Metaverse. О дивный новый мир?

В последнее время тема Mеtaverse будоражит заголовки новостей, тренды аналитиков, фантазии техногиков и умы искушённых читателей.

Меня зовут Дмитрий, я независимый разработчик, интересуюсь AR/VR темой и стартапами. В 2014 — 2016 в качестве стартапа сделал рабочий прототип шлема виртуальной реальности VRD с собственной схемотехникой и программным решением трекинга.

Почему обсуждают тему Metaverse, чего хотят корпорации и что будет дальше? Предлагаю начать с рассуждений о природе явления цифровых миров чтобы быть последовательным и попробовать разобраться. Ныряем!

Metaverse. О дивный новый мир?

Метамир. Дуальность и связь с реальностью.

Metaverse. О дивный новый мир?

Ещё древние философы выделили понятие материального мира и мира идей. И вокруг этого до сих пор ходят споры, существуют философские учения и теории. Вера и бог по-сути, являются проявленим потребности в духовности сознания, его части иррациональной природы, одним из способов осознания своего Я во вселенной и явлений метамира. Материальное зачастую противопоставлялось сущностям из мира идей, однако с развитием технологического прогресса эта грань постепенно стирается.

Дело в том, что мозг работает с «проекциями» реальных объектов и явлений. Мозг людей дополнительно работает с образами и абстракциями.

Metaverse в целом — это не про материю, не столько про VR активности и игры. Это больше про смыслы, представления, идеи, образы, коммуникации. Как они представляются, передаются и как они влияют, в том числе на сознание, тело и даже на материальный мир. Исходя из этого можно понять их изначальную природу, принципы построения и даже возможную версию реализации Metaverse корпорациями. Это сложно сразу понять, но давайте попробуем разобраться на более простых примерах.

Материальный мир — это кирпичики нашего бытия. Физический мир является наиболее сложной, автономной и полной энтропии системой, в которой, как мы знаем, возможно зарождение настоящей жизни. Он был, есть и будет таким относительно стабильным, по крайней мере, достаточно продолжительное время. Метамир аппроксимирует, описывает, отображает, связывает и моделирует процессы, происходящие как в реальности, так и в возможных её вариациях. Метамир — это упрощенная модель мира, с которой может эффективно работать сознание. Метамир существует только в сознании и может передаваться от одного субъекта обладающего образным мышлением к другому. Существование информации без материи и сознания трудно представить и как вариант, возможно это то, что происходило до начала большого взрыва.

Думаю, можно даже назвать это Богом.

Metaverse. О дивный новый мир?

Вернёмся в наше время к Цукербергу.

Metaverse — это метавселенная, частный вид информационного или метамира, который можно чётко описать и передать в таком же неизменном виде для считывания в виде образов. Допустим, в цифровом или 3D. Инструменты и решения Metaverse — это тонкий телепорт или канал связи материального(реального) мира и образного, идейного с помощью цифровых технологий. Материальный мир оказывает влияние на процессы Metaverse, в свою очередь, Metaverse может оказывать влияние на реальный через посредника-актора в виде человека или другого исполнителя. В этом их тесная взаимосвязь.

Простой пример. Абстрагируемся. У современного робота пылесоса есть модель(3D карта) квартиры и это как метамир для людей. Условно робот-пылесос использует 3D модель реального мира и сигналы через интерфейсы для анализа и управления своим движением. Его вполне можно обмануть и заставить работать, подсовывая фальшивые данные, а робот будет пытаться действовать с их учётом. То есть мы можем даже моделировать поведение сложных объектов в реальности, воздействуя на их метамир.

Люди конечно более сложные, чем роботы-пылесосы, но у каждого из нас на самом деле есть своё представление о мире вокруг. У каждого из нас свой метамир (внутренний мир), который описывает модель реального. И уверяю, есть люди, картины мира которых могут разниться очень сильно.

Метамиры сознаний людей могут существовать раздельно, коммуницировать, объединяться или иметь общий глобальный цифровой интерфейс в виде метавселенной.

Into the Metaverse

Итак, Metaverse или метавселенная. Не будем лукавить, это понятие применимо пока только в рамках нашей солнечной системы и человечества. Собственно, мы уже там, просто это было не так очевидно и определено.

Не так давно в Facebook приняли решение о переименовании в Meta и показали своё серьёзное намерение развиваться в этом направлении. Ведь основная официальная миссия этой компании — эффективно соединять людей.

Metaverse о котором говорит Facebook призван работать с нашим образом, коммуникацией и в перспективе может предоставить интерфейс взаимодействия сознания со всем, с чем оно может взаимодействовать в рамках World Wide Web. Это гораздо больше, чем Facebook, AR, VR и даже опыт взаимодействия с «плоским» интернетом.

Другие компании, например NVidia нацелены предоставить оборудование, SDK для разработки Metaverse инструментов и даже возможность моделировать очень сложные процессы, происходящие на предприятиях и даже Земле. Чтобы моделировать и предсказывать их поведение, эффективно использовать их ресурсы или даже предотвращать техногенные катастрофы.

Так на днях компания NVidia представила классную презентацию с уклоном на AI, развивая свою платформу метавселенной в виде Omniverse и Maxine. Современные предприятия будут нуждаться в цифровых двойниках для эффективного моделирования процессов и об этом очень интересно рассказал CEO NVidia Дженсен Хуанг. Показаны кейсы цифровых двойников предприятий будущего и настоящего, почему это важно и почему это может быть полезно. Финал презентации концепция «Земля 2.0», которая станет цифровым двойником Земли для моделирования/прогнозирования глобальных природных и техногенных процессов.

Erath 2.0
Erath 2.0

Apple явно что-то планирует и активно развивает AR технологии. Инстаграм, Oculus, Magic Leap, Microsoft, TikTok, Snap Chat и ещё масса компаний работают над инструментами, которые являются частью Metaverse.

И самый простой пример — это многопользовательские компьютерные игры и Digital сообщества. Люди уже тратят колоссальное колличество времени и средств на игры, покупая цифровые товары, создавая там свой образ и получая различные эмоции, которые сложно, дорого или даже опасно получить в реальности.

Цифровой образ становится настолько же реальным, насколько реальны герои, события, явления и целые вселенные в художественных произведениях, искусстве, кинематографе или шедеврах компьютерных игр.

Огромное число людей уже платят за это деньги, восторгаются историями, образами и дизайном. Мы воодушевляемся, находим творческую энергию и даже друзей с помощью мира идей и цифровых сообществ. С помощью метасущностей в метамирах.

Очевидно, компаниям интересны такие решения, которые будут закрывать потребности людей по-новому, а значит можно эксплуатировать эти потребности и строить на этом бизнес, предоставляя сервисы как ценность (или рекламу).

Одежда (в том числе реальная и цифровая), декорации, фото, ретушь, AR маски, рейтинги, NFT и предметы Digital Art — это и многое другое, что нас уже окружает или ожидает в ближайшем будущем.

Metaverse. О дивный новый мир?

Зачастую в мире виртуальном, в мире нашего представления, образного мышления и, не выходя за рамки экранов устройств. Не быть, а казаться в рамках метамира устойчивый тренд, потому что внимание — это новая валюта 21 века и это позволяет продвигать товары и услуги, получать блага цивилизации. Казаться в рамках метамира будет проще всего, используя соответствующие инструменты и механики Metaverse. Притом, это неплохой шанс перекроить сферу влияния за трафик в интернет. А значит колоссальные рекламные бюджеты и влияние на массы. Притом, для работы всего этого нужно железо, как серверное, так и клиентское, более быстрые каналы связи. Мощнее, быстрее, легче, эффективнее. Это станет одним из двигателей прогресса и продаж.

И чем глубже компания спускается до технологий, ближе к ядру Metaverse, тем больше у неё шансов раздать эти «лопаты» и утвердиться на рынке. Как раздал Apple лопаты в своё время, ориентируюсь на творческих людей.

Поэтому глобальные компании видят в этом будущее их бизнесов.

В этом, на мой взгляд, суть Metaverse — создать информационные сервисы, максимально близкие к восприятию нашего образного мышления и создать общее эффективное пространство, новую инфраструктуру для их передачи и управления. Геймификация, потребность в принадлежности к группе и социальные связи — это лишь одни из инструментов, которые открывают этот портал в метамиры людей, эксплуатируя их древнейшие потребности.

Ничего по-сути, не меняется, новые технологи просто предлагают делать это по-другому. Быстрее, дешевле, проще, чаще, с новым уровнем вовлечения. Metaverse может стать таким же важным и интересным явлением, как переход от ПК к смартфонам. Это может породить целый ряд новых профессий, цифровые продукты и инструменты.

Например, сейчас я занимаюсь разработкой одного из базовых инструментов Metaverse, с помощью которого можно буквально за пару минут создать цифровые копии реальных объектов через обычный смартфон с возможностью переноса этого в AR, VR и Metaverse условно в один клик.

Считаю, это действительно может если не изменить «мир к лучшему», то помочь большому кол-ву людей и у меня есть уверенность и видение почему, но об этом более подробно в другой раз.

Если вам интересна эта тема, подпишитесь на мой ТГ канал или Facebook, в том числе, чтобы узнать первыми о выходе Metaverse инструмента, которым я занимаюсь и посмотреть его в действии, до встречи!

99
8 комментариев

Всем минимальный паёк и в виртуальный мир, чтобы не мешать серьёзным тётям и дядям наслаждаться обычным миром, ресурсов которого уже не хватает жадным до потреблениям гражданам. А завернуть эту идею нужно в высокотехнологичную и превосходную обёртку. ;)

6
Ответить

Так ведь многопользовательские игры уже как раз существуют для этого?

2
Ответить

А чтобы заставить людей добровольно отказаться от реального мира, нужно создать ряд "пандемий", посадить на многофункциональную иглу и убить иммунитет. Чтобы каждый выход за дверь был сопряжён с риском сдохнуть в двух метрах от клетки, предоставленной во временное пользование этими самыми серьезными дядями и тётями.

Ответить

Пока читал статью все время перед глазами был отрывок из фильма, где люди подключаются к такой вселенной и у них там получается жить лучше чем в реальном мире, а после смерти они там и остаются.

4
Ответить

Что за фильм, не могу вспомнить по описанию?

Ответить

Отличная статья, отличная тема. С большим удовольствием приму участие в дискуссию - и у меня есть своё видение на счёт этого. Автор, вы очень интересный человек! Респект!

3
Ответить

Спасибо! Прочла статью после просмотре видео с Цукербергом, расставило информацию по полочкам!

1
Ответить