«Ведомости» отмечают, что создателям YotaPhone удалось вывести свой продукт на внешние рынки за $94 млн, при этом проект «несколько раз оказывался на грани жизни и смерти». Акционерами компании являются госкорпорация «Ростех» и частный фонд Telconet, при этом 30% компании собирается выкупить гонконгский холдинг Rex Global за $46,2 млн.
С новым инвестором Yota Devices планирует вывести на рынок новый Yota Phone 3 и продать 1 млн устройств в новом году.
О национальной принадлежности проекта
По словам Владислава Мартынова, у российских акционеров останется 70% Yota Devices, работать над продуктом также будет российская команда.
Если через пару лет какие-либо китайские инвесторы захотят увеличить долю до контрольной, то в Китае YotaPhone все равно будут считать российским: все знают, что это тот самый телефон, который Владимир Путин подарил председателю госсовета КНР Си Цзиньпину.
О поиске инвесторов
В интервью Мартынов рассказал, что до введения западных санкций инвестициями в Yota Devices интересовались, в том числе, канадские фонды.
С самого начала самый большой интерес к Yota Devices проявляли два канадских фонда – государственный и частный, мы подписали документы о намерениях. При этом оценка нашей компании была примерно такой же, как и в сделке с Rex, – около $150 млн.
Несмотря на то, что представителям фонда, в создании которого участвовали основатели BlackBerry, понравился смартфон, и оба фонда занялись предпродажной оценкой компании, от покупки 65% Yota Devices пришлось отказаться после введения санкций. Инвесторы «не хотели рисковать».
Компания переключилась на поиск европейских инвесторов — но после катастрофы Boeing 777 в Донецкой области переговоры с ними также прекратились: «Брокер лишь сказал, что очень плохой эмоциональный фон, и все откладывается на неопределенный срок».
Переговоры с арабскими инвесторами сильно затягивались, и российские инвесторы, которых надеялся привлечь Мартынов, посоветовали смотреть в сторону Китая — «внешняя ситуация сделала этот рынок безальтернативным, значит, вам нужно иметь китайского партнера, иначе вы не сможете там работать».
Китайцы – хорошие бизнесмены: они увидели отличную возможность заработать деньги за счет нашего инновационного продукта и своих связей, которые позволяют развивать продажи в Китае. Но переговоры с ними всегда очень сложные и долгие.
О стоимости компании в $154 млн
Руководитель Yota Devices рассказал, что компании удалось убедить крупнейших поставщиков работать с ней без предсказуемого объёма продаж, а Vodafone — поставить смартфон в линейку продуктов и в розничной сети.
Именно это было для инвесторов показателем уровня нашей команды и способности решать те или иные задачи, главным параметром оценки была именно команда и патенты. Когда мы обсуждали с ними финансовую модель компании и стратегию развития, мне удалось обосновать высокую вероятность доходов будущих периодов.
О провале изначальной бизнес-модели
Через три месяца после старта продаж первой модели YotaPhone стало ясно, что мы не можем финансировать бизнес и создавать YotaPhone 2 за счет прибыли от продаж первой модели — ее практически не было.
Команде потребовалось еще $30 млн, чтобы продолжать проект. Развеять сомнения инвесторов помогли положительные публикации о YotaPhone 2 в западных изданиях — CNN, Forbes, Financial Times, The Times, Reuters, хороший отзыв сооснователя Apple Стива Возняка и ряд престижных наград.
О специфике китайского бизнеса
В Китае очень важны личные отношения. Например, сделка с Rex началась с due diligence, но проверка была специфичной: представители акционеров лично ездили в China Mobile и ZTE, чтобы проверить, знают ли там меня и Yota Devices. Подобные встречи были проведены и с другими нашими крупными партнерами и поставщиками.
Мартынов упомянул множество встреч с представителями потенциальных партнёров, в ходе которых нужно было вести «долгие застольные беседы». Китайские собеседники, наблюдая за разговором и эмоциональными реакциями, пытаются «раскусить» оппонента.
Они пытаются понять, смогут ли они работать с тобой, хотя еще даже не смотрели финансовую модель. Для них все это очень важно. Такова особенность работы с азиатскими инвесторами, особенно из континентального Китая.
Как убедить гонконгскую биржу одобрить покупку
Чтобы убедить гонконгского регулятора одобрить сделку, Мартынов в ходе переговоров привёл примеры высокотехнологических компаний — BlackBerry и Tesla, — которые долгое время получают убытки, но выращивают свою капитализацию.
Так что убытки в секторе технологических компаний на этапе создания первой, второй, даже третьей версии продукта – это нормально. Важно, чтобы рынок и акционеры верили в продукт и стратегию его продвижения. Для них важны не текущие показатели, а сколько ты можешь заработать в будущем.
После получения одобрения от биржи сделка изменила свою структуру — Rex получила разрешение приобрести 30% Yota Devices вместо изначально оговорённых 64,9%, но получила эксклюзив на продажу Yota Phone в Китае. Фонд Telconet сохранил свою долю в 34,9%.
Средства, полученные от китайских инвесторов, пойдут на разработку Yota Phone 3 и создание спроса. Особенностью новой модели, по словам Мартынова, должны стать две SIM-карты, более ёмкая батарея, низкая себестоимость и дизайн.
Про рынок сбыта
По итогам девяти месяцев 2015 года 50% приходится на Россию, 20% — на Азию, 30% — все прочие регионы, в 2014 году на Россию приходилось больше — 65%, доля Азии была такой же, как в 2015 году.
Про конкурентов
У YotaPhone гигантская ниша и нет прямых конкурентов. Компаний, которые имеют в своей линейке смартфоны с двумя экранами, один из которых практически не расходует батарею, на сегодняшний день нет.
О развитии рынка
Рынок топчется на месте. Идет расширение продуктовых линеек по разрешению экранов. Все остальное, что мы видим в новых смартфонах, – это улучшение того, что уже есть. Камеры и батареи становятся мощнее, экраны – больше и четче. Беспроводной зарядкой через пару лет никого будет не удивить. Реальных прорывов, которые вели бы к формированию нового потребительского опыта, давно нет.
О других проектах
Помимо Yota Devices у меня есть и другие инвестиции, в числе которых проект Wildapricot.com (лидирующий в Северной Америке облачный сервис для некоммерческих организаций) и перспективный проект Iceberg.Hockey (уникальная система спортивной аналитики). Как член наблюдательного совета я активно участвую в развитии блокчейн-платформы ethereum.org и работаю вместе с ее создателем Виталиком Бутериным.
"У YotaPhone гигантская ниша и нет прямых конкурентов."
В Йоте знают, что ниши "смартфонов с двумя экранами" не существует.
Йотафон играет в нише смартфонов, причем премиум сегмента. Конкуренция там гигантская.
Надо же как-то оправдаться перед инвесторами ;)
У йотафона есть одна самая большая проблема - не адекватная ценовая политика. Ну не стоит он столько, сколько за него хотят.
На мой взгляд, надо было идти в массовые сегменты, где нет добавленной стоимости за бренд типа Samsung и Apple т.к. Yota не настолько сильна что бы идти подобным путем. Учитывая то, что Йотафон вышел раньше, чем началась экспансия китайцев на российский рынок, можно было вполне откусить кусок от этого пирога и на текущий момент у трубки была бы некоторая лояльная массовая аудитория, была бы более полная обратная связь с пользователями, удешевление стоимости девайсов за счет больших объемов и т.д.
Однако, получилось как получилось. Йотафон скорее экзотика, чем что-то, что можно увидеть у человека в кафе, в метро, или на улице. Сам хотел купить йотафон ровно до того момента, как увидел соотношение цены к характеристикам. Если бы он от и до производился в РФ, то еще можно было бы сыграть на патриотических чувствах и соответствующем тренде, но не судьба )
Согласен. Я бы купил Йоту, но он слишком дорог для меня.
Согласен с вами, что внутри, что снаружи, это обычный смартфон уровня Highscreen, Fly или Explay и цена на него не должна превышать 10-12 т.р. А самое главное, что мешает выставить на продажу запчасти для это модели? Просто продавать из по адекватной цене? Тот же монохромный экран, расположенный на обратной стороне, постоянно бьется и найти новый, можно только прождав 30-40 дней и за стоимость 50% он всего аппарата.
Люди которые решили взять йотафон, сталкиваются с отсутствием сервисного обслуживания и при не гарантийном случае вынуждены просто "выкинуть" его. Сколько видел "счастливых" обладателей йотафонов, которые обзвонив, все сервисы по ремонту мобильной техники в городе и ничего не найдя, говорили: "Зачем я купил это #####!".
Вроде бы, проблема с запчастями пустяковая, а такая антиреклама получается!
я согласен отдать такие деньги за особенную ось. но за андроид - точно нет.
Стальной корпус с удобным хватом и открывашка для бутылок - готов ЙоптаФон для четких и дерзких!