Стартап дня: сервис для пожертвований творческим проектам Patreon
Директор по стратегии и анализу Mail.Ru Group Александр Горный каждый день рассказывает о примечательных проектах.
Мечта многих футуристов — продавать предметы искусства без посредников: никаких студий и издательств между творцом и почитателем.
Patreon строит такое будущее: сервис помогает авторам собирать деньги напрямую с поклонников. Блогер, художник или музыкант публикует контент на Patreon в закрытом режиме, назначает цену, аудитория получает доступ только после оплаты подписки. Продвинутые фандрайзеры настраивают уровни лояльности: разные суммы открывают разное количество работ.
Комиссия Patreon — 5% от собранных средств вместе с оплатой услуг платёжных агрегаторов. Kickstarter, например, берёт такую же комиссию, «Добро Mail.Ru» — ничего. При цене подписки в $3 стартапу достаётся 90 центов – недостаточно даже для попытки вести маркетинг, нацеленный на привлечение жертвователей.
Блог в Patreon должен рекламировать сам автор. Если у автора есть популярные аккаунты в соцсетях, то публикации со ссылкой на Patreon смотрятся органично и приводят новых подписчиков.
Главное ограничение модели — в необходимости эксклюзивного контента: если статья появится в открытом доступе на других площадках, то нет смысла платить за подписку.
Выручка сервиса составляет $7,5 млн в год, оценка в последней сделке – $450 млн. Даже с учётом быстрого роста получается большое соотношение по меркам любого стартапа.
Инвесторы верят, что аудитория лояльных фанатов будет монетизирована и другими способами, например, потребителям можно продавать билеты или сувениры. Другая идея расширения — выдавать статус жертвователя по API внешним сайтам, помогать запуску сервисов и акций.