«Зона интересов», 2023
Про Холокост и зверства третьего рейха во времена Второй Мировой войны снято порядочное количество фильмов, как документальных, так и художественных. «Зона интересов» обречена остаться в памяти, как нечто гибридное и необычное художественное высказывание на страшную, в истории человечества, тему.
Действие происходит в Польше, на территории лагеря Освенцим, а точнее, за территорией, в большом и красивом доме коменданта лагеря Рудольфа Хёсса и его жены Хёдвиг. Фильм повествует о быте обеспеченной, немецкой семьи, чьё благополучие построено на уничтожении евреев.
Дом семьи Хёсс располагается почти в плотную со стенами Освенцима, из-за которых слышны крики заключенных, громкие команды немецкой охраны и выстрелы. Сила замысла автора в том, что мы не должны видеть происходящий ужас в лагере, а только прислушиваясь воображать, что же там происходит, за высокими стенами - такую идею воздвиг режиссер картины Джонатан Глейзер. В быту семьи Хёсс ничего особенного происходит - жена ухаживает за небольшим цветочным садом, а сам Рудольф занят обычной для инспектора концентрационного лагеря рутиной - размышляет о том, как ускорить процесс уничтожения людей. Именно верная служба на верность рейха помогает Рудольфу получить повышение по службе. Рудольф дослужился до заместителя главного инспектора концентрационных лагерей.
Жена Рудольфа, Хёдвиг (Сандра Хюллер) - домохозяйка, она воспитывает детей, ухаживает за прилегающей к дому территорией, приглашает жен других офицеров на чай, сплетничает и с радостью позволяет местных детишкам поплескаться в их бассейне. Нам показывают банальные сцены супружеской жизни и быта семьи Хёсс, и этими монотонными, но очень красивыми сценами, зрителя пытаются отвлечь от происходящего в лагере, чтобы мы попробовали представить себя на месте служителей машины смерти. Для таких людей, как Рудольф Хёсс убийство сотен человек, в неостывающем жерле адской печи, стало обыденностью и работой, которая приносит ему неплохой доход и комфорт в жизни.
С территории дома видна большая труба из которой круглосуточно вырываются языки пламени и частицы убитых душ. Ночью, красный зарево пламени от трубы освещает всю территорию поместья Хёссе. В тени, возле бассейна, Рудольф курит сигарету и с расслабленным взглядом поглядывает на вырывающийся дым из трубы, докуривая, поворачивается к ней спиной и уходит. Это ещё раз подтверждает, что Рудольф не переживает, это просто работа, его зона интересов.
МЫСЛИ
Режиссёр Джонатан Глейзер решил рассказать нам про Холокост иным, своеобразным способом - оставив нас один на один с семьей отстаивающей взгляд Гитлеровской Германии. Фильм вызывает злость и недоумение от того, что так было на самом деле, что это не выдумки. Жена сидит в беседке, щурясь на от солнца и улыбается - ей всё нравится. Какой у них дом и сад, а ровно в 10 метрах огромный конвейер смерти, где голод и издевательства над невинными людьми. Эта реальность прошлого, в течении всего просмотра, не укладывается в сознании. От этих чувств распирает изнутри и более от того, что весь фильм построен в медитативной манере, как медленное кино. Это жестокая проверка каждого зрителя, если будете смотреть, попробуйте послушать себя: какие эмоции и слова появятся у вас? В фильме есть несколько психоделических сцен, которые можно интерпретировать по-разному, это меня удивило. Очень рад был увидеть переосмысление сложной темы через новый визуальный язык. Сцена, где смотрящий за садом еврей, удобряет цветы пеплом, меня унесла куда-то под землю.
ВИЗУАЛ, до свидания!
Не хватит места в чате, чтобы поделиться всеми стоп-кадрами, которые зашли. Несколько шотов я отправил выше. Операторская работа выстроена по принципу наблюдателя, мы становимся некими наблюдателями за течением времени. Камера практически не двигается, а статично передаёт происходящую действительность. Мы не должны участвовать, мы должны наблюдать и делать выводы. Практически в каждом кадре идеальная композиция, что позволяет, во-первых рассмотреть множество деталей, а во-вторых, поставив на паузу фильм в любом месте, у вас получится красивая фотография. Но это так, ради интереса.
Цветокоррекция. Приятная, светлая картинка, как белый костюм Рудольфа в одной из сцен. По идее, нам должно быть тепло и уютно, но если вы нормальный человек, то такое ощущение быстро перерастает в выжигающее солнцестояние, вызывающее жжение в груди.
Слушайте, после «Анатомия падения», я не до конца «распробовал» актерскую игру Сандры Хюллер, а вот уже после «Зоны интересов» всё встало на свои места - её игра мне очень сильно понравилась. Сыграть такую отрешенность от происходящего, практически дурочку, получилось впечатляюще. Сыграть такую озабоченность помадой и новой шубой, но не сотнями смертей за стеной - нужно постараться.