Что посеешь, то пожнешь. Нестандартно-практические умозаключения

Что посеешь, то пожнешь — известная фраза, но мало, кто додумывает её до конца. Обычно её трактуют в философско-религиозном аспекте, и кажется, что основной посыл — «сеять» добрые дела, чтобы и тебе возвращалось сторицей.

Что посеешь, то пожнешь. Нестандартно-практические умозаключения

По роду своей деятельности я постоянно занимаюсь проведением изменений в компаниях: реструктуризирую компании, внедряю новые системы оплаты труда, бизнес-процессы, программное обеспечение. Поэтому предлагаю рассмотреть эту мысль в прикладном аспекте в применении к бизнесу.Изначальный посыл: Что посеешь, то и пожнёшь

Следствие 1:

Что не посеял, того не получишь.

Бизнес-пример 1: Мы хотим, чтобы у нас работал квалифицированный персонал.

При этом в большом количестве компаний:

а) нет отдельного рекрутёра,

б) найм ведётся не регулярно, а только когда уже случился уход сотрудников,

в) нет обучения для повышения квалификации сотрудников разных отделов.

Начальник склада и директор по сервису не посещают курсы по логистике, оптимизации склада. Рекламаторы не знают ЗОЗПП (Закон о защите прав потребителей). Начальники производства не ходят на управленческие тренинги.

Продавцов обучат ассортименту кое-как (нет ни наставников, ни отлаженной процедуры стажировки), а потом только требуют продажи.

Вывод 1:

Не будет у вас никогда квалифицированного персонала столько, чтобы вы развивались успешно на рынке. В этом виноват не «кадровый голод», а вы и ваши подходы к организации труда и обучения в компании.

Вы это не «посеяли» в своей организации.

Что посеешь, то пожнешь. Нестандартно-практические умозаключения

Бизнес-пример 2: Мы хотим, чтобы сотрудники работали как слаженный механизм, выходили на нас с предложениями, инициативами, были командой, с которой мы двигаемся вперёд к новым целям.

2.1. При этом в компаниях нет выстроенных бизнес-процессов, работа идёт по сложившимся когда-то традициям, а сейчас уже давно другая ситуация. Возникают взаимные претензии, конфликты, «пожары» тушатся, но процесс не упорядочивается — новые правила работы, рациональные бизнес-процессы, регламенты не появляются.

2.2. Собрания в отделах руководители не проводят, не умеют. См. выше почему. Также не понимают, как организовать правильно, написать регламенты.

И в принципе в организации не понимают, что собрания — это регулярная управленческая процедура, которая позволяет поставить планы, их скорректировать, получить отчёты, улучшить процессы и взаимопонимание.

Вывод 2:

Не будет у вас команды. Будет текучка персонала. Будет режим хаоса и авралов. Бизнес, достигнув определённого уровня, далее не будет развиваться.

Вы не «посеяли семена» для взращивания правильного квалифицированного персонала.

Вывод 3: не будет у вас масштабирования. Оно схлопнется быстро при невыстроенных процессах. Вы их «не посеяли».

Следствие 2:

Что посеял, то получишь.

Уточненный закон АСА: «Никогда не получишь то, что посеял»

Следствие уточнённого закона АСА 1: Получишь лишь то, что реально посеял.

Но информация о том, что реально «посеяно» известна не сразу, не всем и понятна при получении. По факту, получишь не то, что посеял.

Что посеешь, то пожнешь. Нестандартно-практические умозаключения

Бизнес-примеры 3:

3.1. Ввели KPI за конверсию от трафика, продавцы стали «мухлевать» с трафиком — уменьшать количество зашедших в магазин в отчётах. Картина происходящего в магазине стала искажаться. Вы ведь не этого хотели?

3.2. Привязали сборщиков к проценту от стоимости заказов, они уклоняются от дешёвых и трудных.

3.3. Привязали водителей к выходу на маршрут, они едут даже на неисправном авто, который ломается в пути окончательно.

Следствие уточнённого закона АСА 2: Получишь лишь часть того, что посеял.

Как в жизни бывает, случилась засуха — урожай не вырос, так как ожидали, или даже погиб.

Что посеешь, то пожнешь. Нестандартно-практические умозаключения

Бизнес-примеры 4:

4.1. Начали внедрять, ушёл персонал, осталось невнедрённым.

4.2. Начали производить товар, поменялся рынок, экономика, стало невостребованным в таком количестве.

4.3. Всё прописали в регламентах, улучшили, а персонал не хочет по ним работать — что-то делается, а большая часть — нет.

Следствие уточнённого закона АСА 3: Не захочешь получить то, что посеял.

Не предвидел последствия того, что начали делать.

Бизнес-примеры 5:

5.1. Производитель открыл розницу, а это весьма специфичный бизнес. Инвестиции идут, а заработка нет. Много появилось новых действий, штат разросся, затраты увеличились. Розница перестала быть нужна в таком качестве. Закрыл с убытками. Не просчитал бизнес-модель до конца, от этого такие результаты.

5.2. Открыл производитель маркетплейс, чтобы увеличить продажи. Продажи увеличились, при этом произошёл отток дилеров, которые увидели демпинг с его стороны. Что важнее сохранить: растущий в продажах маркетплейс или дилеров?На время перестали продавать на маркетплейсе, так как этим направлением подставили под удар большой канал оптовых продаж через дилеров.

Следствие уточнённого закона АСА 4: Получишь не то, что посеял, а больше и/или лучше.

В процессе работы бывают наслоения событий, которые ускоряют начатый процесс. Иногда их развитие можно предвидеть. Показываю на консультации как.

Что посеешь, то пожнешь. Нестандартно-практические умозаключения

Бизнес-примеры 6:

Производитель мебели вышел со скандинавским стилем на рынок, и тут закрылась IKEA.

Локдаун посадил всех дома, после это даже «бабушки» стали интенсивно овладевать Интернетом и покупками через этот канал. Пенетрация (охват) этого канала продаж среди потребителей значительно ускорилась.

Основные прикладные выводы для вас, вашей компании и жизни:

1. Никогда не получишь то, что посеял. Учтите это при составлении планов.

2. Что не посеял, того не получишь. Не нужно жаловаться на жизнь, нужно строить планы с учётом п.1, а дальше «делай, что должно, и будь, что будет».

И в заключение

Для проверки усвоения материала продолжите фразу:

Что сегодня посеете, то завтра и ....

P.S. Буду рад вашим вопросам и примерам.

Дополнительные материалы

1) 24 материала портала VIKENT.RU по теме — Ошибки при внедрении инноваций

2) Видео: БИЗНЕС-МЕТОДИКА «ЦЕПОЧКА ДЕЙСТВИЙ КЛИЕНТА» (ВИДЕОСЛОВАРЬ VIKENT.RU)

44
4 комментария

верное умозаключение , все зависит от твоего отношения , твоих вложений, стараний и труда , сколько ты вкладываешь , столько ты и получаешь, может это несовершенно в практическом плане , но как правило твой труд в любом случае окупается со временем и дает должный результат . Это как если руководитель хочет чтобы его сотрудники были более квалифицированными специалистами , он будет вкладывать в совершенствование их знаний , путем предоставления курсов повышения и их оплаты , вследствие чего он получит сотрудника со свежими знаниями и навыками, которые найдут применение в работе и впоследствии развитии бизнеса и увеличения дохода .Это взаимовыгодная цепочка.

1
Ответить

К сожалению, нет такой линейной связи: вложил - получил отдачу.
Труд может не окупаться, примеров тому масса. Например, первые смартфоны были разработаны ещё в середине 90-х гг, но не вызвали спроса, фирма разорилась. Время смартофонов пришло через 15 лет.

Руководитель вложился в сотрудников, обучил их. А те ушли к конкурентам, которые теперь готовы платить больше за его квалификацию. Взаимовыгодного сотрудничества не получилась.
Эти риски надо учитывать. Про это и статья. Нет линейных связей, они гораздо более сложные.

Это только у лайфкоучей после визуализации сразу приходят деньги, счастье. Всегда можно выцепить удачный пример из массы участников, но только это противоречит общей статистики. Как в притче про Ходжу Насреддина:
Однажды к Ходже Насреддину пришёл жадный и жестокий ростовщик Джафар. Он был горбат и уродлив, поэтому, наслушавшись рассказов о мудрости Насреддина, хотел, чтобы тот превратил его в красавца.
— Дайте мне одеяло! — сказал он звучным голосом. — Джафар и все остальные, подойдите ко мне!
Он выстроил родственников кольцом, а ростовщика посадил в середине на землю. Потом он обратился к ним со следующими словами:
— Сейчас я накрою Джафара этим одеялом и прочту молитву. А все вы, и Джафар в том числе, должны, закрыв глаза, повторять эту молитву за мной. Но ни один из вас НЕ должен думать о белой обезьяне, иначе исцеления не произойдёт!
Понятно, что оно не произошло, и потом Джафар устроил разборки с родственниками, кто виноват.

Всегда в массе кто-то достигнет, и этот пример будут приводить как доказательство, что каждый может. Только это не так.

Поэтому, когда планируешь действия, стоит учитывать нелинейный связи, понимать, что отдача может быть иная, и строить действия с учётом этого.

3
Ответить

Интересно написанно , знакомо такое . Какие только чудеса не встречаюся ....

1
Ответить

При проведении изменений всегда жди подвоха.

1
Ответить