Как VR меняет образование: итоги Акселератора "Цифровизация обучения 2023" и планы на 2024 год
Вот уже три года подряд Академия VR Concept проводит бесплатную образовательную программу для сотрудников образовательных учреждений Акселератор «Цифровизация обучения». В начале декабря состоялся Демо-день, где 20 участников представили свои проекты, охватывающие применение технологии виртуальной реальности как в инженерных, так и творческих дисциплинах. О том, каких результатов нам удалось добиться, и какие планы на 2024 год, поделюсь в этой статье.
Миссия – эффективное внедрение VR-технологий в образовательный процесс
Цель Акселератора – помочь педагогам лучше понять, как они могут примерять VR, как с помощью этого инструмента эффективно реализовывать свои проекты и идеи.
Применение технологий виртуальной реальности используется для обогащения учебного процесса. VR предоставляет студентам возможность погружения в виртуальные среды, что может улучшить понимание сложных концепций в науке, искусстве и других областях. Также существует потенциал для использования VR в дистанционном обучении, обеспечивая более интерактивный и захватывающий опыт.
И мы видим, как на протяжение трех лет (а именно столько времени мы активно организуем и проводим разного рода образовательные программы для сотрудников вузов, колледжей, училищ, техникумов, дополнительного профессионального образования и школ) постепенно меняется отношение образовательных учреждений к VR – интерес и внимание к технологии виртуальной реальности в образовательных учреждениях растет, и мы рады этому способствовать.
С VR Concept мы работаем на протяжении последних двух лет, и внедрили у себя их решения не только в дополнительное образование, а также в проектную деятельность студентов и в основные образовательные программы, реализующиеся у нас в университете. У нас есть VR-лаборатория, где мы совместно с будущими работодателями наших студентов (а это крупные предприятия) делаем совместные проекты с нашими студентами, которые потом реализуются уже на практике в практической плоскости, что позволяет более эффективно решать промышленные задачи, которые стоят перед нашим университетом
Акселератор в данном случае выступает как площадка для ускоренного создания и внедрения пилотных VR-проектов в образовательных учреждениях-участниках для повышения качества обучения.
Важно отметить, что использование VR в процессе обучения оказывает значительную поддержку для людей с ограниченными возможностями. Мы рады, что в этом году были участники с такими проектами, подсветившими, как важно внедрять VR для улучшения доступности и эффективности образовательного опыта для всех учащихся, вне зависимости от их особенностей. Так, победительница Акселератора 2023, работающая учителем-дефектологом, предлагает использовать VR для расширения представлений об окружающем мире у детей с особыми воспитательными потребностями. Это демонстрирует не только технические возможности VR, но и влияние технологии на создание инклюзивных образовательных сред.
Результаты Акселератора "Цифровизация обучения 2023"
В этом году Акселератор собрал 547 заявок, преакселерационный этап преодолели 104 участника со своими идеями внедрения VR в образование, акселерационный этап прошли 62 человека, которые представили полностью проработанные проекты с трекерами (все обучение в рамках Акселератора проходило онлайн на базе образовательной платформы CDO Global, одного из ключевых партнеров программы). Из этих 62 проектов было выбрано 20 лучших, которые были представлены на Демо-дне, прошедшем на базе МГТУ "Станкин" (участники, которые не могли присутствовать очно, защищали свои проекты онлайн).
При этом, если в первый год Акселератора наблюдались преимущественно инженерные проекты, то в этому году среди финалистов было равное количество как инженерных, так и творческих направлений, что еще раз подчеркнуло, насколько широк круг применения технологии виртуальной реальности в обучении.
Важное и одновременно приятное нововведение этого года – участники, прошедшие образовательную программу преакселератора, получили удостоверение установленного образца о повышении квалификации от генерального партнера Акселератора МПГУ.
При поддержке Агентства стратегических инициатив (АСИ) было расширено число регионов-участников: среди преподавателей и педагогов, принявших участие, были представители Архангельской, Саратовской, Нижегородской областей, Республики Коми, Кемерово – всего 19 регионов.
Еще одним ключевым партнером по традиции стала компания HTC VIVE, предоставившая участникам призы: за первое место шлем виртуальной реальности VIVE Focus 3, за второе и третье – VIVE FLOW.
Акселератор был и остается бесплатным, что позволяет большему количеству преподавателей разных учебных учреждений участвовать.
Подробнее о победителях
- 1 место заслуженно занял проект Дарьи Ротань, учителя-дефектолога из МБОУ Фокинской средней школы. Цель проекта – обеспечить доступное и эффективное обучение для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), используя современные VR-технологии, повышая возможности детей в усвоении новых знаний об окружающем мире. Основная сложность заключается в том, что традиционные методы обучения не всегда доступны для детей с ОВЗ, у которых преобладает наглядно-действенный тип мышления. Использование VR-технологий позволяет детям сразу визуализировать изучаемые понятия. Это особенно важно, учитывая замедленный уровень развития мысленных операций у данной группы детей.
Проект не только экономит ресурсы на макетах и дополнительном оборудовании для занятий, но и предоставляет доступ к обучению в виртуальном мире, заменяя выезды в музеи и заповедники, что особенно актуально для сельских регионов. Внедрение VR позволит улучшить уровень образования и социализации детей с ОВЗ, а также снизит финансовую нагрузку на родителей.
Очень интересное и полезное обучение по использованию современных технологий в образовании. Курс, который мы прошли в рамках Акселератора, дает теоретические знания и обширный практический опыт применения VR-технологий в современном мире. Индивидуальный подход к каждому участнику закладывает доброжелательную основу конкурса выполненных проектов. Мне посчастливилось принять участие в демо-дне, где были представлены лучшие VR-проекты. Спасибо большое организаторам за возможность познакомиться с другими участниками, пообщаться с экспертами. Бесценный обмен опытом заляжет в основу дальнейшего развития нашей системы образования!
- 2 место занял проект "Архитектурно-планировочные и конструктивные решения общественного здания", представленный Евгенией Ермаковой, ассистента Российского университета дружбы народов (РУДН). Проект решает проблему, с которой сталкиваются студенты при проектировании – отсутствие возможности полноценно оценить расположения элементов в помещениях и детально рассмотреть материалы ограждающих конструкций зданий при создании 3D-моделей. Решение проекта заключается в предоставлении методического материала в форме виртуального объекта (VR), который обеспечивает обучающихся необходимыми знаниями в области проектирования и конструирования элементов в зданиях. Внедрение виртуальной реальности в образовательный процесс позволяет студентам более полно и детально изучать архитектурные и конструктивные аспекты, улучшая качество обучения.
- 3 место занял Андрей Конов, педагог дополнительного образования из Республиканского центра дополнительного образования в Республике Коми. Его проект "Мифы Коми народа в виртуальной реальности" нацелен на повышение уровня знаний учащихся о культуре Коми народа, включая Коми эпос, за счет создания VR-музея, закрепление знаний с использованием VR-квеста, а также формирование устойчивой мотивации для изучения современных технологий. Проведенный опрос среди учащихся 12–16 лет выявил, что более 50% не могут назвать ни одного мифа Коми народа, но при этом более 90% проявили интерес к изучению Коми мифологии с использованием технологии VR. Проект ставит перед собой задачу не только расширить знания учащихся о своей культуре, но и сделать это с использованием инновационных методов обучения.
Также было две номинации, призванные выявить неожиданные и креативные подходы к использованию виртуальной реальности: "Открытие в VR", победу в которой одержал Сергей Попов, педагог дополнительного образования Кванториум «Союз» на базе МБОУ «Школа No 60/61 имени Героя Российской Федерации Д.О.Миронова» с проектом, ориентированным на применение нейроинтерфейсов в VR, и "Креатив в VR" – здесь победителем стал проект Аллы Шаровой по обеспечению безопасности на стройке с использованием инновационных технологий. Победители получили лицензию на полгода использования VR Concept.
Акселератор "Цифровизация обучения" от компании VR Concept послужил для меня толчком к изучению VR-технологий, помог погрузиться в этот увлекательный мир. Планирую продолжать с ним знакомиться вместе со своими студентами. Хочу отдельно отметить высокий уровень организации как самого обучения, так проведения финала, и круглосуточную техническую поддержку! Спасибо организаторам! Было познавательно!
Планы: новый поток Акселератора, VR-хакатон для студентов, развитие сообщества и библиотека 3D-уроков
Наша глобальная цель как компании заключается в создании платформы и инфраструктуры, объединяющей программное обеспечение, контент (включая уроки, методички и образовательные курсы) и сообщество учителей.
На данный момент наша Академия уже имеет тысячу участников в Telegram, и нашей целью является дальнейшее развитие этого сообщества. Для этого мы и дальше планируем ежегодно проводить Акселератор "Цифровизация обучения", постепенно расширяя программу, включая в нее новые образовательные треки. В рамках панельной дискуссии, которая прошла в конце Демо-дня, мы с коллегам пришли к обоюдному мнению о том, что технологии сейчас активно взаимопроникают друг в друга, поэтому рассматривать просто виртуальную реальность саму по себе некорректно. Цифровизация не стоит на месте, и наша задача учитывать это в подготовке обновленной образовательной программы.
Кроме того, в марте 2024 года готовимся провести хакатон для старшеклассников и студентов "Цифровые миры: VR-созидатели 2024", цель которого – вовлечь будущих и молодых специалистов в VR и 3D-технологии. Здесь так же, как и в Акселераторе, будет образовательная программа, которую мы хотим расширить треком по программированию (к имеющимся трекам по 3D-моделированию, инженерной графике творческим проектам), что позволит создавать тренажеры и симуляторы, а возможно, даже игр.
Подводя итоги Акселератора "Цифровизация обучения 2023", хочется сказать, что виртуальная реальность не только становится важным инструментом в обучении, но и воплощает в себе творческие и социальные идеи, меняя представление об образовательном процессе. Проекты финалистов свидетельствуют о том, насколько разнообразны и значимы сценарии использования технологии виртуальной реальности.
Однако, эта статья — всего лишь начало разговора. Каждый прочитавший может поделиться своим взглядом и опытом в обсуждении роли виртуальной реальности в образовании. Какие ещё перспективы и вызовы вы видите в этом направлении? Давайте вместе обсудим, как можно сделать образование ещё более доступным и эффективным с использованием современных технологий. Поделитесь своим мнением в комментариях и давайте вместе создадим образовательное пространство будущего!