Креатив побьет технологии – не наоборот
Все время в дискуссиях меня цепляет одна фраза, когда говорят, что мой мир (финтеха) – это борьба технологий. Здесь бьются программисты и инженеры. Да ничего подобного. Финтех, как и практически весь e-commerce, все маркетплейсы, сервисы для бизнеса – это все битва креатива.
Нет ни одного технологического стартапа, который один раз написал код, распустил по домам разработчиков и получает деньги на автомате. Если он хочет выжить, он продолжит борьбу за рынок с помощью креатива по двум направлениям: креативно подпиливая свой код и креативно упаковывая и продвигая свое решение на рынке. И еще не факт, какое из креативных усилий сработает лучше))
Простой пример
Был такой планировщик личных финансов и бюджета Mint (сейчас это mint.intuit, был продан за $170 млн) Не имея каких-то очевидных предпосылок для кратного роста (технологии? Да все те же, что у других планировщиков), он за пару лет вышел на миллион пользователей и дальше успешно продался. Благодаря креативной упаковке и маркетинговой стратегии.
Все-таки креатив – это медийная история, поэтому они сделали ставку на контент. Всех ближайших конкурентов обошли на много голов на обычном блоге. Это сейчас каждый приличный стартап ведет техно-блог с советами для пользователей, а в начале 2000х их выбор пах новизной и непонятным тогда альтруизмом. Нанять профессиональную редакцию? Вкладывать кучу денег в мощные статьи с советами по личным финансам, полезными обзорами, видео и инфографикой?
А потом статьи начали регулярно попадать в Reddit и Digg, становиться вирусными, что привело к Mint молодежь, и те мигом стали клиентами и адвокатами сервиса. Еще Mint не пожалел свою площадку для других финансовых блогеров и начал размещать их гостевой контент на видном месте – трафик стал еще гуще. Ну а дальше стандартная история: подписка на бета-версию – создание спроса – VIP-доступы и создание дефицита – огромное количество бесплатного паблисити только за счет тех, кто этот доступ стремился получить. При этом они сумели оптимизировать стоимость подписчика до $1.
Либо ты креативен… либо нет
Я вспомнил сегодня эту историю, потому что вижу противопоставление там, где его не должно быть. Нет конфликта между креативом и технологиями.
Технологии – это инструмент, который позволяет продукт создать и масштабировать. Но сам продукт – это креатив в первую очередь! Причем в любой сфере.
Современная кофейня – это креатив. Вы не пойдете в безликое заведение.
Спорт, досуг, хобби – чистый креатив, иначе не выделишься.
Брендов одежды, товаров для дома и прочей бытовухи – такое количество, что выжить можно только с помощью креатива и ценностей.
Компьютерные игры – тут самое большое сообщество в мире, объединенное вокруг креатива с технологиями.
Весь хайп NFT строится вокруг объектов креатива. Началось все с дизайнера по прозвищу Beeple, который заставил мир вздрогнуть, продав в марте на аукционе свой коллаж за плохо укладывающиеся в голове $69 млн, и тут же потянулись остальные. У творческих людей очень правильно настроен денежный компас. Сейчас стрелка указывает на NFT, и вот мы видим на этом рынке даже Квентина Тарантино, который решил продать в виде токена семь удаленных сцен из «Криминального чтива». Раритет, однако! И смотрите, как удачно он придумал реализовать товар, который куда бы он еще пристроил?)
Хорошо то, что креатив становится конкурентным преимуществом. Потому что он снижает порог входа на многие рынки до нуля. Можно создавать любой продукт, набирать и монетизировать аудиторию без посредников. Но провал уже ни на что не спишешь.
Либо ты креативен.. либо нет.
Пишу об этом регулярно в своем фейсбуке, реже появляюсь здесь.