Мир одного кубика: как на рынке робототехники образовывается монополия и почему этого нельзя допустить
Привет, это R:ED Robotics Education, мы создаем конструкторы, на которых дети в школах учатся собирать роботов. Этой осенью нам вместе с другими российскими производителями пришлось объединиться и выступить единым фронтом, чтобы не разрушить в России техническое образование школьников.
О том, как мы боремся за будущее наших детей, причем тут монополия и зеленые человечки, расскажем ниже.
Небольшая предыстория
Уход лидера с рынка дал возможность российским производителям — R:ED в том числе — обратить на себя внимание дилеров, которые поставляют конструкторы в школы и кружки. Наши российские решения ничем не уступали тому же Lego и его брату Vex, кроме понятное дело, силе бренда. Более того, у «наших» был один очень весомый плюс в виде проработанных методических баз, так как они изначально разрабатывались с учетом российских обучающих программ.
Сейчас вместо того, чтобы втридорога покупать по параллельному импорту Lego, школы могут поддержать не менее качественные отечественные наработки, которые, кстати, закупают, и страны СНГ. Казалось бы, отличная возможность для всех российских производителей, — что здесь могло пойти не так? Правильно, в дело вмешалась невидимая, но очень ощутимая рука.
25 августа на сайте Кремля было опубликовано постановление о том, что нужно «при участии государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» оказать содействие развитию платформы образовательной робототехники «РОББО»:
Для всех игроков рынка образовательной робототехники это удар под дых: одна из компаний рынка, а именно петербургская компания Роббо, может в одночасье стать монополистом в сфере образовательной робототехники. Но было бы полбеды, если бы Роббо был флагманом робототехники и их решения действительно позволяли реализовывать качественную образовательную программу. Но увы, это не совсем так. Роббо и их решения — качественный, интересный продукт, но выполняющий скорее ознакомительную функцию. Их можно назвать просветителями в сфере робототехники: они привлекают внимание, они могут дать первичное понимание ребенку что такое робототехника. Но образовательным продуктом в полном смысле этого слова их нельзя назвать, слишком многих составляющих нехватает: не представлена толком электротехника, нет схемотехники, слабо реализовано конструирование и нет мехатроники. При этом стоит отметить, что Роббо неплох в 3D и программировании, но никак не в робототехнике. Именно поэтому вероятность монополизации образовательной робототехники именно Роббо вызвало во всем методическом сообществе состояние паники.
Но это еще не все: с 1 сентября 2022 года по новым ФГОСам робототехника введена в обязательную программу в рамках урока технологии. То есть сейчас школы по сути обяжут покупать конструкторы этой марки.
R:ED Robotics Education, MGBot, «Роботрек» и еще несколько российских производителей конструкторов объединились в ассоциацию и написали коллективное письмо с просьбой поддержать отрасль. Мы попросили президента системно поддержать всю отрасль производства образовательных решений в сфере робототехники, а не отдельно взятого производителя и создать понятные и прозрачные «правила игры» для участников рынка, благодаря которым производители получат равные права по доступу в образовательные учреждения.
пост в телеграм-канале «Образование, которое мы заслужили»
Почему важно не допустить монополии в образовательной робототехнике?
Ни один бренд на рынке не решает всех образовательных задач с учетом возраста и формирования компетенций. В образовательном процессе должны быть представлены разные робототехнические наборы, ПО и технологии для разных возрастов. Только разнообразие устройств позволит школьникам действительно глубоко изучить дисциплину. Думаем, что о том, как скажется отсутствие компетентных технических кадров на жизни каждого из нас через 10 лет, отдельно говорить не стоит.
Педагоги, методисты и все, кто причастен к теме образовательной робототехники, — расскажите, на каких конструкторах вы обучаете детей сейчас? Что думаете насчет перспективы монополизации отрасли?