Искусственный интеллект в образовании: примеряем на Россию

О развитии технологий персонального обучения рассказывает Алексей Полехин, руководитель направления «Программирование» университета «Нетология».

Искусственный интеллект в образовании: примеряем на Россию

Два месяца назад администрация Фламандского региона Бельгии подписала контракт с британской ИИ-платформой Century Tech, использующей обучающие методики и решения, нейрофизиологию и обработку данных для персонализации процесса обучения в школах и университетах.

Эта новость о том, о чем мечтают родители почти каждого российского школьника: давать ребенку знания таким способом, чтобы он их усваивал в той манере, в которой это удобно его мозгу. Мы спросили экспертов, что это значит для России и когда нам ждать подобные технологии.

Как работает платформа Century Tech

Как работает школа в любой стране? Учителя пытаются донести одни и те же знания до учащихся разного уровня, но часто терпят неудачу. А искусственный интеллект помогает адаптировать уроки под индивидуальные особенности каждого ученика.

Технология Century Tech будет развёрнута во всех 700 фламандских школах в ближайшие пять лет. В Century говорят, что это первый случай, когда власти приняли решение внедрить искусственный интеллект в школах в таком объёме.

Цель — заменить стандартную модель, когда преподаватели пытаются донести знания до учащихся разного уровня, но часто терпят неудачу, на принципиально новую, в которой искусственный интеллект помогает адаптировать уроки под индивидуальные особенности каждого ученика. Это подразумевает выявление тех областей знаний, с которыми он знаком или незнаком, где он чувствует себя уверенно или не очень, и оценку того, насколько ему нравится те или иные занятия. По сути, машина непрерывно анализирует прогресс каждого учащегося, выявляя тенденции потребления знаний и адаптируя уроки в соответствии с ними.

Другими словами, если ваш третьеклассник не может понять уравнения, ему не придется бежать вперед с остальным классом, а по вечерам слушать ваши объяснения про «чему равен Х». Искусственный интеллект выявит его проблему и в форме микроуроков позволит ему освоить материал.

Учитывая, что заявления о внедрении технологий, связанных с искусственным интеллектом, еще в прошлом году приходили из Австралии, соседней Белоруссии и даже Китая, мы поинтересовались у российских экспертов, насколько далека российская школа от иностранных инноваций.

Внедрение ИИ в школах будет возможно тогда, когда у школьников будет постоянный доступ к компьютерам в школе и к собранным в них образовательным технологиям.

Когда каждый учащийся начнет использовать персональное цифровое устройство, можно будет говорить о начале внедрения полноценной цифровой школы. Только так мы получим цифровой образовательный след и базовый технологический фундамент для построения индивидуальных образовательных траекторий с использованием искусственного интеллекта. А затем он уже начнет обучаться и адаптировать свои знания об ученике благодаря данным, получаемым при каждом взаимодействии с системой.

Что нашим школам удалось реализовать на данный момент? В Москве активно используется МЭШ — Московская Электронная Школа. Важно понимать, что это еще не ИИ, но уже первая попытка автоматизировать образовательный процесс.

В ближайшие пять лет в России будет развиваться национальный проект «Образование», глобальная цель которого — создание единой образовательной платформы, которая даст возможность каждому школьнику получать качественное образование. В том числе с использованием адаптивного обучения и индивидуальных образовательных траекторий. А до конца 2019 года будет принято решение о разработке модели единой цифровой образовательной среды. Конечно, ИИ, как технология, могла бы стать частью этой экосистемы.

С другой стороны, в нашей стране уже есть примеры использования ИИ в образовании. Например, российский стартап Parla, который создал приложение для изучения английского языка. В основе приложения — программа, которая обучается вместе с учеником и адаптируется под его задачи и прогресс. Уже на этапе регистрации в приложении программа может анализировать данные из соцсетей и предлагать индивидуальную программу обучения, основанную на интересах конкретного человека. Это коммерческий проект, но большинство технологий зарождаются, в первую очередь, именно как коммерческий продукт.

Алексей Половинкин, Основатель онлайн-школы «Фоксфорд»

Также Century применяет базовые принципы нейрофизиологии для определения наклонностей, уровня знаний и выносливости студентов, темпа и подходящего времени для обучения, скорости перемещения информации из кратковременной в долговременную память. Эта аналитика впоследствии включается в алгоритмы машинного обучения.

Применение искусственного интеллекта действительно может на новом качественном уровне решить задачу сопровождения ученика по индивидуальной образовательной траектории (ИОТ). Дело в том, что настоящая ИОТ динамически перестраивается по мере развития учащегося.

Как? Для этого необходимо проводить регулярные мониторинги, а также отслеживать любые образовательные действия с контентом (чтение, просмотр, решение задач). Это то, что мы называем «интуицией опытного педагога». Но на самом деле речь об обработке получающегося большого массива данных, что под силу только искусственному интеллекту.

Роль живого педагога должна трансформироваться: от передатчика знаний в носителя философии изучаемого предмета. Концептуальные вещи, которые понимают люди, недоступны машине. И педагог будет транслировать их детям в малых группах за счёт освободившегося времени.

Владимир Шарич, Преподаватель факультета математики Высшей школы экономики.

Кажется, что бельгийская инициатива вполне может стать российской реальностью, но не в самом ближайшем будущем. С другой стороны, индивидуальные образовательные траектории уже проникают в высшее образование. Такие вузы как ВШЭ засчитывают своим студентам онлайн-курсы, пройденные в других вузах по той специальности, которую осваивает студент. А это значит, что студент уже может в небольшой мере перекроить образовательную программу под себя и самостоятельно выбирать где и в каком объеме осваивать материал.

55
2 комментария

Комментарий недоступен

1
Ответить

Конечно! Необходимо внедрять новые технологии в образование! Не стоять на месте! Искусственный интеллект будет только в помощь педагогу! А задача учителя здесь организовать процесс так, чтобы он принес свои результаты, а не превратился в "галдеж" и игры.

Ответить