Что происходит с рынком СПО в России
Долгое время в нашей стране высшее образование было в приоритете. Но сегодня среднее профессиональное образование и рабочие профессии снова становятся популярными. Мы поговорили о рынке СПО и способах подготовки студентов со специалистом по охране труда ПАО «Россети Ленэнерго» Зирой Стешиной.
СПО набирает обороты
По оценкам BusinesStat, в 2017-2021 гг численность студентов колледжей и техникумов в России увеличилась на 17% — с 2,87 млн до 3,37 млн человек.
Эксперты называют три причины:
- Бюджетные места в вузах сокращаются. Выпускники школ стремятся быстрее получить профессию, начать работать и сократить расходы семьи на образование.
- Качество среднего профобразования повысилось, в обществе оно перестало считаться «не престижным».
- Пандемия коронавируса, экономический кризис и санкции послужили катализатором спроса на среднее профессиональное образование.
Студенты СПО чаще всего выбирают рабочие профессии — например, механика или сварщика. Или, например, профессии, связанные с работой на оборудовании или автоматизацией систем. Также популярно программирование.
Это подтверждает обзор «Среднее профессиональное образование в России» Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. В нём говорится, что в СПО больше всего студентов обучаются на специалистов в инженерных, обрабатывающих и строительных отраслях.
Новые способы подготовки
Помимо классического формата, который включает в себя лекции и семинары, в СПО появляются другие способы обучения:
1. Обмен опытом
Колледжи и техникумы привлекают работодателей и заключают с ними контракты. Это похоже на дуальное обучение, когда практическая часть подготовки проходит на рабочем месте, а теоретическая — на базе образовательной организации.
Представители компаний приходят к студентам на пары и проводят какую-то часть лекций и практик. Проводят экскурсии по предприятиям или форумы для ознакомления молодёжи с профессиями. Также работодатели организуют производственные классы на территории учебных заведений и приглашают студентов на практику.
2. VR/AR-обучение
Многие российские учебные заведения стали внедрять в обучение технологии виртуальной и дополненной реальности. СПО — не исключение.
С помощью VR-тренажёров студенты начинают разбираться в процессах, которые им предстоит выполнять в будущем. Если неопытного сотрудника отправить на производство, он может получить травму. Виртуальная реальность позволяет студентам тренироваться в безопасной среде. Когда они трудоустроятся в компанию, то уже не допустят ошибок, потому что отработали их в VR.
Также за короткий период обучения в виртуальной реальности студенты получают гораздо больше информации и расширяют свой кругозор.
VR-тренажёры для студентов СПО
Чаще всего с помощью виртуальной реальности студентов знакомят с рабочими местами и оборудованием. Сначала ребята проходят тренировку в VR, только после этого их допускают к практике.
Например, производитель строительных материалов КНАУФ разработал VR-тренажёр по сухому строительству. Виртуальная мастерская заменяет реальный объект, у студентов есть возможность взаимодействовать с более чем 30-ю строительными инструментами и материалами. Тренажёр используется в колледжах по всей России.
Без VR не обошлось и в медицинской сфере. Студенты СПО обучаются оказанию скорой и неотложной медицинской помощи в санитарном автомобиле. Попробовать тренажёр можно на Портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России.
VR используют и для преподавания общеобразовательных предметов. Например, истории. Плюс виртуальной реальности — в наглядности. В VR-очках студенты изучают исторические события и даже могут принять в них участие. Так информация запоминается быстрее.
Виртуальная реальность — универсальный способ обучения, потому что так можно развивать не только hard skills, но и «мягкие» навыки. Студенты учатся правильно себя преподносить или преодолевать психологические барьеры.
Компания Modum Lab разработала тренажёр «Публичные выступления», который помогает справиться со страхом выступления перед публикой и развить ораторское мастерство.
После запуска симуляции студент оказывается в зале с виртуальными слушателями. В тренажёре предусмотрены различные раздражители, которые помогают тренировать стрессоустойчивость. Благодаря этому у обучающихся возникает чувство реального выступления.
После тренировки студенты могут проанализировать, насколько хорошо удерживали внимание зала, использовали ли слова-паразиты и грубые выражения и как часто отвлекались на посторонние предметы.
Проблемы VR-обучения в СПО
Студенты только «за» обучение в виртуальной реальности. Им наскучили лекции, хочется чего-то нового. Ребят интересует всё, что связано с информационными технологиями, поэтому в VR-обучение они легко вовлекаются. Проблема только в том, что не все преподаватели могут правильно применять этот инструмент.
Молодым специалистам освоение новых технологий даётся просто. Но у возрастных преподавателей возникают трудности. Не всегда преподаватели могут справиться с технологиями и полноценно владеть продуктом. Решить это можно только с помощью обучения. Недостаточно просто выдать оборудование с загруженным на него контентом. Нужно показать, как это работает, рассказать о нюансах и быть всегда готовым прийти на помощь. Важно, чтобы обучение было регулярным.
Заниматься обучением преподавателей может методист. Обычно во всех учебных заведениях есть такие специалисты. Но мы снова возвращаемся к тому, что их возраст разный. Молодой методист, наверняка, подскажет, что нужно делать. Однако методист постарше, может, и сам в этом не особо разбирается. Возможно, компаниям, которые занимаются разработкой обучающего контента, стоит взять это на себя.
Молодые люди в России всё охотнее получают среднее профессиональное образование. Но современные реалии требуют современных решений. Например, привлечения к процессу обучения работодателей или внедрения VR/AR-технологий. Это позволяет сделать обучение интереснее, а практику — безопаснее.