Виртуальная реальность в здравоохранении. Возможности практического медицинского применения

Виртуальная реальность в здравоохранении. Возможности практического медицинского применения

Виртуальная реальность имеет многообещающий потенциал в здравоохранении: доказательства подтверждают ее клиническую эффективность, а заинтересованные стороны указывают на большой интерес к ее внедрению.

Благодаря достижениям в области цифрового здравоохранения мы используем широкий спектр решений для предоставления медицинских услуг и поддержки ухода за пациентами. К ним относятся инструменты, обычно применяемые в других отраслях, такие как смартфоны, облачные хранилища данных и гарнитуры виртуальной реальности (VR).

Первоначально примененная к обучению, а затем к играм и развлечениям, виртуальная реальность постепенно становится популярной в здравоохранении. Разработчики и исследователи различными способами адаптируют эту технологию для оказания медицинской помощи, а правительственные учреждения в некоторых странах интегрируют ее в схемы оказания медицинских услуг посредством одобрения и возмещения расходов .

Что такое VR и как она работает

Термин VR означает созданный техническими средствами мир, в реальном времени передаваемый человеку через его органы чувств: зрение, слух, осязание и другие, посредством использования носимых интерактивных устройств, которые отправляют и получают информацию. Другими словами, VR использует компьютерное моделирование и 3D-симуляцию, чтобы создать иллюзию нахождения в другом месте, хотя физическое местоположение человека не меняется.

Хотя термин «виртуальная реальность» был придуман в середине 1980-х годов, корни этой технологии можно проследить до 1800-х годов, когда был изобретен первый стереоскоп, который использовал двойные зеркала для проецирования единого изображения. В 20 веке правительство США поддерживало различные проекты по развитию компьютерной графики, моделирования и сетевых сред, которые заложили основу для виртуальной реальности. В 1985 году Исследовательский центр Эймса НАСА запустил проект Virtual Environment Workstation (VIEW), направленный на разработку недорогих персональных сред моделирования. Это привело к появлению виртуальной реальности, какой мы ее знаем сегодня.

Существуют различные типы виртуальной реальности , в том числе неиммерсивный, который подразумевает доступ к трехмерной моделируемой среде через экран компьютера; полупогружение, которое относится к частичному виртуальному опыту, доступному через экран компьютера или других устройств; и полное погружение (иммерсивный), которое обычно полностью погружает пользователя в смоделированный трехмерный мир с помощью специального оборудования, такого, как шлемы, очки или перчатки.

Примеры использования VR в здравоохранении

VR хорошо подходит для применения в сфере здравоохранения, поскольку ее способность погружать людей в моделируемую реальность может помочь облегчить симптомы и создать более комфортные условия для получения определенных видов помощи. Вот некоторые из современных вариантов использования технологий VR в здравоохранении:

Контроль над болью.

Облегчение острой и хронической боли - довольно сложная область медицины. Хотя лекарства традиционно используются для обезболивания, опиоидная эпидемия и другие проблемы, связанные с употреблением психоактивных веществ, стимулировали исследования подходов к обезболиванию, не связанных с лекарствами.

VR может стать эффективной альтернативой или дополнением к медикаментозному обезболиванию. Например, исследование, опубликованное в 2019 году, показало, что виртуальная реальность помогает снизить интенсивность боли у госпитализированных пациентов.

Исследователи обследовали 120 взрослых, поступивших в медицинский центр Cedars-Sinai с различными диагнозами, включая ортопедические проблемы, желудочно-кишечные заболевания и рак. Пациенты имели среднюю оценку боли три из десяти за 24 часа до участия в исследовании. Половине пациентов выдали очки виртуальной реальности, которые предлагали расслабляющий и медитативный опыт, а другую половину попросили посмотреть канал о здоровье и благополучии по телевизору в их больничных палатах. Исследование показало, что у пациентов в группе VR средний балл боли был на 1,7 балла ниже, чем у тех, кого просили смотреть телевизор в номере.

Аналогичным образом, исследование, опубликованное в октябре 2023 года, показало, что виртуальная реальность может помочь облегчить боль, возникающую при смене повязки при ожогах. В исследование были включены данные о 14 взрослых пациентах с ожоговыми травмами в период с мая 2019 года по февраль 2020 года. Они были случайным образом распределены в группу активного VR-лечения, где играли в серию из четырех VR-игр, разработанных для исследования; пассивной VR-терапии, где смотрели те же виртуальные среды, что и активная группа VR, но им не были представлены какие-либо интерактивные элементы игр; или в группу стандартного лечения.

Исследователи обнаружили, что средний уровень боли, о котором сообщают сами участники, был самым низким среди участников группы активной VR и самым высоким среди участников группы пассивной VR после трех смен повязки.

Благодаря такой клинической поддержке VR, ориентированная на обезболивание, получила государственное разрешение. В 2021 году RelieVRx (ранее EaseVRx) компании AppliedVR стал первым цифровым терапевтическим средством для облегчения боли на основе виртуальной реальности, получившим одобрение Управления по контролю за продуктами и лекарствами. Было показано, что устройство, VR-гарнитура с предварительно загруженным программным обеспечением, которое помогает пациентам с хронической болью в пояснице в течение восьминедельной программы, снижает интенсивность боли и связанные с ней помехи активности и сну.

Психическое здоровье.

В условиях растущей эпидемии психического здоровья в Америке технологии, которые могут помочь в лечении этих состояний, пользуются большим спросом. По данным Центров по контролю и профилактике заболеваний (CDC), более одного из пяти взрослых в США живут с психическими заболеваниями, а примерно один из 25 — с серьезными психическими заболеваниями, такими как шизофрения или биполярное расстройство.

VR может быть особенно эффективным при лечении психических заболеваний, прежде всего потому, что она может переносить пациентов в моделируемые миры с различной средой и опытом. Таким образом, VR может воссоздавать конкретные сценарии в безопасном виртуальном окружении, поддерживая экспозиционную терапию, или погружать пациентов в успокаивающую среду, которая может помочь облегчить стресс и тревогу, говорится в обзоре литературы, опубликованном в 2022 году.

По этой причине Департамент по делам ветеранов (VA) обратился к VR, создав VA Immersive в октябре 2019 года, чтобы улучшить оказание медицинской помощи и качество медицинского обслуживания за счет использования и масштабирования иммерсивных технологий, таких как VR, в учреждениях VA. Отделение использует виртуальную реальность для борьбы с посттравматическим стрессовым расстройством, резистентной к лечению депрессией и тревогой, а также другими состояниями.

Исследование, опубликованное в 2021 году, показало, что VR является эффективным вариантом снижения тревожности среди ветеранов различных возрастных групп. В исследовании был проанализирован опыт использования виртуальной реальности с 30 августа 2019 года по 23 ноября 2020 года. Среди 79 участников исследования наблюдалось 92-процентное снижение тревоги у тех, кто при этом страдает от боли.

Тревожность, связанная со здоровьем, находится в центре внимания постоянного сотрудничества между AppliedVR и Национальным институтом рака (NCI), входящим в состав Национальных институтов здравоохранения (NIH). В 2019 году организации начали исследование, чтобы оценить влияние виртуальной реальности на снижение тревожности среди больных раком в последней стадии. В прошлом году NCI опубликовал результаты своего промежуточного анализа, показавшего, что пациенты с первичными опухолями головного мозга сообщали о частом использовании виртуальной реальности и высоком удовлетворении результатом.

Кроме того, исследователи системы здравоохранения изучают возможность применения виртуальной реальности напрямую к потребителю. В феврале 2024 года исследователи Cedars-Sinai объявили, что их VR-приложение Xaia будет доступно на Apple Vision Pro. Приложение использует искусственный интеллект и пространственные вычисления, чтобы предложить разговорную терапию в успокаивающей обстановке, например, в лесу или на пляже.

Социальная изоляция.

По данным CDC, социальная изоляция, которая означает «отсутствие отношений с другими людьми и практически полное отсутствие социальной поддержки или контактов», связана с рядом рисков для здоровья. К ним относятся болезни сердца и инсульт, диабет 2 типа, депрессия и тревога, зависимость и членовредительство.

Инструменты виртуальной реальности могут помочь справиться с социальной изоляцией, перенося пользователей в виртуальную среду, где они могут взаимодействовать с другими пользователями, отмечается в обзоре литературы 2022 года . Это особенно полезно для поддержки ухода за аутистами, поскольку VR может позволить пациентам участвовать в виртуальных тренировках, чтобы улучшить свои социальные навыки.

Исследования также показывают, что VR может уменьшить чувство одиночества и социальной тревожности. Согласно исследованию, опубликованному в ноябре 2023 года, использование социальной VR-платформы значительно снизило уровень одиночества и социальной тревожности во время пандемии COVID-19. Используя анкету внутри социальной VR-платформы, исследователи заметили, что членство в онлайн-группе усиливает чувство общности.

Способность виртуальной реальности облегчать чувство одиночества и социальной изоляции также может помочь улучшить качество жизни пожилых людей. В 2021 году Калифорнийский университет в Санта-Барбаре запустил исследование , финансируемое за счет гранта в размере 2 миллионов долларов от Национального института старения Национальных институтов здравоохранения, чтобы изучить влияние платформы VR на помощь пожилым людям в Массачусетсе и Калифорнии справиться с социальной изоляцией.

Физиотерапия и реабилитация.

Физиотерапия и реабилитация относятся к упражнениям и физическим движениям, которые позволяют пациентам восстановиться после травмы или операции и поддерживают людей с физическими нарушениями или инвалидностью.

VR может быть эффективным для привлечения пациентов к программам физиотерапии и реабилитации.

Например, исследование, опубликованное в 2021 году, показывает, что реабилитационная программа на основе виртуальной реальности способствовала сбору объективных данных для врачей и повышению вовлеченности пациентов в процесс лечения. В исследовании приняли участие 15 пациентов с ортопедическими травмами, использующие программу VR, состоящую из тренировок, игр и панели прогресса для трех распространенных физиотерапевтических упражнений для нижних конечностей. Пациенты оценили приемлемость физиотерапии на основе VR почти на четыре из пяти, осуществимость — на четыре из пяти, а удобство использования — на 67,5 из 100.

Другое исследование, включавшее обзор литературы, отметило, что VR «не уступает традиционной реабилитации». Опубликованный в 2022 году анализ включал 11 научных работ, посвященных мультисенсорным высококлассным и игровым системам. Исследователи также отметили, что пользователи были «высоко мотивированы и удовлетворены».

Кроме того, продолжается изучение возможностей VR в удовлетворении потребности ветеранов в реабилитации. Благодаря трехлетнему партнерству с компанией Penumbra, занимающейся медицинскими технологиями, Департамент ветеранов тестирует, совместно разрабатывает и масштабирует VR-решения для расширения доступа к реабилитации среди ветеранов.

Хотя VR не является новой технологией, ее применение в здравоохранении находится на стадии становления. Поскольку заинтересованные стороны в сфере здравоохранения инвестируют в исследования и внедрение технологий виртуальной реальности, использование VR будет расти.

Интересно обсудить применение виртуальной реальности в вашей клинике? Хотите узнать, как при помощи VR можно помочь вашим пациентам?

Пишите мне в личку или в комментарий к статье

Начать дискуссию