Франсуа Рабле: невежество — мать всех пороков

Сложно донести до человека новые, непривычные идеи, неприятные факты или, например, критику. Еще сложнее сделать так, чтобы это воспринималась другими людьми, и охотно ими же распространялась. В начале XVI века в Европе продвигались различные просветительские идеи позднего Ренессанса, которые через сатирический жанр стали доступны для понимания большому кругу читателей. В то же время, юмор и аллегории позволяли высказывать такие идеи, которые в прямом изложении привели бы авторов на костер. Во Франции таким представителем гуманистической сатиры стал медик и монах Франсуа Рабле с романом «Гаргантюа и Пантагрюэль», как в Германии были «Похвала глупости» Эразма Роттердамского , а в Англии — «Утопия» Томаса Мора.

1 Франсуа Рабле — Портрет
1 Франсуа Рабле — Портрет

Франсуа ещё в детстве попал в монастырь, где изучал древнегреческий и латинский языки, естественные науки и философские труды. В 1527 году, когда по разным данным ему было от 34 до 44 лет, в его жизни произошел перелом, он покинул монастырь и стал изучать медицину в одном из старейших университетов Франции, расположенного на юге страны в городе Монпелье на берегу Лионского залива.

Основой для медицинской науки того времени были работы Гиппократа и Галена. Одна неправильно поставленная запятая при создании ручных копий книг могла стоить жизни тысячам людей. И таких смертельных ошибок, которые искажали первоначальный текст, за 15 столетий накопилось множество. Франсуа удалось получить доступ к древней рукописи, и на основании первоисточника он исправил множество погрешностей в широко распространенных изданиях. А в публичных лекциях давал подробные комментарии, опираясь на свои исследования первоисточников.

Наблюдение за жизнью в монастыре, а потом университета, проявили резкий контраст эпохи упадка между публично провозглашаемыми ценностями и реальностью. Это привело Франсуа к окончательному переходу в светскую жизнь. Он уезжает в 1532 году в Лион, культурный центр Франции того времени. Там он занимается врачебной практикой и начинает публиковать первые сатирические произведения. Путешествия в Рим вместе с другом и кардиналом Жаном дю Белле показали Франсуа темные стороны католичества на самом высоком уровне, а не только на примерах деревенских кюре и отдельных монастырей. И эти наблюдения нашли свое отражения в его сатирических произведениях.

2 Три поездки Рабле в Рим находятся под защитой Жана дю Белле.
2 Три поездки Рабле в Рим находятся под защитой Жана дю Белле.

Но кроме сатиры, книги Рабле стали самыми настоящими энциклопедиями гуманистических идей его эпохи. Оставаясь свободным от влияния различных концепций и принципов, Франсуа удалось отразить в «Гаргантюа и Пантагрюэль» едва ли не все «звучавшие в его время социальные „голоса“ — голоса схоластов, гуманистов, евангелистов, магистров, студентов, рыцарей, придворных, врачей, астрологов, аптекарей, моряков, виноградарей». Помимо разнообразия идей, энциклопедия получилась еще и весёлой.

С 1533 по 1550-й годы Франсуа издавал ежегодный альманах, напоминающий по содержанию популярный календарь. Он широко распространялся, и через них Рабле пытался бороться с суевериями, особенно основанных на разных астрологических предсказаниях. Вера во влияния небесных тел на жизнь человека была общераспространенной, и популярностью пользовались небольшие книги с предсказаниями политических и космических явлений. Например, в 1524 году немецкий астролог Штофегер предсказал новый всемирный потоп из-за встречи Юпитера, Сатурна и Марса в знаке Рыб, чем вызвал панические настроения в Европе.

В противовес этим книгам Рабле выпустил отдельной брошюрой «Пантагрюэлическое предсказание, составленное на пользу и поучению людей легкомысленных, ротозеев по природе». Вся книга представляет сатиру на пророчества разных шарлатанов. Франсуа делает множество неоспоримо верных предсказаний со ссылками на астрономические данные. Например,

  • «Старость окажется неизлечимою болезнью, богатые будут жить лучше, чем бедные»;
  • «Под влиянием прошлогодней кометы и неправильного движения Сатурна в больнице умрет один нищий, покрытый струпьями и страдающий ревматизмом»;
  • «Почти повсеместно будет господствовать страшная, заразительная, мучительная болезнь, которую арабский ученый Аверроэс называет „недостатком денег“, и т. д.».
3 Герр Трипп, персонаж Третьей книги, подвергается насмешкам из-за своих абсурдных методов гадания, одним из которых является астрология
3 Герр Трипп, персонаж Третьей книги, подвергается насмешкам из-за своих абсурдных методов гадания, одним из которых является астрология

К сожалению, спустя 500 лет эта книга не потеряла своей актуальности, а шарлатаны продолжают регулярно давать астрологические прогнозы и предсказания, которые так же регулярно не сбываются... Но это не останавливает «людей легкомысленных, ротозеев по природе».

Франсуа Рабле был известен и популярен как среди писателей, так и простых людей. Виктор Гюго называл его «шутовским Гомером», член Французской академик Шарль Нодье ставил произведения Рабле наравне с Эразмом Роттердамским и Вольтером, но он их превосходил в глубине и универсальности. А Бальзак «отмечал ясность и беспощадность суждений о самых возвышенных явлениях человечества».

4 В компании древних и современных писателей Рабле представляет свой второй роман
4 В компании древних и современных писателей Рабле представляет свой второй роман

А простой народ приписывал Рабле малоправдоподобные поступки, но которые соответствовали его стилю. Например, Когда Папа римский разрешил Франсуа просить для себя какой-либо милости, то он пожелал, чтобы Папа проклял его. Свое желание Рабле объяснил тем, что многие просвещённые люди его времени были сожжены на костре. А по дороге в Рим он вместе епископом зашел погреться в дом одной бедной женщины. Когда она пыталась развести огонь, то солома никак не загоралась. Тогда женщина в сердцах сказала, что должно быть солома проклята самим Папой, раз на не горит. И если Папа окажет милость и проклянет Франсуа, то он сможет спастись от костра...

Интересно? Еще можно почитать

1) «... олицетворением всяческого ханжества во времена Рабле традиционно считалось монастырское монашество, Гаргантюа решает построить своеобразный „антимонастырь“ — Телемское аббатство. Телем, явно перекликаясь с Утопией Томаса Мора, представляет собой воплощённый идеал, а потому вход в аббатство накрепко заказан всем, кто этому идеалу не соответствует, — монахам, святошам, скрягам-ростовщикам, скупцам, ревнивцам, больным и увечным, и наоборот, двери открыты для всех, кто здоров телом и душой — для людей „благорождённых“, „праведных“, приверженных к протестантизму и гуманизму».

2) Видео: ИЗУЧЕНИЕ / НАПИСАНИЕ БИОГРАФИЙ ВЫДАЮЩИХСЯ ЛИЧНОСТЕЙ

3) Видео: Социальные инновации / Преобразования России Петра I, Часть 2

Это принципиально бесплатный формат. Задать вопросы Вы свободно можете здесь: https://vikent.ru/w0/

Источники

  • Франсуа Рабле на портале VIKENT.RU https://vikent.ru/author/2577/
  • Рабле. Мольер. Вольтер. Гюго. Жорж Санд. Золя: Р19 Биогр. повествования/Сост., общ. ред. и послесл. Н. Ф. Болдырева.— Челябинск: «Урал LTD», 1998.— 516 с.: портр.; 12 л. ил.— (Жизнь замечат. людей. Биогр. б-ка Ф. Павленкова; Т. 29). стр. 14-15, 25, 45-48

Благодарю И.Л. Викентьева за присланный фрагмент

Фото:

Написано для канала дзен VIKENT.RU, портала о Творческих личностях и методиках креатива

Начать дискуссию