А вы точно хотите учить английский?

Английский считается главным деловым языком в мире, и сейчас спрос на него выше, чем когда-либо, взять хоть небольшой российский региональный город, хоть такой мегаполис, как Москва.

Конечно, вы тоже хотели бы учить английский (поэтому, вероятно, и читаете эту статью). И я поделюсь своими рекомендациями, но чуть позже…

Будучи выходцем из Великобритании, проживающим в России, могу сказать, что для иностранцев возможностей трудоустройства здесь немного. Можно выбрать один из следующих вариантов:

  • Преподавать английский.
  • Начать свой бизнес.
  • Работать в качестве иностранного специалиста в филиале иностранной или российской компании.
  • Жениться на русской женщине (путь наименьшего сопротивления) — как иначе выжить?

Многие иностранцы выбирают первый или четвёртый варианты, потому что они самые очевидные, а остальные варианты ограничены сроками визы или вида на жительство. К тому же от своих знакомых здесь я часто слышу пресловутую фразу: «Я хочу учить английский». Однако это желание несёт в себе противоречие и заводит в бесконечный порочный круг.

Школы английского языка, или принцип мясного рынка

Пожив около четырёх лет в разных городах России, я заметил, что чуть ли не каждую неделю здесь открываются всё новые языковые школы, и каждая из них обещает своим ученикам невероятные возможности. Не поймите неправильно, я не против школ как таковых, моё недоверие вызывают руководители и ученики таких школ. Мне это всё напоминает принцип мясного рынка.

Представьте, что вы пошли на мясной рынок, где разные мясники громко зазывают покупателей и расхваливают свою продукцию, гарантируя, что их мясо, будь то говядина, свинина или ягнятина, — самое сочное, а цена — самая выгодная. Вы подходите к мясной лавке, хозяин которой невероятно рад вашему приходу, выбираете «лучшую вырезку» по «самой выгодной цене» и возвращаетесь домой.

Естественно, вы голодны и хотите скорее приготовить эту «лучшую мясную вырезку», но приготовив её, вы понимаете, что размер куска сильно уменьшился, а значит, вы явно переплатили, а сам мясник — просто обманщик! Приготовленный кусок вполовину меньше купленного, что, конечно, не соответствует вашим «ожиданиям». Мне кажется, что это сравнение подходит для языковых школ.

Peter (UK)
Peter (UK)

Взглянув со стороны, мы видим, что каждая языковая школа в Москве и даже в России старается привлечь учеников разных возрастов и с разной языковой подготовкой, но только 20% из них по итогу могут эффективно общаться на английском. Почти все ученики винят в неудачах учителя или саму школу, а более 50% из них в результате бросают обучение.

А вы точно хотите учить английский?

Наверняка многие из вас скажут: «Сложно учиться вне языковой среды». Хоть в этом и есть доля правды, в целом я не могу согласиться. И вот почему:

Непрофессионалы в деле

В большинстве школ (не во всех, конечно) руководители сами не знают английский на достаточно высоком уровне, тем не менее позиционируют себя как языковая школа, налепляя повсюду логотипы Cambridge English, TOEFL и IELTS.

Это как если бы незрячий водитель пытался водить Ferrari. Чаще всего у таких школ нет надлежащей системы управления обучением, а во главу угла ставится получение прибыли.

Пренебрежительное отношение к учителям и маленькие зарплаты

Это относится как к русским учителям, так и к носителям языка — судя по моему опыту, почти всегда языковые школы платят учителям очень мало, а требуют от них максимальных усилий, предварительной подготовки материала и планирования урока.

Руководство предпочитает не вспоминать, что подготовка к уроку и сбор материала — это не бесплатное времяпрепровождение, а время, потраченное на работу, поэтому должно оплачиваться. Когда школа не платит достойную зарплату, но ожидает максимального результата, возникает противоречие.

В итоге они получают учеников с минимальными знаниями и плохую репутацию, теряют клиентов и в конце концов увольняют учителя за низкие показатели эффективности. В этой ситуации нет победителей.

Мотивация и уважение — вот ключевые моменты эффективности учителей. Не стоит забывать, что у них тоже есть семьи и что они тратят своё время на обучение «ваших учеников», поэтому минимум того, что вы можете для них сделать, — платить достойную зарплату и создать комфортную рабочую атмосферу.

Безусловно, не все учителя идеальны, а некоторые из них абсолютно профнепригодны, поэтому совершенно справедливо не должны работать в языковых школах, но это уже другая история.

Упрашивание учеников

Всё верно, учитель должен не только преподавать ученикам язык, но и «упрашивать» их изучать его, чтобы те не пошли жаловаться руководству школы и он не потерял свою работу. Получается, что ученик приходит в класс, сидит там как король и жд`т, что его будут «кормить с ложечки» и большую часть работы сделает сам учитель, хотя всё должно быть наоборот.

Проще говоря, если вы, студент, хотите изучать английский, то либо приходите в школу настроенными на обучение и выполняйте домашнюю работу как положено, либо не приходите вообще. В противном случае вы потратите зря не только своё время, но и энергию учителя.

Такая атмосфера «упрашивания» напрямую сказывается на учителе: ученик мыслями находится не на уроке, отвлекается на телефон или ещё на что-нибудь, не понимает всего, что говорит учитель и что написано в книге, а после урока идёт к администрации школы и жалуется на то, какой учитель плохой.

Школа в свою очередь либо отменяет урок у этого учителя и сокращает зарплату, либо увольняет его (учитывая, что немногие языковые школы подписывают надлежащий трудовой договор). Получается, что учитель всегда в проигрыше.

Школа без предупреждения увольняет учителя и быстро находит ему замену, что, опять же, очень похоже на мой пример с мясным рынком, где ученик для школы — это дойная корова. Конечно, школа будет стремиться удержать источник дохода, но что насчёт учителя, который усердно трудился?

Я на своём опыте столкнулся с такой проблемой, когда мне приходилось упрашивать и постоянно напоминать студентам об уроке в Skype, поскольку они были «слишком заняты», чтобы сделать пометку о нём в своём ежедневнике.

Я изначально не собирался этим заниматься — учителя и ученики априори должны вовремя приходить или быть в онлайне. Поскольку в школе существовала политика невозврата средств в случае поздней отмены занятия, школа списывала с ученика оплату за его отсутствие на занятии. Клиент же заявил школе, что это учитель обязан каждый раз напоминать об уроке!

Похожие истории можно услышать от огромного количества учителей английского по всей Москве. К ним относятся как к расходному материалу, так как выбор учителей велик и предложение избыточно. Однако эти школы забывают о том, что квалификацию, качество и опыт преподавания не купишь ни за какие деньги.

Ученик — наше всё

И это реальная проблема, которая напрямую сказывается на качестве изучения языка. Большинство (если не все) ученики (обычно старше 25 лет) надеются на то, что им всё разжуют и положат в рот, поэтому полностью полагаются на учителя вместо того, чтобы взять инициативу в изучении языка в свои руки, не делают домашнее задание или делают не то, что задано.

Во-вторых, большинство студентов хотят получить мгновенный или очень быстрый результат, который невозможен, поскольку наш мозг — не компьютерный чип, который можно запрограммировать. На изучение слов и их применение в речи требуется время.

В-третьих, большинство студентов изучают правила грамматики наизусть, но не могут их применить, потому что им не хватает словарного запаса. С учётом всех этих факторов, ученики не справляются и быстро теряют мотивацию, сдаются и бросают курс, некоторые даже без предупреждения.

В итоге учитель, который потратил свои силы на их обучение, теряет средства к существованию, время и возможности, включая финансовые, оставшись без гарантии трудоустройства.

Непоследовательность

Самое большое препятствие на пути изучения языка — непоследовательность. Ученики часто проявляют непоследовательность в обучении: они расставляют приоритеты для других задач, но не могут дисциплинированно заниматься в согласованное время, поэтому отменяют занятия, оправдываясь и объясняя всё нехваткой времени.

Честно сказать, мне это трудно понять. Такие ученики часто говорят, что хотят выучить английский в короткие сроки, однако спустя несколько недель они отменяют занятия, решив пойти на вечеринку, заняться общественной деятельностью или чем-то ещё.

В жизни нам постоянно приходится делать выбор, так как ни у кого нет времени на всё, что хочется. Однако у всех нас есть цели и приоритеты, и если вы действительно хотите изучать английский, вы найдёте и время и желание на это. Как мы, носители английского, любим говорить: “Where there is a will, there is a way” («Было бы желание, а способ найдётся»).

Как эффективно изучать английский

В связи с этой мрачной и депрессивной картиной, которую я тут нарисовал, у вас может возникнуть вопрос — какой же самый эффективный способ изучения английского языка?

Короткий ответ — единственно верного способа нет, но я могу поделиться тем, как обучаю своих учеников, которые знают английский на 8,5 баллов по шкале IELTS, один из них получил 102 из 120 баллов на экзамене TOEFL, а два ученика находятся на уровне В2 — Upper-Intermediate. Ниже приведён мой план работы с ними (также он размещён на сайте learnenglishglobal.

  • Я составляю план обучения, в котором чередую работу по учебнику, изучение грамматики, лексики, практику говорения и письменные задания на дом. План обучения работает, только если ученик последователен, иначе всё бесполезно.

  • На каждом занятии мы стараемся изучить шесть новых английских слов, то есть 12 слов в неделю.

  • На каждом занятии ученик повторит каждое слово 20 раз и пропишет его 30 раз в своём домашнем задании.

  • Большее внимание уделяется «говорению» на английском, так как это наиболее сложная часть для изучающего язык и наиболее эффективный способ понять язык, поскольку приходится подбирать правильные слова и применять подходящие грамматические конструкции.

  • Используются различные материалы из интернета, например BBC 6 minutes English, TED, видео из YouTube, BBC News, New York Times. Ученик должен прочитать и понять их, после чего ответить на вопросы, проверяющие понимание.

Что касается моих учеников, то они:

  • Почти не пропускали занятий по английскому, а будучи в отпуске, занимались по Skype.

  • Были последовательны в процессе обучения.

  • Присутствовали на уроке как физически, так и умственно. Конечно, у всех бывают трудные дни, но в такие моменты я даю более простые задания.
  • На каждом уроке испытывали головную боль и искали ближайший запасный выход, чтобы сбежать с урока, но так и должно быть, потому что ваш мозг активно работает, чтобы понять и усвоить всю информацию.

На каждом уроке студенты оттачивают знания, постоянно повторяя изученную информацию. Хотя вы можете сказать, что это не самый лучший подход и правильнее заниматься в расслабленном темпе, я думаю, что такой темп не подходит просто потому, что мы живём не в англоязычной среде. Информация должна активно заучиваться, чтобы компенсировать отсутствие среды интеллектуальными усилиями.

В англоязычной среде ученикам может подойти более расслабленный подход к обучению, потому что вне класса английский используется повсеместно во всех сферах жизни. Запоминание происходит автоматически и с минимальным трудом, поскольку применяются все четыре навыка для обработки информации, чего не происходит вне языковой среды.

Рекомендации по изучению английского языка

  • Будьте последовательны и дисциплинированы в обучении: если вы утвердили для обучения определённое время в течение недели, придерживайтесь его, и это окупится в долгосрочной перспективе. Запомните, время не вернуть назад! Это дорога с односторонним движением.

  • Берите инициативу в обучении на себя, не рассчитывайте, что учитель сделает так, что вы выучите язык. Учитель нужен, чтобы направлять, но язык вам придётся изучать самостоятельно, для чего и нужен инициативный подход. Как говорится: “You can take the horse to the well, but you can’t make him drink” («Насильно мил не будешь»).

  • Повторяйте каждое слово перед зеркалом 30 раз, говорите с самим собой или с кем-то другим и не думайте, что сойдёте так с ума. Как говорится: “Repetition is the mother of skill” («Повторение — мать учения»).

  • Будьте терпеливы! Изучение и усвоение информации требует времени, вашему мозгу нужно время, чтобы что-то понять, поэтому не торопитесь, не забивайте свой мозг слишком сильно и не пытайтесь обмануть его — это не сработает.

И, наконец, удачи! Наслаждайтесь своим обучением. Поверьте, оно того стоит и обязательно принесёт свои плоды в будущем.

Эта статья была переведена с английского на русский язык.

1717
61 комментарий

I have only one problem with learning French. It's laziness. I understand that nobody can help me until i begin to learn grammar and new words between classes. It's not a problem of my teacher. It's my problem. 

1
Ответить
17
Ответить

Hi Anna, well as said correctly, its down to your motivation and goal, where there is a will there is a way! I learnt Russian myself, so if I can do it so can you

2
Ответить

Языковые школы отличный бизнес по простой причине - они не работают. Вообще. Поэтому в них заниматься можно вечно с вялотякущим результатом. Невозможно выучить язык "впрок". Все эти карточки со словами максимально бесполезны, если вы не используете слова в деле. Они просто забудутся через неделю. А если используете то и карточки не нужны.
Единственный способ выучить язык это начать на нем говорить, пусть криво, пусть косо, хоть через гугл транслэйт. И тогда ваш уровень начнет расти вместе со словарным запасом. Ппотому что у языка появится реальный контекст. Именно так учат родной язык маленькие дети, например. Попробуйте пообщаться с носителями языка в оригинальной среде обитания, типа реддита или апворка. И вы внезапно выясните что академические знания довольно мало применимы в реале. Половину грамматики никто кроме учителей не использует, а остальные используют неправильно. Это как учить вождению по ПДД и компьютерным симуляторам, а потом оказаться за рулем на МКАДЕ.

7
Ответить

Единственный способ выучить язык это начать на нем говорить, пусть криво, пусть косо, хоть через гугл транслэйт. И тогда ваш уровень начнет расти вместе со словарным запасом. Потому что у языка появится реальный контекст.

Совет правильный, только для 90% неприменимый - большинство боиться что-то сказать с ошибкой (синдром школьника), и трудно найти учителей, которые работали бы по такой методике. Тупик.

Именно так учат родной язык маленькие дети, например.

Факты: дети начинают ПОНИМАТЬ в возрасте месяцев 6, а ГОВОРИТЬ в 2, а то и в 3 года. Аргумент не засчитан.

Ответить

Все так, слова забываються и если студент не приучился смотреть фильмы на английском, читать книги или писать блог на английском, то зря он учился. 
Если школа направлена на обучение чему то не прикладному, как например градации А1 А2 В1 В2 С1 С2, то толку нет. Прикладное применение придеться искать самому ученику

Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить