67% россиян выбирают аудиоконтент для образования и саморазвития

Ко Всемирному дню книги и авторского права 23 апреля образовательная платформа Нетология и музыкальный сервис Звук вы��снили, как часто россияне слушают что-то помимо музыки и какие аудиоформаты предпочитают для саморазвития. Результаты опроса и внутрисервисного исследования показали рост интереса россиян к категории образовательного аудио.

Саморазвитие через аудио становится трендом: книги, подкасты и лекции слушают 79% россиян. При этом, за последний год доля прослушиваний образовательных материалов в сервисе Звуке выросла более чем в 2 раза. Преимуществом такого формата люди называют удобство совмещения с другими делами и экономию времени. Кроме того, россияне доверяют подбор контента персональным рекомендациям сервисов и приложений чуть больше, чем советам друзей.

Аудиокниги, подкасты и лекции слушают 79% респондентов. Среди них ежедневно это делают 21%, несколько раз в неделю — 42%, раз в неделю — 14%, ещё реже — 23%. Каждый пятый участник опроса не слушает аудиокниги, подкасты и лекции.

Основная причина, по которой россияне отдают предпочтение формату аудио, — удобство в совмещении с другими делами, так ответили 62% опрошенных. 38% респондентов выбирают его из-за экономии времени, каждый пятый — из-за отсутствия возможности читать или смотреть. По 14% опрошенных отметили, что лучше воспринимают информацию на слух и испытывают личные симпатии к ведущему, диктору или лектору.

61% потребителей аудиоконтента* слушают его по частям, возвращаясь к нему, когда есть возможность. Цельно — от начала до конца — только 15%. 22% отталкиваются от ситуации, а 2% слушают фрагментарно, выбирая самое интересное для себя.

67% респондентов слушают аудиокниги, подкасты, лекции и другие аудиоматериалы для образовательных целей и саморазвития. Для каждого третьего опрошенного немузыкальный аудиоконтент — это инструмент для сопровождения рутинных дел (фон для работы, уборки, спорта). Равные доли участников опроса назвали целями отдых, расслабление, медитацию, а также развлечение (по 31%). Каждый десятый (9%) включает его для своих детей, еще 6% опрошенных слушают лекции, подкасты и аудиокниги, чтобы скоротать время.

Образовательный аудиоконтент**

Самыми популярными форматами образовательного контента стали аудиокниги (67%) и лекции с вебинарами (65%). Подкасты выбирают 49%, а краткие аудиоуроки — 37%.

62% чаще всего слушают такие материалы во время домашних дел (уборка, готовка), 46% — в транспорте (в метро, машине, автобусе), 33% — во время прогулки, еще 33% респондентов специально выделяют время для прослушивания. 31% предпочитает включать их перед сном, 22% — во время работы/учебы, 13% — в спортзале или на пробежке.

Среди тем наиболее востребованы психология, отношения, привычки и образ жизни, — так ответили 68%. На втором месте по популярности — профессиональный контент (49%). Замыкают тройку материалы о развитии навыков (46%). Одинаковый интерес респонденты проявляют к культуре/искусству и научпопу (гуманитарные, точные, естественные науки) — по 36%. Изучение иностранных языков интересует 27%, бизнес и управление — 23%, финансы — 21%, современное общество — каждого пятого.

83% слушателей такого контента в выборе помогает самостоятельный поиск по интересующей теме. По 32% отметили персональные рекомендации (алгоритмы сервисов) и подборки в приложениях. Рекомендации друзей и знакомых играют для людей большую роль, чем мнения блогеров и экспертов — 31% против 26%. Каждый четвертый при выборе опирается на отзывы и рейтинги.

48% повторно возвращаются к важным моментам прослушанных лекций, подкастов или аудиокниг. 47% ищут дополнительную информацию по теме. Одинаковые доли респондентов, по 28%, делают заметки и обсуждают полученную информацию с коллегами и друзьями. 38% предпочитают получать знания без дополнительных действий.

39% готовы платить за контент и иногда покупают доступ или подписку к нему. Каждый третий согласен платить, только если он будет стоящим, но пока подобного опыта покупки у них не было. Отдают предпочтение бесплатным вариантам образовательного аудиоконтента 24% респондентов, а 4% затруднились ответить.

«Один из трендов глобального и российского EdTech — развитие мультимодальной педагогики: предоставление образовательных материалов в разных форматах (аудио, видео, изображения и др.). Это делает обучение более увлекательным, доступным и инклюзивным. Нетология активно работает в этом направлении, изучая и систематизируя форматы, что позволит студентам получать персонализированный контент наиболее удобным и при этом эффективным образом. Создавая аудио- и видеоконтент для обучения, важно учитывать особенности обработки звуковой информации мозгом (темп речи, эмоциональность голоса, музыкальное сопровождение, фоновые шумы), прорабатывать оптимальную структуру, продолжительность, частоту подачи информации, оценивать необходимость сопровождения текстовыми материалами»

отметила методолог команды стратегии и результата «Нетологии» Ольга Захарова.

Аналитика прослушиваний Звука

Согласно внутрисервисной аналитике музыкального сервиса Звук, за последние 12 месяцев доля прослушиваний образовательного контента выросла более чем в 2 раза. Преимущественно за счет подкастов. Основной канал потребления образовательных подкастов и аудиокниг – мобильное приложение, но также за последний год заметно выросли прослушивания через умные колонки – более чем в 8 раз.

Самым популярным образовательным подкастом в Звуке стал «10 глупых вопросов» – в нем представители разных профессий отвечают на вопросы о своей работе и делятся полезными советами. На втором месте расположился «Неземной подкаст» с астрономом Владимиром Сурдиным о космосе. На третьем – «Лекции Arzamas» от российских ученых по истории, литературе, искусству, антропологии и философии.

Из аудиокниг, которые относятся к категории познавательного контента, чаще всего пользователи Звука слушают «Думай медленно... решай быстро» Даниэля Канемана. Вторую строчку занимает «0,05. Доказательная медицина от магии до поисков бессмертия» врача и популяризатора науки Петра Талантова. Третьей по популярности стала аудиокнига из собрания библиотеки Сбера – «Лидер без титула. Современная притча об истинном успехе в жизни и бизнесе» авторства Робина Шарма.

«В Звуке каждый может найти что-то по душе. Кто-то любит слушать музыку в наушниках во время спорта, кто-то включает дома аудиокнигу с умной колонки, а кто-то – подкасты в пробке с помощью Android Auto или CarPlay. А для того чтобы предлагать человеку максимально подходящий в моменте контент, мы собираем аналитику внутри сервиса. Ко Всемирному дню книг мы решили узнать, какие образовательные аудио предпочитают пользователи Звука. Выяснили, что люди одинаково слушают как гуманитарные, так естественно-научные подкасты, а из книг чаще выбирают про личную эффективность и лидерство»

сказал руководитель редакции музыкального сервиса Звук Александр Плетнев.

О Нетологии

Нетология — одна из крупнейших в России образовательных компаний, которая обучает современным востребованным профессиям. В линейке платформы есть программы по интернет-маркетингу, бизнесу и управлению, дизайну, программированию, аналитике, творческим профессиям, саморазвитию и хобби. А также программы корпоративного обучения, развития soft skills и направление высшего образования в партнерстве с ведущими вузами России. За 14 лет выпускниками Нетологии стали более 160 тыс. человек, многие из которых работают в таких компаниях, как Mail.ru, Яндекс, TikTok, VK, Тинькофф, Альфа-Банк, Redmadrobot, Kaspersky, SkyEng.

Ссылка на сайт: https://netology.ru/.

О Звуке

Звук — музыкальный сервис, который подстраивается под настроение слушателей и помогает им проживать эмоции через музыку. В каталоге Звука представлены миллионы треков, подкасты, аудиокниги, эксклюзивные плейлисты и специальный раздел для детей. Умные рекомендации подбирают контент, который помогает справляться с эмоциями, восстанавливаться и чувствовать себя лучше. Сервис всегда стремится дать слушателю то, что ему необходимо в моменте. Звук доступен в мобильном приложении, на сайте zvuk.com, в онлайн-кинотеатре Okko, а также в автомобилях с поддержкой CarPlay и Android Auto.

Исследование проведено в апреле 2025 года методом онлайн-опроса. В нем приняли участие более 1700 респондентов в возрасте от 18 лет. Респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа на вопросы.

* На вопрос о характере потребления немузыкального аудиоконтента (цельно, по частям, “зависит от ситуации”) отвечали только те респонденты, кто в целом слушает немузыкальный аудиоконтент (79% из всех опрошенных).

** На вопросы в разделе “Образовательный контент” отвечали те респонденты, кто слушает аудиоконтент в образовательных целях (67% всех опрошенных)

Начать дискуссию