Как сделать питч и привлечь инвестиции в стартап

Как сделать питч и привлечь инвестиции в стартап

Через две недели мы с проектом ARNI.io, искусственный интеллект для бизнеса, примем участие в Демо дне. Подготовка идет полным ходом: надо и речь отрепетировать, и презентацию доделать. Сложнее всего совмещать репетиции и основной бизнес. Напряжение чувствуется во всем акселераторе: все меньше small talks и все больше хмурых лиц.

Таня Соуман, венчурный партнер 500startups, просмотрела больше тысячи питчей. Видела и плохие, и хорошие. Она выступила перед нами с лекцией, мы сделали заметки.

Немного теории

Есть три вида деков:

  • Email — лаконичная презентация на 5-10 слайдах. Цель — замотивировать на личную встречу.
  • Личный — самый длинный из форматов, на 10-15 слайдов + дополнительные слайды с ответами на все ожидаемые вопросы. Цель — получить чек либо еще одну встречу.
  • Для Демо дня — самый короткий форма на 5-7 слайдов с легко воспринимаемым контентом. Цель — заинтересовать инвестора, чтобы он сам пришел узнать детали.
Слайд из презентации Тани Соуман
Слайд из презентации Тани Соуман

Уже не первый раз нам говорят, что мы не должны всем нравиться. Главное — найти правильных людей, кому будет интересно выступление. В нашем случае нужно найти правильных инвесторов.

Как выбрать инвестора

Где и как искать инвесторов, я уже написал в предыдущей статье. Сейчас хочу еще раз напомнить о том, как важно правильно выбрать “своего” среди чужих. Так можно сэкономить время и себе, и инвесторам, которые в вас не заинтересованы. В первую очередь проверьте свой список (вы ведь уже составили его?) по этим пунктам:

  • Локация — большинство фондов может вкладываться только в бизнес своей страны или даже штата/области. Упростите себе жизнь, подготовив нужные документы. Особенно актуально для США.
  • Раунд инвестиций — почему не стоит продавать доли компании за копейки понятно, но и брать больше, чем можешь потянуть, тоже не стоит. Иначе в следующий раз, уже на следующем раунде, у вас не будет нужных метрик. Помните такой момент в сериале «Кремниевая долина»?
  • Область инвестиций — тут все понятно. Если мы финтех стартап, то даже не будем пытаться организовать встречу с представителями из биотеха.

О чем точно не стоит говорить

Есть детали, о которых точно не стоит упоминать:

  • зарплата;
  • какие продуктовые фичи планируются;
  • детали о пользователях;
  • информацию, которая не должна попасть к конкурентам.

Готовьтесь к неудобным вопросам заранее

Многие коллеги по акселератору составляют списки самых популярных вопросов и ответы на них. Среди них:

  • Почему ваше решение лучше существующих?
  • Я слышала про множество компаний, которые занимались тем же, что и вы. Большинство из них сейчас банкроты. Почему вы не станете следующим?
  • Почему я должен вкладываться именно в вас?

Если вам отказали. Что делать?

Конечно, мы надеемся, что у вас все будет хорошо. В противном случае не уходите обидевшись. Возможно, нужное время еще не пришло, вы встретитесь следующий раз. Не стесняйтесь задавать вопросы. Таня посоветовала задать следующие:

  • Почему вы отказали?
  • Могу ли я добавить вас в ежемесячную рассылку о наших успехах?
  • С кем бы вы посоветовали поговорить? Кого может заинтересовать мое предложение? — спросите контакты, но не просите представить вас. В противном случае у нового знакомого могут возникнуть вопросы: если вы достойны его инвестиций, то почему знакомящий вас человек не дал вам инвестиций?

Советы:

  • Презентацию отправляйте в формате PDF. Самый распространенный формат, поэтому ваша презентация будет отображаться корректно.
  • Используйте число вместо диапазона. Например, 4, а не 3-4. Так легче воспринимается и выглядит правдоподобно.
  • Пролистайте все слайды за 5 секунд. Основная информация была усвоена? Супер, ваш дек готов.
3
Начать дискуссию