Блокчейн в туризме. Вторая часть

Продолжаю рассказывать про возможное применение блокчейна в туризме.

Первая часть была здесь - Часть 1. Ее нужно читать, если вы не знаете, кто такие GDS, OTA, Channel Managers, как они работают, и почему все плохо с конкуренцией на рынке дистрибуции туристических услуг.

Часть 2. Решение

Как же демократизировать рынок дистрибуции туристических услуг? Как открыть его для инноваций, конкуренции, при господстве нескольких монополий? Буду приводить конкретные примеры, которые уже есть на рынке.

Одно из возможных решений предлагают создатели некоммерческого туристического блокчейн-проекта WindingTree (штаб квартира в Швейцарии). Есть еще несколько подобных проектов - TravelCoin, LockChain и др. - но у них подход другой, и об этом в следующих статьях. Сейчас же об идее, предложенной WindingTree, как, на мой взгляд, самой подходящей из всех.

Суть в том, чтобы создать своеобразную открытую и некоммерческую глобальную систему дистрибуции, которая управлялась бы сообществом всех участников, а не единолично владельцем платформы.

Поставщики туристических услуг могли бы максимально удобно и бесплатно загружать их с систему, самостоятельно назначая комиссии за бронь для агентов. А с другой стороны любой агент (турагентство, сайт, тревел-стартап и т.д) мог бы подключиться и продавать эти ресурсы, получая назначенную комиссию.

Да, да, эта платформа по сути тоже GDS - единая база данных турпродуктов и услуг. Отличие от существующих в том, что никто не берет 10-30% комиссию за управление, и никто не владеет системой единолично. Это - общественная собственность.

Комиссия для продавцов-агентов остается, это их хлеб за работу с нами - туристами, но исчезает более существенная комиссия и наценка посредников-монополистов. Не говоря уже о других преимуществах.

Равноправный доступ агентов к такой платформе послужит стимулом для развития технологий, улучшения качества сервисов и будет препятствовать дополнительным наценкам самих агентов.

Для поставщиков туристических услуг такая платформа - новый, более выгодный способ взаимодействия с агентами, в противовес Букингам и Амадеусам.

Почему конкуренция станет возможна?

Платформа не предполагает комиссий и абонентских плат, следовательно отелям и авиакомпаниям не нужно закладывать их в цены. Поставщики добавят к базовой цене лишь вменяемую комиссию за бронь для агентств, например, 5%, а не 25% как может требовать Priceline.

Следовательно и агенты продадут те же самые билеты и номера, но уже по более низким ценам. Конкуренция будет препятствовать попыткам агентов приравнять новые цены к старым.

В результате может наступить массовый уход турагентств и сайтов бронирования от GDS - у них появится способ получать всю ту же информацию, но в более качественном виде, и предлагать услуги туристам по меньшим ценам, не потеряв в комиссии. Win-Win!

Новый способ сбыта будет стимулировать не только агентства, но и поставщиков ресурсов уходить от GDS. Им будет невыгодно платить абонентскую плату и закладывать ее в цены, когда можно выставлять ресурсы бесплатно и снижать цену в качестве конкурентного преимущества без потери маржи.

Отелям придется разрывать отношения с крупнейшими OTA, так как они более не смогут поддерживать соглашение о паритете цен и размещать на ОТА самую низкую стоимость. На новой платформе комнату можно будет безболезненно выставить на 15-20% дешевле, а обилие подключенных агентов сделают продажи не меньше крупнейших OTA.

WindingTree.

Итак, решение в новой платформе для глобальной дистрибуции туристических услуг. Как же создать подобную платформу?

Такое решение возможно на набирающей популярность технологии блокчейн - распределенных вычислительных сетей.

За последний год в мире родились сотни блокчейн проектов, но лишь небольшая их часть несет действительно практический смысл, подкреплена спросом в глобальном масштабе и отразится на нас с вами в реальном мире.

Некоммерческий проект WindingTree - один из них - платформа, которая призвана изменить мировой туристический рынок. Она уже создается, и на нее есть спрос от крупных мировых авиакомпаний (Lufthansa, Air New Zealand, Swiss) и сетевых отелей (Nordic Choice Hotels).

Другие стартапы, привносящие блокчейн в туризм, являются сугубо коммерческими предприятиями, так LockChain - еще одно OTA, хоть и на блокчейне, но с "центральным управлением", об аналогах в будущих статьях.

WindingTree - это децентрализованная сеть дистрибуции туристических услуг. Она построена на платформе Эфириум и является общественной собственностью. Сеть соединяет покупателей и продавцов с помощью смарт-контрактов, а участники платформы могут совместно ей управлять.

У тех, кто "на ты" с блокчейном, вероятно возникнет ряд вопросов о реализации и масштабируемости на Ethereum. Но технологическое исполнение - тема отдельной статьи, для инженеров, программистов, и всех, кто разбирается в блокчейне. Здесь я привожу идею и механику для более широкого круга лиц.

WindingTree не облагает поставщиков никакой платой за размещение ресурсов, не взимает комиссию за бронь. Но все же в системе будет присутствовать минимальная плата за транзакцию - доли процента, чтобы заинтересовывать майнеров в предоставлении вычислительного ресурса для сети. Эта комиссия носит чисто технологический характер (как плата за телефон в офисе турфирмы), она несущественна и не будет влиять на общую цену или состав бронирования.

Поставщики могут назначать комиссию за каждого привлеченного клиента, если пожелают. Если вознаграждение за клиента установлено, любое лицо, которое привлекает клиента для поставщика, автоматически получит реферальную сумму от отеля.

Как это будет выглядеть в реальности? Да точно также, как описывал ранее - любой вебсайт или турагент подключается к системе по API, продает билеты, бронирует отели, получает комиссию.

Место WindingTree в гостиничном рынке на начальном этапе становления проекта. Winding Tree – это полностью автоматизированное решение, ПО отелей и менеджеры каналов интегрируются с ним по API, так же как и продавцы.
Место WindingTree в гостиничном рынке на начальном этапе становления проекта. Winding Tree – это полностью автоматизированное решение, ПО отелей и менеджеры каналов интегрируются с ним по API, так же как и продавцы.

Со временем WindingTree станет основным каналом дистрибуции туристических услуг, что позволит отелям отказаться от паритета цен с крупнейшими ОТА и снизить общую цену номера.

WindingTree как основной канала дистрибуции туристических услуг и продуктов.
WindingTree как основной канала дистрибуции туристических услуг и продуктов.

Очень важно понимать, что предлагаемое решение - именно платформа, а не вебсайт, бронирующий билеты или комнаты, и не личный кабинет отеля или авиакомпании, позволяющий управлять ресурсами. WindingTree - тот движок и база данных, которые лежат в основе между ними, и все обслуживают.

Платформа реализует базу данных, алгоритмы бронирования, математику и API для подключения сторонних сервисов, а уже с этими сторонними сервисами и работают конечные пользователи - поставщики, туристы, агентства.

Сторонние сервисы:

  • Для туристов - это сайты бронирования, онлайн турагентства, стартапы - они подключаются по API к WindingTree и продают билеты и бронируют номера.
  • Для оффлайн турагентств и авиакасс это корпоративный софт и b2b системы бронирования. Такой оффлайн посредник для розницы будет исчезать с рынка с развитием технологий.
  • Для поставщиков ресурсов - PMS системы (софт для управления бронью и номерами), Channel managers (см.Часть 1), собственные системы бронирования, стартапы - они подключатся к WindingTree и предложат поставщикам удобный и дружественный интерфейс по размещению своих ресурсов.

Посмотрите, какому количеству небольших и новых проектов дает зеленый свет подобная платформа: сайты, стартапы, софт для отелей - ведь все в равных условиях, соревноваться ценами за качество и количество контента (тур.продукты) они не смогут - контент общий, а вот конкурировать качеством сервисов, их удобством и скоростью - пожалуйста, дорога инновациям.

Наверное, тяжело придется классическим турфирмам, работающим через шлюзы Амадеуса, Сабре. Но это рынок, и в ближайшее время все туристические фирмы должны стать разработчиками программного обеспечения, чтобы адаптироваться к изменениям в технологическом ландшафте отрасли.

В принципе, и тот же Букинг или Экспедиа смогут подключиться к платформе и продавать. Но тогда смогут ли они отказаться от своих сверх комиссий в пользу небольших, установленных самими отелями? Или все же оставят свою надбавку и проиграют более мелким OTA, продающим по базовой цене?

WindingTree использует открытый исходный код, и все жедающие смогут изучить его и предложить изменения. Это первый open-source проект такого масштаба в сфере туризма и первое по-настоящему децентрализованное решение.

Платформа - собственность всех участников, они могут создавать предложения по изменению правил рынка и голосовать за них. Например, можно ограничить максимальный размер комиссии или ввести санкции против недобросовестных агентов, завышающих цены искусственно.

Участники - владельцы токенов системы, поставщики, агенты, майнеры. Токены нужны для проведения транзакций бронирования и размещения ресурсов, они будут сгенерированы в процессе ICO в феврале 2018г.

WindingTree - платформа построенная инженерами для инженеров, ее задача - сформировать некую экосистему демократичной туриндустрии, уменьшить цены, избавиться от лишних транзакций, таких как двойной обмен валют, развить инновации на рынке.

Отели и авиабилеты - только начало, в будущем система проект все базовые туристические продукты: пакетные предложения, круизы, аренду авто, страхование.

Идея WindingTree мне нравится своим некоммерческим подходом, а также принципом генерации и распределения токенов (читайте их WhitePaper на английском, на русском - перевод кривой). Подход этих ребят исключает превращение системы в еще одного коммерческого монополиста типа Priceline.

Надеюсь, теперь в общих чертах понятно, что такое WindingTree, и как она будет работать. У меня возникло множество вопросов о проекте, когда начал изучать эту тему, но удалось несколько раз пообщаться по скайпу с Максимом Измайловым - основателем, и прояснить. Теперь попытаюсь донести эти идеи в этом блоге, параллельно изучая другие блокчейн-тревел проекты.

Если данная статья наберет +20 лайков, и администрация не посчитает это рекламой, то распишу механику работы системы и в чем отличие от других.

4242
35 комментариев

Спаси заи вторую часть.
Первое - с текущими комиссиями эфира это будет дорого. Пользователь любит планировать - броней будет много, а это всё транзакции, а если это не транзакция в блокчеине, то это централизованная вещь.

Далее цитата: "Наверное, тяжело придется классическим турфирмам, работающим через шлюзы Амадеуса, Сабре. "
Им уже гроб заказан, б2с практически весь в онлайне, б2б медленно, но верно тоже туда перебирается. Регионы не хотят, но экономика такова.
Расскажите как проект будет базироваться на нескольких блокчеинах? Этот вопрос у вас возник?
Что означает создание государственного канала поверх блокчеина? Это централизованный блокчеин?
Данные будут храниться в базе данных проекта(не в блокчеине, точнее их блокчеин, про участие пользователей в котором ничего не написано и про консенсус тоже).
Резюме: идея хорошая, описание реализации сильно хромает. Можно тоже самое проще и дешевле построить на блокчеине ЕОС(экосистема). И это действительно будет ДАО и действительно будет блокчеин, в котором нет комиссий за транзакции. Там все проблемы проще решить можно, потому что это система создаваемая профессионалами

1
Ответить

б2с практически весь в онлайнеНу-ну ... в США было уменьшение кол-ва travel agents, в последние годы (после спада), почему-то снова пошел рост количества - часть покупателей наигрались с самостоятельными бронями, и снова решили с кем-то делить ответственность за них.

проще и дешевле построить на блокчеинеЗачем в принципе это строить на блокчейне? Зачем каждому из 1000 (допустим) узлов сети, хранить все транзакции всей сети, в том числе 20 000 броней на отель, закрытый 7 лет назад?
 
Я поясню - ключевой компонент в системах бронирования, это собственно каталог - стран - курортов - городов/мест - отелей, постоянно обновляемый в связи с тем что отели строятся, реновируются, продаются/покупаются (с обновлением), закрываются (на реконструкцию и просто, навсегда), и так далее.
У отелей есть low - shoulder - high season цены на один и тот же номер, наличествующие иногда в 10-ти разновидностях для разных клиентов, а также как минимум 3-5 категорий номеров. Есть мини отели, где категорий номеров столько же, сколько самих комнат - boutique отели где каждая комната уникальна.
 
Если какие-то ребята хотят собрать каталог и актуализировать его non-stop для сотен тысяч объектов размещения (и возможно, сотен миллионов цен), нафига им вместо кластера высокопроизводительных серверов, скажем 100 штук, для начала = какой-то еще блокчейн?
 
Никто не запрещает работать дешевле booking ком за меньшую комиссию. С качеством и охватом, хотя бы booking.com. Но вот что-то желающих _именно_ работать, а не привлекать деньги на обещания - не особо много.

2
Ответить

Сергей, на все есть ответы, завтра отвечу с утра. Но, вижу, вы русскоязычный WhitePaper читали, там кривой перевели, я англоязычный читал и общался с основателем потом.

Там не "государственные каналы", а "State channels" - погуглите, что это. Об этом я пишу отдельную статью, тема большая для комментария.

Про гроб, согласен. Остальное завтра))

Ответить

А, вы просто пиарите Winding Tree.
Сорри за коммент к предыдущей статье. ;)

1
Ответить

Ну не совсем, мне эта технология понравилась, я сам из тревел стартапов) Про проекты в следующих статьях напишу.

1
Ответить

Сейчас особо нечего пиарить. TravelCoin в плане объяснений, что это - так и вовсе переходное "Девачки! Пакупайте кофтачки! Кофтачки са скидкай! Девачки, только сегодня - импортные кофтачки!"

Ответить

"За последний год в мире родились сотни блокчейн проектов, но лишь небольшая их часть несет действительно практический смысл, подкреплена спросом в глобальном масштабе и отразится на нас с вами в реальном мире."
если заменить "небольшую" на "ничтожную" - будет почти правда.

1
Ответить