50% digital-агентств закроется, а еще 30% будет выживать: время трансформации агентского бизнеса пришло

Этот год стал достаточно сложным для большого числа агентств на digital-рынке. Палки в колеса и сложности были абсолютно всегда, но тут достаточно длинная череда событий, которая для многих превратилась в вопрос смысла дальнейшего существования.
Сколько бы ни приходилось общаться на конференциях и в кулуарах, все рассказывают как все хорошо, как растет число клиентов и чек. Но как только речь заходит о каких-то конкретных фактах, становится сложнее хвалить свое болото, но и это понятно.

За кулисами не так сладко. Мы, например, делаем все, чтобы удерживать темп и показать хотя бы какой-то рост к концу года. Год начался достаточно бодро, но уже к первому летнему месяцу было понятно, что мы попали в зону неблагоприятных финансовых перспектив. Такую, когда нужно садиться и думать, как это все держать на плаву.

Три основные причины, которые я отмечаю для себя:

  • высокая конкуренция и большое количество предложений;
  • растущая финансовая нагрузка на бизнес и валютные игры;
  • рост требований со стороны клиентов и погружение в рабочие процессы.

Причина первая. Про конкуренцию

Здоровая конкуренция должна существовать - она способствует росту качества продукта, сервиса и образования рынка. Но в случае рынка digital-маркетинга, например, это конкуренция в обратную сторону.

Если вы видите для проекта реальный бюджет в 1000$, то, вероятно, уже поступило предложение сделать эту же работу за 100 $.

Естественно, все это услуги, которые малому бизнесу не до конца понятны, их сложно пощупать. Основной клиент приходит к нам, уже потеряв какие-то деньги в куче мелких компаний и с полным недоверием. Задача заставить клиента верить увеличивает путь к лояльности и не очень хорошо влияет на показатели загруженности менеджеров проектов.

Есть еще средний и крупный бизнес. Там тендеры, советы и прочее. Последнее время мне кажется, что система откатов превратиться в то, что некоторые компании будут доплачивать за то, чтобы быть подрядчиком.

- Простите, а не хотите ли принять участие в нашем тендере по SEO?
- Побойтесь Бога, у нас нет таких денег.

Рынок растет. Причина тому ­­­­­­­­– бюджеты, которые начали выделять на цифровые рекламные каналы. Теперь тут и кусок пирога интересно откусить.

Причина вторая. Бизнес в беде

Тут говорить много не буду. Множество проблем, которые возникают вследствие введения новых законов, рамок, сложностей с валютными операциями и внешнеэкономической деятельностью.

Часть клиентов не просто уходит из агентства - они закрывают бизнес. Ты пытаешься сделать все возможное, чтобы они продолжили жить, но понимаешь, что тут такая экономическая модель, которая 10 лет назад была прекрасна, а сегодня убыточна уже при планировании.

Мы могли спрогнозировать все риски, кроме налогов и пошлин.

Причина третья. Рост требований клиента

Самая классная причина, которая заставляет рынок двигаться дальше. Наконец-то пошел перекос, и большая часть людей понимает, что эффективность не заключается в позициях сайта, трафик бывает разный, и что не всегда все зависит от специалиста.

Теперь клиент вместе с любимой фразой "нам предложили в два раза дешевле" еще докидывает вот это вот все про сквозную аналитику, воронки продаж, мультиканальные срезы и прочее. И в конце традиционно добавляет: "Мы готовы на бюджет в 500 долларов, не более".

- Скажите, а какая будет стоимость заявки и конверсия в покупку?
- Но ведь вы даже не сказали, о каком проекте идет речь!
- Фу, какой непрофессиональный подход.

К чему я это все? Вместо вывода

Пришло время массово менять подход среди агентств . Если вы хотите уйти дальше команды в 10 человек, придется бежать еще быстрее, чем бежали.
Чтобы сохранить текущую позицию и начать рвать вперед, нужно собрать все силы и возможности в кулак и брать разгон. Тяжело, но нужно.

Я решил для себя: либо мы сможем сделать хороший шаг вперед, либо определяем другую стратегию дальнейших событий.

Мы готовим огромный ряд изменений внутренних процессов. Мы – это агентства Webline Promotion и Remarka. Это 60 сотрудников и 200+ клиентов. Цель – как минимум удвоиться.

Если интересно, оставляйте комментарии. Будет много фишек, которые либо спасут, либо станут хорошей инструкцией, как не стоит делать. В любом случае нужно начинать с себя.

Спасибо VC за возможность стать вечерним собеседником в этот очередной сложный понедельник :)

20
23 комментария