10 шагов к выбору вуза мечты

…или как 17-летняя девушка пришла к своему профессиональному определению благодаря работе с тьютором.

Завершилась вступительная кампания 2023 года — долгожданные приказы о зачислении уже в сети или чатах выпускников! Кто-то получил тот желаемый результат, к которому стремился, кто-то расстроился из-за того, что не всё получилось. Но за каждым результатом что-то стоит. Да, вы скажите про волю случая, везение, но зависимость от вложенного труда «ДО» однозначно есть.

Так, на днях я узнавала как дела у моих тьюторантов — кто поступил, кто взял небольшую паузу. И мне хочется поделиться одним кейсом, который в полной мере приоткрывает завесу тьюторской работы и является одним из ярких примеров того, как за 10 шагов проработать главный запрос тьюторантов подросткого возраста: «Куда мне идти после школы?»

Ко мне обратилась старшая сестра тьюторантки со следующей ситуацией: девушка окончила 10 класс и пока не может определиться, куда поступать дальше.

После созвона-знакомства с 17-летней тьюторанткой Аней, была выявлена проблема — непонимание куда поступать после 11 класса, а значит, и непонимание, на какие предметы делать упор в новом учебном году. Получив запрос — «Определиться куда поступать после 11 класса» — мы стартовали пошаговую работу.

Занятие 1

Для начала изучили интересы тьюторантки. На этом этапе разобрались, что интересно попробовать, понять, чему девушка хочет научиться, а чего достичь, изобрести. Проговорили, с кем и чем она желает познакомиться, что почитать, в чем поучаствовать.

Занятие 2

Завершили работу над картой интересов. Точнее поставили запятую после тщательного формирования и анализа полученного результата. Почему именно запятую? Карта интересов — это гибкий инструмент, к которому обычно мы постоянно возвращаемся в течение других занятий и дополняем. Прекрасно, когда тьюторант возобновляет работу с ней через год и отмечает, что уже неинтересно, что потеряло актуальность, от чего хочется отказаться.

Составили первый вариант ещё двух карт: способностей и качеств, протестировали тип личности. После занятия Аня ушла с заданием 360 градусов, которое поможет доработать последние две карты.

Занятие 3

В этот раз подробно обсудили результаты теста — взяли то, что действительно про Аню. Дома тьюторантка проделала хорошую работу через упражнение 360 градусов, провела интервью у своего окружения, что ей помогло увидеть те качества и способности, о которых она даже не задумывалась.

Занятие 4

Дооформили карты способностей и качеств. Выделили опоры в них. То, на что Аня сможет опираться при выборе направления после 11 класса.

Провели ревизию таблицы с профессиональными гипотезами. На текущем этапе там было 7 пунктов. Аня сказала, что хотела бы ещё посмотреть на другие — интересные для себя варианты — и дополнить этот список.

Занятие 5

В качестве домашнего задания тьюторантке было необходимо посмотреть «Атлас новых профессий» и выписать те, которые интересуют больше всего. С обсуждения профессий мы и начали наше занятие. Определили список тех, которые заинтересовали её больше всех.

Имея данную информацию, обсудили, какие задачи больше всего нравятся в той или иной специальности, а какие нет. В результате получилась новая таблица «Критерии выбора профессионального направления». В конце занятия Аня сказала, что в первую очередь, ей интересно углубиться в дизайнерские сферы.

Я подобрала видеоролики на тему дизайнерских профессий, чтобы тьюторантка могла лучше понять разницу в специализациях дизайна.

Занятие 6

Занятие начали с так называемого «выплеска своих фантазий». Начали формировать образ будущего. Я задала канву, в которой Аня рассуждала про своё желаемое через 5, 10 и 15 лет. Кстати, замечаю, что это упражнение достаточно сложно даётся тьюторантам. Но благодаря ему определили ещё одну гипотезу — бизнес. Домой Аня ушла с заданием посмотреть ссылки от меня про предпринимательство и варианты направлений в вузе, которые дают общие знания в этой области.

Занятие 7

На этом занятии обсудили, что понравилось/не понравилось в изученном материале из предпринимательства и направлений в вузе. Прошлись по всем профессиональным гипотезам, которые были у тьюторантки в списке. Проранжировали их, исходя из интереса на текущий момент. Собрали список вопросов, которые Ане важно задать на интервью с предпринимателем.

Здесь поясню. Своим тьюторантам я предлагаю два варианта занятий. Один — это когда мы работаем над решением вопроса тьюторанта, используя все возможности для понимания сферы без интервью со специалистами-практиками. Второй — когда я ищу таких специалистов. В случае с Аней это были предприниматель и медиатор, с которыми я организовала интервью, чтобы тьюторантка смогла из первых уст узнать все интересующие её нюансы.

Занятие 8

Отрефлексировали прошедшие интервью. Создали таблицу по критериям выбора профессиональной деятельности. Аня добавила туда пункты: желательные, обязательные и недопустимые.

Погрузились в образ будущего, где Аня могла представить другой сценарий. Где она занимается медиаторством и как тогда выглядит её жизнь через 15 лет. В конце занятия тьюторантка выбрала две другие сферы из своего списка гипотез, которые она хотела бы изучить подробнее. Я выслала ей материал для изучения, который был безоценочен, чтобы ей было проще опираться на свои ощущения и мнение.

Занятие 9

Исходя из просмотренной информации про сферы маркетинг и менеджмент Аня дополнила таблицу по важным для неё критериям. Следующим тактом мы сделали упражнение, которое помогло понять, а какие вызовы ее могут ждать на пути к желаемому будущему. Здесь девушке было проще состыковать как её фантазии об идеальной жизни можно приземлить и реализовать, что от неё будет требоваться на разных этапах жизни.

Занятие 10

На финальном занятии мы сделали ранжирование всех профессиональных гипотез, чтобы понять, что находится в приоритете. Собрали все наработанные знания в одну корзину, чтобы было легче обнаружить, какую огромную работу Аня проделала за этот путь. В конце занятия я выдала список своих рекомендаций.В итоговом шорт-листе по выбранным профессиональным гипотезам у Ани оказались медиакоммуникация и продюсерство.

А что было после?

Недавно я связалась со своей тьюторанткой, чтобы узнать, как у неё дела. Аня не поступила — решила взять gap year. Стояла цель поступить на «Продюсерство и медиакоммуникации» в МГУ или ВШЭ. Не хватило баллов. НО! Аня не согласилась на то, чтобы пойти куда-нибудь. Или вообще в другое направление, как решают сделать многие ребята, не добрав баллов до желаемой специальности. У девушки есть четкое понимание, чего она хочет и как к этому прийти. Сегодня это решение для неё — взять ещё год на подготовку к поступлению. Также у Ани в планах: начать работать, учить английский, заняться спортом. В общем, я считаю, что это история с более чем счастливым финалом! Человек знает, чего хочет и у него есть четкий план. Моё тьюторское сердце только радуется таким историям! Пусть у Ани всё получится!

10 шагов к выбору вуза мечты

*Все имена изменены для сохранения конфиденциальности.

4
15 комментариев