«Сколько программ в Яндексе написал ваш преподаватель?» Чего хотят родители, когда отдают детей на курсы
Мы в Алгоритмике постоянно отвечаем на вопросы родителей, которые записывают своих детей на дополнительное обучение по программированию и математике.
Многие из этих вопросов повторяются, поэтому в этой статье мы решили ответить на самые частые, болезненные и сложные из них. Надеемся, это поможет вам сформировать реалистичные ожидания от курсов и определиться, что лучше подойдет вашему ребенку.
Завышенные ожидания родителей и их последствия для ребенка
Иногда желание дать ребенку лучшее приводит к не очень хорошим последствиям: вместо удовольствия и новых знаний – слезы, крики, взаимные упреки и разбирательства.
Моему сыну девять лет, но я хочу, чтобы он пошел на продвинутый курс для подростков!
На самом деле это довольно распространенная история: некоторые родители хотят воспитать вундеркинда и не готовы объективно смотреть на возможности своего ребенка. А иногда в принципе забывают, что это ребенок, а не проект по выращиванию сверхчеловека.
Однажды мы поддались на уговоры одного супернастойчивого папы-программиста и записали девятилетнего мальчика на курсы, рассчитанные на детей постарше.
Это был ад! Ребенок очень хотел учиться, но банально не мог понять многих вещей: не хватало знаний по математике, которые дают в следующих классах. Психологически ему тоже было сложно, так как курс изначально был разработан с учетом возрастных особенностей и рассчитан на детей постарше.
В результате он не мог разобраться с вопросами, которые для его возраста оказались сложными, стеснялся спрашивать у преподавателя и закрывался в себе. Папа, который наблюдал за всем через плечо, из-за этого выходил из себя и начинал орать — заканчивалось все слезами.
После пары таких занятий мы сказали твердое «нет», вернули деньги за обучение и с тех пор строго соблюдаем возрастные ограничения на всех курсах.
Мораль: всему свое время. Иногда стоит подождать или выбрать курсы по возрасту, чтобы ребенку точно было интересно и полезно.
Ребенок должен получать знания постепенно: начинать с основ и, как на шашлычок, нанизывать на них все больше и больше нового.
Эффективное обучение — это всегда поэтапный и последовательный процесс. Накопленные знания никуда не пропадают со временем и, когда это будет нужно, всплывут в памяти и помогут справиться с новыми задачами.
Нам нужен преподаватель-мужчина старше 40 лет с опытом работы в Яндексе и собственными программами в портфолио.
Такие, безусловно, есть. Но тут важно понимать: регалии важны родителям, а не детям. Наш опыт показывает, что для детей важнее, чтобы с преподавателем было легко найти общий язык, а занятия проходили весело и увлекательно.
И тут часто многомудрый дядька в возрасте вчистую проигрывает вчерашнему студенту, который только начинает свой карьерный путь, но может легко и непринужденно рассказать тему и показать ребенку, как сделать что-то своими руками.
На самом деле за этим стоит огромный объем организационной работы. Оценить резюме и выбрать преподавателей, которые умеют работать с детьми, провести обучение по курсам, которые они будут вести. Каждый год преподаватели проходят аттестацию и регулярно участвуют в дополнительных тренингах по коммуникациям.
Все было бы гораздо проще, если бы можно было просто нанять сотрудников Яндекса, ВКонтакте или Mail. ru, но, как мы сказали выше, в детском образовании это не работает.
Мораль: авторитетов ребенку и в школе хватает, а дополнительное обучение должно приносить радость и удовольствие, а не только давать знания.
Мы занимаемся уже четыре урока, а он все еще не разработал ни одного сайта!
Некоторым родителям хочется, чтобы их юный хакермен отбил затраты на обучение как можно скорее, — мы нашли только такое объяснение для подобных ситуаций.
Но если без шуток, то именно завышенные ожидания родителей часто становятся причиной стресса для ребенка, который переживает, что сделал недостаточно и не оправдал ожиданий, вместо того чтобы наслаждаться процессом учебы и результатами.
В то время как ребенок делает простую игру-змейку, которой бесконечно гордится (и которая на самом деле этого стоит) , родители ждут, что он с ходу придумает стартап с потенциалом «единорога». Но этого не происходит.
Не дождавшись оценки от самых авторитетных в его жизни людей, ребенок теряет интерес и разочаровывается. В результате вы не только не отбиваете деньги за курс, но и теряете хорошие отношения со своим чадом.
Мораль: большое дело начинается с маленьких успехов, поэтому так важно ценить всё, что делает ваш ребенок.
Хочу детей как у блогера!
Реальный запрос, который в разных вариантах приходит к нам, когда мы продвигаем Алгоритмику через инфлюенсеров.
Некоторые так сильно стремятся повторить красивые картинки из постов и сторис, что забывают при этом про интересы ребенка.
Удача, если занятия ему все же понравятся. Но если нет — все очень быстро сводится к взаимным упрекам и стрессу.
Мораль: интересы и желания вашего ребенка важнее, чем красивые посты и сторис от незнакомцев из социальных сетей.
Реалистичные ожидания и взвешенная позиция
Ребенку нравится — ну и славно, будем ходить.
Взвешенная позиция родителей, которые понимают, что от дополнительного обучения через не хочу большого толку не будет ни сейчас, ни в будущем.
Когда ребенку нравится, это видно не только по горящим глазам и результатам: готовым программам, сайтам, играм, — но и по хорошим оценкам по математике и информатике, которые он приносит из школы.
Все вокруг говорят про программирование, стоит попробовать.
Интересный факт: говорят именно дети — достаточно много родителей обращаются к нам после того, как ребенок подсмотрел в школе или кто-то хвастался тем, что сделал в Алгоритмике.
Самая правильная позиция здесь — попробовать, а дальше смотреть по ситуации. Как минимум ребенок попробует что-то новое. А если понравится, курсы станут хорошей базой для будущей профессии.
Нужно поступить в хороший вуз или подтянуть успеваемость в школе.
Часто курсы могут дополнять занятия с репетитором по школьным предметам, а иногда даже их заменять. У ребенка всегда есть возможность задать преподавателю все интересующие вопросы, в том числе и по школьным предметам.
Так как над ребенком не висит при этом учительский или репетиторский авторитет, в таких условиях гораздо комфортнее признаться, что ты чего-то не знаешь, проще позадавать вопросы, чтобы разобраться.
Этому навыку, к слову, мы тоже учим.
Все равно сидит в телефоне и компьютере, а тут хоть польза будет.
На самом деле, позиция очень здравая, есть смысл перенаправить этот интерес в полезное русло. Или хотя бы попробовать.
Как сказал один из наших учеников: «Очень круто, что я раньше только сидел в интернете, а сейчас сам могу в интернете что-то сделать».
Помогают ли курсы по программированию подтянуть английский?
У нас была совершенно невероятная история, когда мальчик захотел учиться с группой детей из США (наших, но занятия у них были на английском) . Он подстроился под не самое удобное для Москвы время и сначала немного стеснялся, но очень быстро освоился и спокойно продолжил учебу на английском.
Дети очень гибкие, и если им интересно учиться, то вместе с программированием и математикой они дополнительно подтягивают английский и логику. Такое вот приятное дополнение.
Чем реалистичные запросы отличаются от завышенных
Реалистичные запросы всегда опираются на интересы и желания ребенка. Завышенные — на желание родителей сделать из ребенка суперчеловека.
В первом случае ребенок получает удовольствие и учится чему-то новому. Во втором — через стресс и слезы делает то, что приказывают родители.
К счастью, реалистичных запросов и родителей в нашей практике подавляющее большинство.
В завершение: когда ребенку нужны курсы, а когда нет
Конечно, мы топим за то, что курсы и дополнительное обучение нужны каждому ребенку. Программирование — отличное интеллектуальное хобби, которое точно пригодится в будущем.
Плюс дети учатся нормально общаться со взрослыми: не на «вы» и по имени-отчеству, а как с равными — и это очень здорово.
Но…
Все это круто только в том случае, если ребенку интересно, если он с радостью идет на занятия и у него горят глаза после них.
Если этого нет, лучше попробовать что-то другое. Научиться программировать можно и в 50 лет, а второго шанса на счастливое и увлекательное детство уже не будет.
Чтобы понять, будет ли программирование ребенку в радость или это только «хотелка» родителя, мы предлагаем нашим ученикам бесплатный мини-курс.
Здорово, если дети после него остаются с нами. Но даже если нет, он как минимум помогает ребенку определиться с интересами и выбрать хобби по душе.
Если у вас есть дети, приходите и делитесь комментариями, мы рады любым мнениям.