«На недельку до второго…»: как использовать советские песни в кино и играх

Релиз компьютерной игры Atomic Heart вывел в топы чартов техноремиксы советских треков. Нам стало интересно, есть ли какие-то особенности использования музыки этой эпохи. Расспросили руководителя агентства по развитию музыкальных проектов бюро InSimple, спикера курса «Продюсер музыкальных проектов» в Skillbox Алексея Николаева.

«На недельку до второго…»: как использовать советские песни в кино и играх

Когда и зачем используют советскую музыку

Авторы произведений обращаются к советской музыке для усиления сюжета или игры с ностальгией. Такие песни — народные хиты, они знакомы многим людям, поэтому их присутствие многократно увеличивает воздействие на аудиторию фильма или игры. Старшее поколение отдаётся ностальгии по юности, а более молодое — погружается в атмосферу эпохи, которую не застало.

Вернёмся к кейсу Atomic Heart — игре в жанре экшен с элементами хоррора и научной фантастики, разработанной российской студией Mundfish. Проект вышел в феврале 2023 года и стал одним из самых обсуждаемых релизов не только среди геймеров. Немалая доля информационного успеха объясняется саундтреками игры. Музыкальные композиции состоят из советских песен в технообработке: «Трава у дома», «Комарово», «Косил Ясь конюшину», «Арлекино» и других. Всего в игре можно услышать 18 треков. Драйвовые ремиксы исполняются на необычных инструментах, что создаёт уникальный музыкальный вакуум, отражающий стиль игры. Песни в обработке внесли свой вклад в передачу атмосферы футуристичного Советского Союза, который демонстрируется в игре.

На самом деле такие музыкальные мотивы в развлекательной индустрии не что-то новое. Вспомним «Тетрис» — одну из первых компьютерных игр. Её создал советский программист, а весь геймплей проходил под песню на русском языке «Коробейники». Мелодия настолько сильно запомнилась, что её стали называть «Музыка из Тетриса». А в игре GTA IV существовала радиостанция, где звучали песни группы «Кино» и «Зеленоглазое такси» Михаила Боярского.

<p><i>Логотип радиостанции с восточно-европейской музыкой из GTA IV</i></p>

Логотип радиостанции с восточно-европейской музыкой из GTA IV

Алексей Николаев рассказал, как использовать советскую музыку и не нарушать авторские права

Начнём с того, что каждая песня содержит три объекта:

  • музыкальное произведение,
  • исполнение музыкантом этого произведения,
  • фонографическую запись.

Музыкальное произведение относится к объекту авторского права, исполнение и фонограмма — смежных прав. Здесь довольно тонкое различие, но если постараться объяснить, смежные — это права исполнителя и изготовителя записи, которые связаны с исполнением произведения и записью исполненного произведения.

Итак, чтобы использовать непереработанный трек в рекламе, видео или игре, нужно получить от правообладателя лицензию в форме договора. Для этого можно обратиться к автору, связаться с его наследниками или музыкальным издательством. Обычно такие компании также представляют произведение по лицензии. Также у объекта может быть другой правообладатель, не автор и не наследник, например человек, который выкупил исключительные права на произведение. Как искать владельцев, расскажу ниже.

За объектами смежных прав нужно обращаться к рекорд-лейблу — правообладателю фонограммы. Иногда за это отвечает сам артист, если он не передал исключительную лицензию на объекты смежных прав рекорд-лейблу.

Иногда артисты передают своё исполнение в состав фонографической записи по лицензии с ограничениями. Это может касаться песен советского периода и современных материалов. В таком случае нужно действовать на основе законодательства, в том числе согласно Гражданскому кодексу РФ, часть 4.

Если автор ушёл из жизни более 70 лет назад, музыкальное произведение можно использовать без лицензии — оно становится достоянием общественности. Исключения касаются объектов, которые принадлежат репрессированным и реабилитированным авторам или участникам Великой Отечественной войны.

Кстати, право на фонограмму охраняется в течение всей жизни исполнителя, но не менее 50 лет. Отсчёт начинается с 1 января года, следующего за тем, в котором исполнили песню либо сделали её запись. Когда сроки истекают, произведение и фонограмма переходят в общественное достояние. Важно проверить, чтобы это была старая фонограмма, а не перезапись, например, ремастированная. Оцифровать материал нужно самостоятельно.

Где же искать владельца музыки? Чтобы узнать правообладателя и получить возможность использовать песни, можно написать во Всероссийскую организацию интеллектуальной собственности (ВОИС) или в Российское авторское общество (РАО). Как правило, они предоставляют имена или координаты правообладателей. Сложность может возникнуть в том случае, если автор не вносил произведения в реестр российских обществ Тогда нужно обратиться в авторские общества другого государства, где могут быть зарегистрированы произведения автора или искать контакты в интернете.

Вы могли заметить, что в таких вопросах существует много деталей — в них легко запутаться. Конечно, можно разобраться самостоятельно, но быстрее получится с помощью юристов, специализирующихся в этом вопросе.

Можно ли делать ремиксы и заимствовать отдельные элементы

Ремикс — это версия музыкального произведения и фонограммы, которую создали на основе оригинала. Обычно, когда создаётся ремикс, продюсер ремикса перерабатывает само произведение, исполнение и фонограмму. В этом случае также требуется получить лицензии от правообладателей. Поэтому здесь можно вернуться к навигации из раздела выше. Сначала нужно получить лицензию на переработку с целью исполнения и создания записи исполнения музыкального произведения у правообладателя, а также фонограммы. После этого можно создавать новое исполнение и запись.

Подводя итог, ещё раз подчеркну: авторское право и права на звукозапись и исполнения, содержащиеся в песнях, охраняются более полувека. Чтобы использовать советские треки в играх или кино, не обязательно именно приобретать в отчуждение интеллектуальную собственность — достаточно лицензировать материал. Если требуется узнать правообладателя и получить возможность законно использовать музыку, можно написать в соответствующие организации или обратиться в агентства по лицензированию.

25
Начать дискуссию