Идеальное собеседование кандидатов в digital на примере веб-разработчиков
Наша попытка сделать универсальную мини-инструкцию для всех участников процесса — для работодателя, HR-менеджера и даже для соискателя.
Подбор кадров, пожалуй, является, как минимум, второй по популярности проблемой в digital после продаж. И это если считать среднюю температуру по больнице, в то время как для многих компаний HR — это даже самое приоритетное направление для развития. И в то же время для соискателей поиск работы — это также ключевой фактор, который может существенно повлиять на всю жизнь человека, определив его окружение, профессиональное развитие, уровень дохода, качество жизни, место проживания и другие моменты. Поэтому мы в этот раз решили замахнуться на данную глобальную тему и внести свою скромную лепту в улучшении ситуации на рынке труда.
Начнем с фундаментальных принципов и периодически будем дополнять их отдельными тактическими рекомендациями. Поехали.
Правила игры
Любой процесс нуждается в правилах. И в бизнесе правила чаще всего формируются с одной стороны: в данном случае — это работодатель либо любой его представитель, которому даны соответствующие компетенции и который управляет процессом (HR-менеджер, руководитель отдела и т. д.). Но нужно понимать, что с учетом повышенной востребованности программистов на рынке, ситуация складывается таким образом, что зачастую и они влияют на правила, пытаясь подстроить работодателя «под себя». Работодатель это понимает и в свою очередь идет навстречу (так как в противном случае может просто остаться с незакрытыми позициями).
Однако проблема усугубляется еще и тем, что правила либо вообще не определены, либо определены только в ограниченном количестве (самые базовые вещи — например, временные ограничения по продолжительности интервью, а также краткая повестка). Вам кажется, что это слишком очевидно и должно выполняться всегда и всеми участниками рынка? Да. Но почему-то не выполняется.
Мы рекомендуем внедрять практику озвучивания правил интервью для каждого кандидата. Это касается практически всего, о чем пойдет речь ниже. Тем, кто готов следовать этой практике, необходимо сформировать свой четкий список правил и либо отправлять его кандидату заблаговременно до начала собеседования (например, на почту) либо озвучивать в самом его начале. Не бойтесь быть «Капитаном Очевидностью».
Только так можно повысить эффективность этого наиважнейшего процесса и избежать ненужных бесполезных действий (здесь мы подразумеваем большую часть собеседований, которые ежедневно происходят в digital, но не приводят к целям обеих сторон).
Можно ли опаздывать?
Неопытный HR-менеджер всегда надеется, что кандидат придет строго вовремя. Опытный — знает, что большинство соискателей относятся к этому вопросу без должного уровня ответственности, и просто воспринимает все происходящее как факт, не пытаясь изменить ситуацию. А соискатель в свою очередь также может позволить себе легкомысленную позицию: «Вышел из дома позже, задержался транспорт. 10 минут ничего не решают — меня все равно подождут, и собеседование состоится. Если бы сторона, управляющая процессом, регламентировала бы правило старта интервью, то можно было бы решить сразу ряд задач:
- Рабочее время HR-менеджера использовалось бы более эффективно.
- Кандидаты, которым сложно придерживаться пунктуальности, просто отказались бы от участия в собеседовании.
- На их место пришли бы другие люди, которые больше подходят студии/агентству, и у них больше шансов на успех.
Чтобы все вышесказанное случилось, представитель работодателя должен привести процесс интервьюирования к единому стандарту, указав:
- Есть ли временные рамки в виде послаблений для начала собеседования, или кандидат в любом случае будет принят ровно в 0 минут 0 секунд указанного времени (отсюда станет понятно, есть ли смысл приезжать заранее). Особенно это актуально для формата массовых интервью.
- Будет ли принят кандидат, если он опоздает.
- Насколько принципиальна пунктуальность в данном вопросе на уровне компании — чтобы соискатель понимал, сколько условных «баллов» он может потерять либо заработать.
Совет для кандидатов:
Зачастую невозможно сразу понять, с какой компанией и с каким именно HR-менеджером Вы имеете дело. Возможно, последний еще не прочитал нашу статью. А возможно, что пошел дальше и сформировал более эффективный подход к поиску сотрудников, и вообще его компания более прогрессивная в вопросах подбора кадров. Поэтому лучше всего готовиться к тому, что к Вам будут предъявляться самые высокие требования. Это почти беспроигрышный вариант — даже если ожидания не оправдаются, Вы в любом случае покажите себя с лучшей стороны, что может положительно сказаться на условиях работы и принятии решения в Вашу пользу.
Самопрезентация
Многие компании просят каждого потенциального кандидата рассказать о себе, но почему-то редко самопрезентации бывают эффективными и не помогают раскрыть соискателя. Приведем пример плохой самопрезентации:
- «Меня зовут Михаил, мне 25 лет, я закончил МГУ, кафедра прикладной математики и информатики, 2 года отработал в компании “SuperSoft”» .
Почему данный пример плохой? Потому что это больше похоже на пересказ нескольких фактов из резюме или превью к выступлению в театральном училище. Во всех остальных случаях (по крайней мере в digital) оно будет считаться малоинформативным.
Итак, как правильно подойти к самопрезентации:
- Не дублировать резюме. Даже самый юный с точки зрения профессионального возраста интервьюер заранее изучает резюме соискателя и повторно открывает его в начале собеседования. Это всем известная прописная истина. Поэтому озвучивание базовых фактов из резюме не имеет смысла (если только Вы не хотите сделать акцент на одном из них и подробно его раскрыть). Лучше всего говорить о дополнительных данных, которые не презентованы в самом резюме.
- Обращать внимание не только на содержание речи, но и на форму/подачу. И хотя разработчики не обязаны обладать идеальными коммуникационными данными, стремясь стать профессиональными спикерами, это все равно не отменяет того факта, что они должны уметь корректно формулировать свои мысли. Другой вопрос в том, что если у специалиста мало опыта в этом направлении, и ситуация усугубляется волнением, то он может просто-напросто занизить себе оценку. Поэтому будет лучше, если интервьюер сразу проведет профилактику этого риска, обозначив, что хорошо понимает кандидата, и сняв его основные опасения (а они, как правило, довольно стандартные — риск показаться неуверенным в себе и получить отказ). То есть в идеале соискатель должен чувствовать себя максимально комфортно, стремясь к своему обычному состоянию.
- Здесь же уместно вспомнить пункт о честности — не имитировать то, чего на самом деле нет.
- Ответить заранее на популярные вопросы HR-менеджера:
- «Как Вы видите свое профессиональное развитие в будущем?».«Что Вас больше всего мотивирует?».«Как Вам видится идеальный рабочий день — из каких задач он должен состоять?».
- Обозначить ваши основные отличия от типичных разработчиков — например, гуманитарный склад ума или наличие дополнительных нетехнических навыков.
- Не бояться выходить за рамки рабочей жизни. Если Вы расскажите об интересном хобби или отдельном опыте из прошлого, то Вас вряд ли кто-то осудит. Скорее, наоборот, интервьюер будет благодарен за то, что Вы по собственной инициативе предоставили ему больше данных, раскрывающих Вас как специалиста.
Еще есть момент, который касается недостатков, и он настолько важен, что достоин вынесения в отдельную часть статьи.
Баланс между преимуществами и недостатками
И работодатель и соискатель привыкли к тому, что нужно «продавать» себя, называя максимум преимуществ (по крайней мере этому нас учат многие статьи). Но здесь есть 2 проблемы:
- Рассказывая только о своих сильных сторонах, Вы вызываете подозрение. Любой здравомыслящий оппонент четко понимает, что в мире не существует идеальных людей или компаний. Все имеют те или иные недостатки. И когда кто-то их скрывает, то это уже становится поводом для сомнений.
- Скрытие слабых сторон усложняет анализ и принятие правильного решения.
Поэтому будет лучше, если и компании и кандидаты будут честно высказываться о своих особенностях в виде слабых сторон. Но, разумеется, делать это нужно в балансе с преимуществами, иначе презентация будет очень слабой и с большей долей вероятности отпугнет. Балансируйте — пусть пропорция между преимуществами и недостатками будет хотя бы в размере 80% на 20%.
Слабые стороны очень легко интегрировать в презентацию. Например, так:
- «У меня уверенные знания технологий Flutter и React. Но, скажу честно, что далек от идеала в работе с документацией».
Или так:
- «Вы должны понимать, что у нас не международная корпорация — в основном офисе трудятся всего 20 человек. Но в то же время это дает руководству возможность уделять персональное внимание каждому сотруднику, анализируя и реагируя на его обратную связь.
Еще раз: не бойтесь говорить о своих слабых сторонах. Это ценится сегодня намного выше, чем полу-фальшивые хвалебные презентации.
Ожидания
Стороны должны ценить время друг друга, и когда появляется понимание того, что они однозначно не подходят, то сразу же говорить об этом. Вообще если процесс уже дошел до этапа персонального интервью, и наружу всплыло подобное подозрение, очень вероятно, что в системе найма на более ранних этапах допущена ошибка. Либо плохо раскрыта вакансия/резюме, либо одна из сторон не подумала о том, что может не подойти по каким-либо условиям/требованиям. И эта ошибка создаст ложные надежды.
Поэтому здесь основная рекомендация заключается в том, чтобы как можно раньше дать обратную связь об обнаруженных несоответствиях.
Слова и дело
Обычно собеседование на должность веб-разработчика не подразумевает проработки практических навыков. Максимум, что может запросить интервьюер — это выполнить после интервью тестовое задание. Но в процессе самой беседы подтвердить или опровергнуть навыки кандидата довольно сложно. Хотя по большому счету для данной специальности это один из ключевых вопросов. Проекты, в которых Вы принимали непосредственное участие, и Ваш код — вот что является самым важным с точки зрения оценки личного портфолио.
Разумеется, интервьюер может не обладать компетенциями, которые необходимы для оценки Вашего опыта и знаний, но зато кандидат всегда может обозначить, что не боится проверки (например, со стороны соответствующего сотрудника/руководителя из компании) и готов предоставить все необходимые для этого данные: доступ к исходному коду (если это не запрещено договором), контакты прочих лиц для предоставления обратной связи, рассказ об особенностях реализации того или иного проекта. Вот это все и будет доказательством «дела».
Финал собеседования
Даже если у работодателя «горят проекты», а у соискателя приближаются разрывы в личном бюджете, это не может быть поводом для мгновенного принятия решения. Поджимают обстоятельства? Возьмите хотя бы 1 день, чтобы посоветоваться с окружением, взвесить все «за» и «против» и прийти к корректному решению. Вряд ли 24 часа приведут к катастрофе, зато помогут избежать ошибок, стоимость которых выражается в сумме со многими нулями, а времязатраты измеряются месяцами или даже годами. Форсирование хода событий во время интервью явно ни к чему.
В рамках собеседований со своими кандидатам в конце первого разговора мы часто видим в глазах соискателей вопрос: «Ну что, как я Вам?». С одной стороны — хочется сразу предоставить честную обратную связь. Но в то же время мы понимаем, что далеко не всегда можем ее сформулировать прямо в ходе собеседования. Тем более что первое впечатление может быть ложным (как в «плюс», так и в «минус»). Поэтому искренне просим кандидатов дать нам время для взвешенной оценки, проговаривая, когда и каким именно способом сообщим наше решение.
Обмен ролями
До подведения итогов мы хотели бы посоветовать еще один интересный метод, способствующий как достижению личных целей/мотивов, так и просто в качестве проявления солидарности противоположной стороне.
Близкие к «идеальным» результатам процесса достигаются при условии учета интересов всех сторон. То есть, например, разработчик, претендующий на ту или иную вакансию, должен поставить себя на место интервьюера и задаться вопросами:
- «А что бы я, будучи представителем компании, ожидал от кандидата, которого рассматриваю на данную должность?».
- «Как бы я хотел, чтобы он[а] действовал[а] во время собеседования?».
- «Какая информация мне нужна для принятия правильного решения?».
Вот в этом-то и заключается вся суть метода. С виду все просто, но в действительности «вжиться» в роль оппонента, понять его потребности, «боли» и цели довольно сложно — для этого нужно полностью перестраивать мышление и стараться расширять свой кругозор.
Кстати, мы знаем о случаях, когда представители компаний, чтобы максимально вжиться в роль кандидатов на вакансии, представлялись таковыми и участвовали в собеседованиях на должности в других организациях. Это еще один пример того, как можно развивать навыки найма. Возможно, однажды эта практика начнет действовать и среди соискателей, которые будут открывать вакансии в своих «виртуальных компаниях».
Итоги
Резюмируем все вышесказанное:
- Работодатель (или его представитель) должен фиксировать правила собеседования и сообщать их кандидату.
- Необходимо обговаривать все значимые детали — включая время начала интервью.
- Самопрезентация должна быть в первую очередь информативной и интересной для интервьюера.
- Кроме преимуществ, стороны должны открыто делиться и своими недостатками.
- Если одна из сторон не соответствует фиксированным требованиям другой, то об этом нужно сообщать как можно раньше. А еще лучше — не допускать развития событий до такого позднего этапа (то есть действовать на опережение).
- Кандидат на роль веб-разработчика должен стараться продемонстрировать в рамках собеседования свой практический опыт.
- В конце собеседования стороны не должны торопить друг друга с принятием решения, а вместо этого выбрать конкретную дату и метод для озвучивания решения.
- Для максимально качественной реализации процесса интервью стороны должны ставить себя на место друг друга и учитывать, какие интересы/мотивы есть у противоположной стороны.
Успешных всем собеседований!