополагающие метанавыки и погрузиться в творчество? Следите за новостями и присоединяйтесь к нашим стажировкам. Клуб LivreLady ВКонтакте, в Телеграме и на YouTube.
- Клуб LivreLady благодарит Матвеева Дмитрия Александровича и издательство LIVREZON за методическую поддержку. А также проект YouBe и его руководителя Илью Михайловича Лебедева за проявленный интерес к Стажировке Великих Женщин и распространение информации о наборе участников в своих социальных сетях.
- Книга делового Клуба LivreLady «ОНА вне шаблона. Том 1. На работе», которая ставит другие полезные навыки и помогает решать задачи.
- По вопросам и с предложениями о сотрудничестве пишите на почту livreladyinfo@yandex.ru
Список источников
- А. А. Баландин. Ученые России. Очерки. Воспоминания. Материалы. — М.: Наука, 1995. — С. 209-211.
- П. Я. Кочина. Софья Васильевна Ковалевская. — М.: Наука, 1981. С. 33, 35-37, 39-42, 42-43, 44.
- С. М. Дионесов. В. А. Кашеварова-Руднева — первая русская женщина — доктор медицины. — М.: Наука, 1965. — С. 21-23.
- Е. В. Кокурина. Наталья Бехтерева. Код жизни. — М.: ООО «БОСДЕН», 2015.— С. 72.
- М. Кэй. Мечты сбываются. — Можайск: Можайский полиграфический комбинат, 2011. — С. 3-4.
- Э. А. Быстрицкая. Встречи под звездой надежды. — М.: Вагриус, 2006. С. 43-44.
- П. Осетинская. Прощай, грусть. — СПб.: Лимбус Пресс, ООО «Издательство К. Тублина», 2008. — С. 195-196.
- Природа 1917 №05-06 — С. 45.
- А. Волочкова. История русской балерины. — М.: ACT; СПб.: Астрель-СПб, 2010. — С. 19-20, 21, 22, 23, 24-25.
- С. Королева. Зинаида Евгеньевна Серебрякова. — М.: Директ-Медиа, 2011. —С. 6-14, 22, 26-27, 32. (Серия: Великие художники, том 79).
- Е.Ф. Литвинова. Софья Ковалевская. Женщина – математик. – Public Domain, «Жизнь замечательных людей», 2008. — С. 38.
- Е. Дашкова. Записки 1743-1810. Ленинград: Наука, 1985. — С. 141-142, 143-144, 146-149, 151-152, 153-156, 210.
- Р. Игратовски. Женщины в науке. 50 женщин, изменивших мир. — М.: Бомбора, 2020. — С. 47.
- Е. Кюри. Мария Кюри. — М.: Атомиздат, 1976. — С. 101-104, 107, 115-116, 120-122.