Искать единомышленников и обращать внимание на проблемы: первые шаги в социальном бизнесе
Конспект дискуссии о роли социальных стартапов, разнице с другими компаниями и о том, как начать подобный бизнес.
Встреча организована онлайн-школой стартапов Russol.
Зачем заниматься социальным бизнесом
Социальный бизнес — это дополнительная призма, которая помогает взглянуть на бизнес с новых сторон. Сейчас принято считать, что эта сфера, наоборот, сужает возможности: что при решении социальных проблем приходится делать уступки в заработке.
Я с этим не согласна. У меня схожая с туристическими агентствами бизнес-модель: пока мы проводим наше путешествие в деревню — мы решаем социальные проблемы. При этом туристы развлекаются, получают удовольствие и платят деньги.
Программа по активностям сравнима с поездкой в Швейцарские Альпы или на море, в некоторых вещах даже превосходит.
У нас другой подход к путешествиям: местные жители поддерживают гостей, помогают им в проектах.
Мы живём у местных, общаемся с ними на другом уровне, нежели просто туристы. Мы, например, не ходим есть в столовые, рестораны — мы едим у сельчан.
Получаешь сервис гостеприимства, как будто ты приехал к своей бабушке, делаешь для них что-то важное и потом ещё в течение нескольких дней следишь за развитием в этой деревне.
Приезжаешь из этой поездки с оптимистичными чувствами. До того, как я начала Altourism, я не путешествовала по России, потому что для меня было сложно потратить отпуск, чтобы получить негативные эмоции, когда ты видишь, что всё плохо, всё рушится и становится ещё хуже.
И каждый раз, когда я планировала свой отпуск, я думала — нет, я просто уеду куда-нибудь в Европу, потому что после отпуска я хочу вернуться в хорошем настроении.
Эту проблему я и решила. Когда приезжаешь в деревню к людям, которые делают крутые вещи для развития своей малой родины, то заражаешься их энергией. Видишь, как интересные тебе активности ещё и приносят пользу для местного сообщества.
Я проработала в найме довольно долго и не хочу туда возвращаться, несмотря на то, что сейчас я зарабатываю чуть-чуть меньше, чем тогда.
Если посмотреть на моё резюме до того, как я начала Altourism, это были восемь-девять месяцев на каждой работе, потому что мне становилось скучно, я упиралась в потолок, мне было некуда развиваться, я думала: «Боже мой, я сейчас просто погрязну в какой-то рутине, останусь здесь навсегда, и больше ничего в моей жизни не произойдёт» и просто убегала, уходила в другую область.
У меня было много интересных работ, но каждый раз мне чего-то не хватало. И впервые в своей жизни я в течение 3,5 лет я занимаюсь одним бизнесом и ни разу не почувствовала, что я делаю что-то не то.
Каждое утро просыпаюсь с мыслями о том, что ещё можно сделать, как развить компанию. Почти каждую неделю получаю благодарности от людей, к которым мы ездили неделю, месяц, год назад, которые до сих пор получают позитивные результаты от одной нашей поездки. Поэтому бросить это невозможно.
У человека всё-таки есть предназначение. В России система образования поставлена так, что не всегда можно понять, кем ты хочешь быть. Мне повезло, потому что мне жизнь начала аккуратно намекать.
Пять лет назад я попала в сообщество людей, которые делали праздники для детей с ограниченными возможностями, и через некоторое время на Facebook они создали огромный проект.
Я поняла, что когда у тебя что-то получается гармонично, и ты чувствуешь, что это твоё, к этому надо прислушиваться.
Поэтому я решила заняться социальными вопросами, хотя до этого я десять лет вела прибыльный PR-бизнес.
В акселератор Raise приходят в первую очередь студенты. Они сидят там с первого курса. Есть молодые ребята, бакалавры и магистры. Мотивация у всех одна — начать своё дело.
К сожалению, ими не ведёт идея сделать социальный проект и помогать людям. Главное приходит потом — понимание того, что это большое дело, которое ещё и приносит доход.
Это нормально. Всё больше людей, увидев успех близких, сами задумываются о бизнесе. Приведу пару примеров.
Студенческая команда из Нижнего Новгорода работала над проектами ещё с первого курса. У них в городе много проблем, одна из которых — мусор. Ребята заметили, что рекламные баннеры со временем снимают и складывают в ангар, их переработкой никто не занимается.
Тогда студенты договорились с властями города, что эти баннеры им отдадут бесплатно. После отправили на завод по переработке отходов и получили чистый материал, из которого они стали делать чехлы для телефонов и планшетов, сумки, рюкзаки, пуфики. Это был их первый заработок.
У каждой команды в своём городе есть какая-то своя проблема. Найти и увидеть её просто, но главное — за это взяться.
Есть одна девушка в России, которую молодой человек оставил одну с двумя детьми. Она начала искать работу, и ей, соответственно, надо было уйти из дома.
Что она сделала? Она позвонила знакомому программисту и предложила : «Давай сделаем сайт "Няня на час"». Так она запустила социальный бизнес.
То есть должна быть потребность решить проблему.
Как найти идею
Нужно больше прислушиваться к себе.
Есть разные психологические практики, тесты на предназначение, на составление карт того, что человеку нравится и беспокоит, какие глобальные проблемы он хотел бы решить. Составлять список дел, неравнодушных тебе событий и решений, которые ты можешь предложить.
Всё, что находит отклик и вызывает эмоцию, можно записывать, чтобы потом обратить на это внимание.
В поиске и реализации идей помогает digital за счёт большой аудитории соцсетей. Facebook, Instagram, «ВКонтакте» — огромная сила, где сконцентрированы все, кто вам нужен, чтобы потреблять продукт.
Если хочется создать свой бизнес и не знаешь, с чего начать, нужно взять за правило обращать внимание на окружающий мир — что в нём происходит и что вам в нём не нравится. Как мы приучаем себя каждый день чистить зубы, делать зарядку, так же можно приучать себя 15 минут в день, идя по улице, либо просто находясь где-то, обращать внимание — что мне сейчас приносит неудобство.
Все изобретения человечества были когда-то сделаны из-за неудобства выполнения определённых задач.
Первый шаг
После того, как у меня появилась идея стартапа, я открыла контакты и составила список людей, которым мне нужно об этом рассказать, чтобы получить реакцию и советы. Потому что ты можешь сидеть и годами разрабатывать проект, а в итоге получится совсем странный продукт — для этого и нужен фидбэк.
Первый человек, с которым я встретилась, порекомендовала сходить в Impact Hub, который тогда ещё не открылся. У меня идея родилась в конце сентября 2014 года, они открылись в ноябре. Там я получила знакомства, советы, опыт.
Первая продажа была в апреле, за это время несколько раз полностью менялась концепция.
Во время разработки проекта я ещё 2,5 года работала в фултайме.
Моя любимая фраза — один в поле не воин. Всегда нужно искать единомышленников. Ни в коем случае не надо бежать и спрашивать — нравится людям твоя идея или нет. Потому что найдётся тот, кому она не понравится или скажет, что она не работает.
Лучше просто начать, показать первые разработки и найти единомышленника. Для меня очень важно найти человека, который скажет — да, я с тобой и буду тебя поддерживать. И когда ты понимаешь, что ты не один, ты можешь уже идти дальше. В этом случае меня спасла Facebook.
Коворкинг против акселератора: куда идти
Не нужно путать понятия — коворкинги или тот же Impact Hub. Это больше для создания сети контактов вокруг тебя людей, которые тоже делают какие-то проекты, с ними ты можешь обмениваться идеями.
Акселераторы заточены на то, чтобы взять твой проект с точки А и довести его до точки Б. Ни один коворкинг этого делать не будет. Они прекрасно работают вместе. Вы можете сидеть в коворкинге, окружая себя полезными людьми, и при этом проходить акселератор.
Время от времени это полезно делать, потому что так быстрее происходит развитие бизнеса, когда над тобой, над твоими целями и задачами работают трекеры. Для вас устраиваются мероприятия под задачи, которые нужны на определённом уровне развития.
О конкуренции
Копирование продукта для меня — волшебный пинок. Я бы не уехала в Долину, если бы мне не позвонил один добрый человек и не сказал: «Классная идея, завтра буду делать такой же стартап. Либо мы делаем его вместе, либо я начинаю один завтра утром».
Это мотивирует. Я тогда уехала, не зная, что такое венчурное предпринимательство, как оно работает. Взяла два билета себе и коллеге в Долину на последние деньги.
Просто пробовала почву благодаря человеку, который решил сделать идентичный стартап. Сейчас я ему благодарна, потому что там я познакомилась с инвесторами, с людьми, которые делают что-то похожее. Узнала, как оценивать стартап, можно сказать, получила второе высшее образование за две недели.
Для меня конкуренция — это большой стимул вырасти. Нет конкурентов — и ты расслабляешься.
В благотворительности понятие конкуренции растяжимое, потому что мы все делаем что-то хорошее, доброе, но хочется быть сильным продуктом на рынке, узнаваемым. Здесь мне повезло, что мы были в этом плане первыми, и бренд уже застолбил свой цвет, логотип и место в прессе.
Сейчас с нами общаются компании или парки и просят сделать совместную инициативу. Тот, кто копирует идею, часто обращается к нашим же лотам, участникам, но я спокойно к этому отношусь.
Социальные стартапы с одинаковыми идеями не враждуют, потому что они реализуют проекты в своих городах — для каждого проект является уникальным.
Если в Москве есть доступная среда, где-нибудь в Ижевске её нет. Соответственно, никакой конкуренции.
Подбор сотрудников
Нужны и те, у кого горят глаза, и тех, у кого есть компетенции. Но я беру первых. Важно давать таким людям свободу. Они хотят заниматься проектом, у них есть желание: находят инструменты, решения, знакомятся с людьми, просят совета.
Я им говорю: «Я не буду вам подсказывать, сделайте так, как вы считаете нужным, а я уже посмотрю на результат». И я просто в приятном восторге от результата — человек становится взрослым и самостоятельным и считает, что от него зависит итог.
Ответ на большинство наших сегодняшних вопросов — нужно просто интуитивно выбирать тех, кто подходит для твоего проекта и насколько он продержится в команде.
Я обожглась и о тех и о других. Долго делала это выбор между заинтересованными людьми, которые горят не умеют ничего делать, и с умными, которым ничего не хотят.
И поняла, что не нужно делать этот выбор. Нужно брать тех, у кого есть оба этих качества. Да, их немного, но нам много не нужно, особенно в начале проекта.
В ИТ-эпоху даже крупные компании не должны иметь множество сотрудников. Можно масштабироваться за счёт технологий.