«AR ещё не выбралась из зловещей пропасти инноваций»
Что происходит с дополненной реальностью за пределами сферы развлечений.
Хотя отчёт аналитической компании CCS Insight показывает, что основными сферами применения AR с 2015 по 2018 год становятся вовсе не развлечения, а логистика, обучение и здравоохранение и образование. С помощью дополненной реальности уже строят, лечат людей, исследуют космос и делают автомобили.
Визуализировать 3D-модель стадиона в AR
Архитекторы Василий Кривошеин и Елена Моторина спроектировали стадион «Калининград» к чемпионату мира по футболу. На этапе эскиза они создали 3D-модель макета стадиона, которую позже преобразовали в AR-объект. С помощью приложения Kubity Go макет модели стадиона воссоздали в дополненной реальности.
По словам Василия Кривошеина, использование AR позволяло ему находиться на строительной площадке и проецировать на неё макет. Однако использование технологии AR в архитектуре не нужно переоценивать, считает Кривошеин.
Индустрия развлечений больше расположена к тому, чтобы использовать дополненную реальность. Использование в строительстве пока что сильно ограничено. Вы приезжаете на стройплощадку или совещание, запускаете приложение и проецируете объект либо на местность, либо прямо на стол — дополненная реальность работает, но одноразово, заказчику этого мало. Ему нужно увидеть строящийся объект со всех сторон, а на планшете, в полевых условиях, это неудобно.
Заказчику нужно больше, чем макет стадиона, спроецированный с одной точки. Ему лучше подходят ролики и статичные картинки, чем моделька в AR, считает инженер.
«Человек, у которого есть деньги на то, чтобы построить стадион, не будет бегать по стройплощадке, чтобы посмотреть на модель дополненной реальности с разных сторон, — поясняет проектировщик. — Если сравнивать визуализацию модели в высоком качестве и макет в дополненной реальности, пока что AR проигрывает».
По словам создателя стадиона, для использования технологии дополненной реальности слишком много барьеров: начиная с нечувствительности камеры к некоторым поверхностям (например, если человек захочет презентовать макет стадиона в кабинете на глянцевом столе, сделать он этого не сможет), заканчивая консервативностью заказчиков.
Большинство денег в кармане у заказчиков старше 50-60 лет, которым подобный интерактив неинтересен. Если мы рассматриваем эту технологию как перспективную в будущем, то молодёжь она привлекает. Но если говорить о «сейчас», то мы подчиняемся требованиям заказчика, и встаёт вопрос: зачем заморачиваться, если ему нужна обычная картинка?
По мнению проектировщика, дополненная реальность стала «фишкой» проекта стадиона, никак не упростив его проектирование и строительство.
По мнению Кривошеина, AR имеет смысл использовать в строительстве только на этапе демонстрации проекта, чтобы произвести вау-эффект. Технические возможности пока не позволяют пользователю получить принципиально новый опыт погружения.
Обучение хирургическим операциям с эффектом присутствия
Лондонский проект Medical realities появился в 2017 году. Его основали стартапер в области робототехники Стив Данн и профессор медицины Шафи Ахмед. Оба до основания общего проекта Medical realities занимались медициной и иммерсивными технологиями.
В 2014 году они познакомились на медицинском форуме, в апреле 2016 года сооснователь компании Шафи Ахмед провёл первую в мире онкологическую операцию, которая транслировалась в режиме 360°. Более 55 тысяч человек наблюдали за ней в онлайне.
В апреле 2017 года компания Medical realities запустила первый обучающий модуль с AR и VR. Он позволяет изучать хирургию, используя виртуальную и дополненную реальности, что даёт эффект погружения. Для этого нужны очки виртуальной реальности.
Доступ к двум обучающим модулям бесплатен. Чтобы пройти все модули и получить доступ к стримам, нужно отдать $10 в месяц. Обучающую программу, разработанную Medical realities, скачали более 12 тысяч раз, число пользователей увеличивается примерно на 2000 в месяц. Больше всего пользователей из Великобритании — 30%, из США — 25%, Европы — 15%, Азии —15%. Компания отказалась обозначить прибыльность.
Сейчас у стартапа два проекта с дополненной реальностью. Это AR-футболка, которая показывает анатомию человеческого тела c помощью загружаемого приложения. Во-вторых, компания находится на этапе бета-тестирования проекта с использованием HoloLens. Он позволяет команде до четырех врачей-хирургов работать вместе независимо от того, насколько далеко они находятся друг от друга.
У стартапа уже был опыт, когда четыре хирурга делали операцию и консультировались друг с другом, причём двое из них находились разных местах Лондона, один — в Индии, другой — в США.
По словам Стива, сейчас в компании преобладает использование VR.
«Но я считаю, что в течение двух следующих лет использование этих двух технологий будет более сбалансированным. Это зависит от эволюции аппаратных средств, таких как Microsoft HoloLens и Magic Leap», — рассказал сооснователь стартапа.
В планах Medical realities разработать обучающий модуль, который позволял бы хирургам не только наблюдать операции с помощью технологии AR, но и практиковаться в условиях виртуальной реальности. К тому же стартап ведёт переговоры с медицинскими школами и университетами, чтобы добавить курсы хирургии в условиях дополненной и виртуальной реальностей в учебные программы.
AR как помощник на автозаводах
Пилотных проектов с AR особенно много в машиностроении. На заводе в Лионе, где собирают двигатели для Renault Trucks, осенью 2017 года испытан прототип системы оценки качества сборки продукции на базе HoloLens. Заводе Ford Sollers производит кроссоверы Ford EcoSport, хетчбэки и седаны Ford Fiesta в Набережных Челнах. Во втором полугодии 2017 года там протестировали разработку с AR, после этого проект запустили на заводе в Елабуге.
Проект Ford Pick by Vision интегрирует HoloLens с системой цифрового управления складом. Заказ на подбор деталей для конкретного автомобиля формирует система, она же передаёт информацию на визуальный интерфейс очков по Wi-Fi. После этого сотрудник может использовать эти очки для поиска нужных деталей (этому помогают графические подсказки) и для отслеживания выполнения заказа.
Существует классическая система организации склада Pick To Light. Эта технология базируется на проводных светодиодах, подведённых к каждой складской ячейке. По сравнению с ней, использование AR-очков и системы Pick by Vision повышает эффективность логистических процессов и скорость адаптации склада под новые условия.
К примеру, в классическом варианте организации склада нужно реструктуризировать склад: разобрать систему из сотен проводов и лампочек, демонтировать её, собрать в новом месте, возможно, в другой конфигурации. (В такой организации при запуске на конвейер новой модели появляются новые детали.) Это материальные и временные затраты, поэтому перенастройка оборудования — главная проблема в обновлении производства.
По словам Ильи Стрыгина, используя AR, сотрудник может перенастроить систему склада за полчаса. Как рассказал сотрудник завода, для корректной работы системы дополненной реальности на заводе нужно относительно немного: хороший уровень освещённости и разнообразная и небыстро меняющаяся обстановка. Специальное обучение для сотрудников не требуется, всё ограничивается инструктажем.
Мы обучаем сотрудников склада тому, как правильно надевать очки, командам и жестам, которые необходимы для работы с системой (оператор склада подтверждает подбор комплектующим либо жестом, либо голосом). Использование максимально интуитивно.
Сложностей в использовании технологии вице-президент по ИТ не назвал. По словам Ильи Стрыгина, говорить о сэкономленных средствах пока рано, так как сравнивать корректнее при организации нового склада, к примеру, при запуске новой модели на производстве.
Автоконцерн собирается внедрять технологию дополненной реальности и в другие процессы: это обучение сотрудников, разработка новых автомобилей. К примеру, дизайнеры Ford в Дирборне больше года проводят пилотные испытания другого проекта с HoloLens.
С помощью инновационного инструментария художники могут «примерить» различные формы, размеры и текстуры на будущий автомобиль за минуты — это быстрее, чем создание физических моделей из глины.
Другие компании, которые занимаются дополненной реальностью в других сферах промышленности в России и за рубежом, не ответили на вопросы vc.ru.
Проект с AR есть у ядерного предприятия «Сибирский химический комбинат» (правда, в пресс-релизе этой компании технология называется несуществующим термином «добавленная реальность»), медицинского стартапа Accuvein, который позволяет проецировать голограмму вен и сосудов прямо на кожу пациента, и космического подразделения Lockheed Martin.
Чтобы понять, когда AR-проекты действительно смогут «выстрелить» и что им мешает, мы поговорили с независимым экспертом в области смешанной реальности Андреем Ивашенцевым.
Ивашенцев — эксперт в AR, VR, MR проектов в «Сколково», ранее он отвечал за инновации в компании Game Insight, возглавлял отдел технологического евангелизма в Microsoft Russia, (работал с игровой аудиторией, ведущими студиями и руководил развитием VR- и AR-экосистем в Центральной и Восточной Европе).
Далее — монолог эксперта.
«Создание проектов в дополненной реальности сложнее, чем в виртуальной»
Разработка в области дополненной реальности в первую очередь связана с внешним контекстом. В то же время качественно обработать внешний контекст в случайной среде сложно: допустим, сделать компьютерную игру, которая бы взаимодействовала со стенами и превращала бы их в стенки пещеры. Это технически возможно, но в разработке будет стоить миллионы долларов, а потребителей в таком количестве, чтобы эти затраты «отбились», нет.
Разработчикам проще создавать менее интерактивные, более лёгкие сценарии в формате «игрушек». Такой подход сокращает цикл проекта и его совокупную стоимость, оставляя вау-эффект от использования AR.
Если представить, что сейчас я начну делать новый стартап — например, суперфункционального интерактивного ассистента в дополненной реальности для медицины за несколько миллионов долларов и пару лет разработки, — шансов, что я найду адекватных и платёжеспособных клиентов, чтобы отбить затраты на производство, очень мало.
В России понятно, почему (у медицины нет денег), на Западе же производители AR-устройств и сами медицинские учреждения самостоятельно работают над подобными проектами, и на российский продукт будут смотреть косо.
«Демократизация пока не удалась»
То, что делают Apple, Google и остальные гиганты, «приземляя» технологию дополненной реальности в потребительском сегменте на формат мобильных устройств, даёт возможность демократизации. У каждого человека есть максимально простой доступ к AR-контенту с того устройства, которое лежит у него в кармане. Благодаря этому подходу снижается порог входа, а большинство людей уже сходу понимают, о чём идёт речь, когда разговор касается дополненной реальности.
Правда, в 2014-2015 годах все надеялись на технологический прорыв: думали, что AR-технологии и их распространение шагнут вперёд, проникновение AR-устройств повысится и у каждого пятого будут VR-очки или другие аналогичные устройства. Ничего этого не произошло, финансовый кризис и прочие экономические сложности развитию AR и VR, конечно, «помогают».
«C коротким горизонтом планирования вкладываться в AR бессмысленно»
Уже сегодня инженер с условным Microsoft Hololens может работать в со сложной машинерией, это будет красиво и эффективно, но стоимость разработки такого проекта высока. У нас в стране с лишним миллионом долларов не сказать, чтобы было хорошо. Кроме того, в России не очень хорошо с долгосрочным инвестированием в инновации.
Из-за этого мы можем планировать разработки лишь на один-два года вперед, потому что рыночную ситуацию предсказать сложно, технологические платформы эволюционируют, а риски колоссальные.
Крупная компания легко может позволить себе разработать проект с дополненной реальностью. «Нефтянка», банки, промышленность — все пытаются играть с AR, но большинство этих проектов не уходят дальше пилотных внедрений и красивых пресс-релизов.
Большие, интересные, настоящие проекты про повышение эффективности с помощью AR делаются в глобальных международных компаниях, которые могут себе позволить тратить на такие проекты миллионы и сотрудничают с гигантами вроде Microsoft, Google или Magic Leap на уровне стратегического партнёрства.
В России всё ещё можно привлечь инвестиции на AR-проекты и даже найти клиентов. Но массовые сценарии использования AR в России (да и в мире) —это демонстрации на выставках и конференциях, шоурумы, продуктовые каталоги и программы лояльности. То есть потребительский контент для нужд маркетинга.
«AR будет развиваться быстрее, когда экосистема станет более зрелой»
ИТ-гиганты уровня Microsoft идут по пути формирования AR-экосистемы сфокусировано и системно. Исходя из потребностей большинства индустриальных клиентов, они создали набор приложений для Microsoft HoloLens с самыми востребованными сценариями Remote Assist и Layout.
Эти приложения позволяют создать удалённого помощника при работе со сложным и дорогим оборудованием и оптимизировать рабочую область с размещением промышленных станков в виртуальном пространстве.
Так Microsoft решает задачу, которую раньше крупные корпоративные клиенты были вынуждены перекладывать на внешних разработчиков или молодые AR-стартапы. Этим Microsoft уменьшает риски провала проектов с использованием HoloLens. Похожий подход использовали в Google, внедряя Google Glass в США, например, на производстве Boeing.
К сожалению, формирование экосистемы — долгий и дорогостоящий процесс. Все хотят видеть на рынке компактные, удобные, мощные, функциональные и автономные устройства на порядок дешевле чем то, что есть на рынке сейчас.
Было бы здорово, если бы появилось устройство в форм-факторе Google Glass с функциональностью Hololens.
«Надо ждать технологического прорыва или вирального решения»
Индустрия сегодня находится на том этапе технологического развития, когда смартфон не становится компактнее и быстрее несколько раз в год. Для коммерческого успеха iPhone, например, достаточно повышать производительность на 20 процентов в год.
В случае с AR необязательно должны произойти технологические прорывы: достаточно, чтобы появился прорывной продукт с адекватной рыночной ценой или новый сценарий использования, который ещё никому не приходил в голову, который может стать виральным, как покемоны. Люди хотят видеть реальную применимость технологии и продукта прямо здесь и сейчас.
«Хайп прошёл, и деньги сгорели»
Сейчас инвесторы в индустрии осторожничают, за последние годы инвестиции в AR- и VR-проекты уменьшились в несколько раз.
Деньги, закопанные туда «на хайпе» два-три года назад, по мнению инвесторов, просто сгорели.
На самом деле не сгорели, конечно: инвестиции в продукты превратились в инвестиции в экспертизу.
Производители оборудования тоже подстраиваются под реалии рынка и действуют осторожно. Ограниченный спрос побуждает их тратить больше ресурсов на R&D (Research and development, научные изыскания и разработка — vc.ru), выпускать устройства небольшими партиями и работать в первую очередь с обратной связью основных потребителей — корпоративных клиентов.