Chulakov Notes #4: как руководить компанией

Chulakov Notes #4: как руководить компанией

В новом выпуске заметок мы поговорим о том, как выстраивать отношения с коллегами, стоит ли работать с фрилансерами и имеют ли смысл запреты.

Свежие заметки вы сможете прочитать на моем канале.

Клиент платит зарплату

Задача руководителя компании объяснить своим коллегам (автор не любит слово «сотрудники» и предпочитает ему «коллеги»), что клиент — это солнышко с лучиками света, освещающими путь компании. Солнышко, из которого выпадают денежки. Все любят солнышко! ☀️

Собственник компании или управляющий должны тратить свое время и доносить до людей важнейшую мысль: клиенты платят всем зарплату. Не бухгалтер или директор, не руководитель отдела, а клиент. Зная эту простую истину, сложно считать клиента мудаком. Это очень важное и не очевидное знание поможет развитию клиентского сервиса.

Запреты

Руководители-хипстеры, попивая смузи, любят рассуждать о том, что запреты контрпродуктивный, и таким образом ничего не решить. Все это хорошо только на словах.

Любая адекватная компания может что-то запрещать. Это нормально, не стоит этого стесняться. Например, ходят слухи, что в корпорации добра Google запрещено говорить: «А в Apple так бы не сделали!».

Возьмем чувствительный для всех вопрос — деньги.

Если вы руководите трейдерами или продажниками, то все ваши разговоры о деньгах — это хорошо и правильно.

Если вы руководите коллективом, разрабатывающим с нуля сложные системы и сервисы для крупного бизнеса (от аналитики и проектирования до технической реализации, последующей поддержки и развития), то, скажем, дизайнеры должны общаться на тему пользовательского интерфейса, программисты — обсуждать технические решения и пр. Так происходит обмен опытом, передаются знания и люди профессионально развиваются.

Если программисты обсуждают зарплату друг друга во время работы, значит, это финансисты, а не программисты. Сразу найдутся недовольные и недооцененные. Это вредно для бизнеса, потому что тема очень деликатная. Если у вас в компании появился один любитель обсуждать зарплату, то к обсуждению могут подключиться и другие, и они будут тратить на это время, которое могли бы провести за обменом опытом. Все это грозит недовольствами и плохой атмосферой в коллективе. А как мы уже знаем, нет ничего важнее во вселенной, чем атмосфера в компании.

Как бороться с такими «финансистами»? Не нужно выдумывать ничего сложного. Можно просто запретить публично обсуждать з/п, в противном случае увольнять.

Руководители-хипстеры негодуют, специалисты профессионально развиваются, бизнес растет.

Это лишь один пример разумного запрета. Вы сможете придумать и другие, я не сомневаюсь в вас.

Помните, быть руководителем — это не только гладить коллег по головкам, даже не только думать о мотивации. Придется думать и об адекватных запретах. И прекратите уже строить из себя вечно хорошего полицейского, это лицемерие и глупость, которая не приведет компанию к успеху.

Позиция руководителя

В любой компании есть иерархия. Хотя бы минимальная. Есть условный «начальник» и «подчиненный».

В digital-сфере работают талантливые творческие чувствительные люди. Руководитель должен это учитывать.

Прежде всего, забудьте слова «начальник» и «подчиненный» и никогда не употребляйте их. Как я уже писал, даже слово «сотрудники» не очень хорошее, лучше «коллеги».

Я верю в то, что надо стремиться управлять людьми на максимально равных условиях. И, если так уже получилось, что вы руководитель, который управляет отделом или компанией, общайтесь с людьми на равных, избегая использования своего положения.

Добиваться исполнения поручений руководитель должен за счет своего авторитета, а не с помощью унизительных фраз, вроде «Я тебе за это деньги плачу». Подобные фразы подчеркивают полную беспомощность самого руководителя и оскорбляют хороших специалистов. Это абсолютно неуместно.

Чем больше у вас власти, тем более человечным должно быть общение с вашей стороны.

Удаленный сотрудник

Почему даже компания IBM — родоначальник удаленной работы — отказалась от нее недавно?

Почему именно они это сделали, я не знаю, но отлично разбираюсь в тонкостях удаленки с точки зрения работодателя.

И удаленная работа в подавляющем большинстве случаев вредна для развития компании. На это есть множество причин.

Во-первых, вы не управляете лояльностью специалиста, мотивация только финансовая. Насколько долго удаленный сотрудник будет работать в компании, зависит только от конкурентоспособности зарплаты, которую вы предлагаете. Других способов и инструментов мотивации у вас нет. Это довольно зыбкая позиция для компании.

Во-вторых, вы не управляете развитием человека, только покупаете его время и имеющиеся навыки. Контроль за развитием людей важен для развития бизнеса.

В-третьих, удаленный специалист не может участвовать в создании сложных комплексных продуктов. Скрам в удаленном формате работы — это бред сивой кобылы.

И, наконец, вы усложняете коммуникацию, ухудшаете качество комплексной работы и делаете все медленнее, чем это можно было бы сделать, находясь в одном офисе.

Что делать? Совсем не работать с удаленщиками?

Не совсем. Выгодно привлекать удаленных узкоспециализированных работников для разовых заказов. Мы работаем так с дикторами и другими специалистами, которые точно не нужны нам в штате.

Создать сложный продукт, систему или сервис в удаленном формате работы возможно только на уровне формального соответствия техническому заданию. Души и любви к деталям там никогда не будет. Удаленно дизайн айфона не сделать.

Команда дизайнеров среднего уровня с хорошим арт-дирекшеном сделает более качественный продукт за меньшее время, чем супер-дизайнеры с тем же арт-дирекшеном, работающие удаленно.

Часто руководители не могут решить глобальные проблемы внутри компании и поэтому прибегают к удаленной работе. Это вопросы кадров, мотивации и менеджмента.

Если у вас не получается наладить процессы без удаленной работы, то удаленка вам точно не поможет.

33
20 комментариев

Можно просто запретить публично обсуждать з/пТо есть у вас в компании так тухло, что неравный уровень зарплат подрывает работоспособность сотрудников?

1
Ответить

Увы но это верно. Не надо тратить время, чтобы объяснять Маше, Паше и Саше почему у них разные з/п. Нужно просто сообщить им о неприемлемых внутрикорпоративных разговорах. Нужно концентрироваться на работе. А вот нацеленный на продукт работник вообще будет эти темы избегать, что логично, но довольно редко. Поддерживаю.

Ответить

Можно просто запретить публично обсуждать з/п, в противном случае увольнять. Руководители-хипстеры негодуют, специалисты профессионально развиваются, бизнес растет.

Мы тут в бизнес-игры играем, я тоже приму участие и распишу случай из опыта знакомых. Цифры условны:

1. Хороший годный профессионал приходит на рыночную ставку в 100 т.р. Работает долго, увлечённо, со временем становится де-факто лидом и ментором для остальных работников. У него много задач и проектов, все довольны.
2. Прошло N лет.
3. В компанию приходят новички на зп в 150 т.р. Потому что это уже рыночная зп для их позиций.
4. Профессионал из n1 узнаёт зп новых людей, которые не имеют никакой ответственности, сравнивает со своей (а это случается, рано или поздно), и в дичайшем негодовании перестаёт активно что-то делать, пока выясняет этот вопрос подробнее. Потом дропает компанию, все проекты на середине, и уходит в другую, потому что в этой работать уже нет никакого смысла. Вместе с ним могут уйти и другие люди.

Ответить

Ну если для профи ЗП не индексировалась, а руководители рассчитывали на "работает и ладно", то правильно сделал, чо.

2
Ответить

Речь идёт о публичном обсуждении, которое, как правило, втягивает в себя "крикунов" и приводит к обсуждению чего угодно кроме собственно з/п.

Если человек узнал о том, что кто-то получает больше - он может пойти и лично решить вопрос с руководителем, нет? И дальше это их личное дело - повышать, не повышать, уходить, оставаться, и т.д.

1
Ответить

"Все правильно сделал"©
Компания шла на предпринимательский риск держа ставку ниже рынка. Риск случился).

Ответить

"Как бороться с такими «финансистами»? Не нужно выдумывать ничего сложного. Можно просто запретить публично обсуждать з/п, в противном случае увольнять." - это вообще-то незаконно. Ибо условия трудового договора, ухудшающие положение работника в сравнении с действующим законодательством, применяться не могут.

1
Ответить