Гайд по поиску работы продакта на основе данных исследования ProductSense и МТС за 2024 год
Разбираем как результаты проведенного в ноябре 2024 года командами ProductSense и МТС исследования в области продуктового менеджмента может быть полезна лично тебе.
Итак, немного фактуры из самого исследования
В опросе приняли участие 1286 человек, практикующих продактов, его цель - выявить текущие тенденции, профессиональные предпочтения и вызовы, с которыми сталкиваются менеджеры продуктов. Короткое резюме:
Профессиональный уровень участников
Респонденты оценивали свой уровень профессионального развития следующим образом:
Junior: специалисты с опытом работы в IT до пяти лет;
Middle: чаще всего имеют 3–5 лет опыта в IT;
Senior, Head и CPO: обычно обладают опытом в IT от 6 до 10 лет и более.
Очевидно, что на уровне CPO находятся исключительно специалисты со значительным опытом в IT - 56 процентов CPO работают в IT более 11 лет. Head - 10+ лет.
Выбор компании и работы
При выборе места работы менеджеры продуктов обращают внимание на факторы:
1.Возможности для профессионального роста: важны для большинства респондентов.
2. Культура компании: наличие здоровой и поддерживающей среды является ключевым аспектом.
3. Интересные проекты: возможность работать над значимыми и инновационными продуктами привлекает специалистов.
Work/Life Balance
Баланс между работой и личной жизнью остается актуальной темой для менеджеров продуктов. Многие отмечают, что перегрузки и отсутствие четких границ между работой и отдыхом могут привести к выгоранию. Компании, которые поддерживают гибкий график и уделяют внимание благополучию сотрудников, получают преимущество в привлечении и удержании талантов.
Профессиональное развитие и вызовы
Постоянное обновление знаний и необходимость следить за быстро меняющимися трендами и технологиями. Эффективное взаимодействие с командами и умение налаживать коммуникацию между различными отделами. Принятие обоснованных решений, основываясь на данных и исследованиях, а не только на интуиции.
Для успешного преодоления этих вызовов рекомендуют:
- Инвестировать в обучение: посещение профильных конференций, участие в тренингах и курсах.
- Развивать soft skills: такие как лидерство, коммуникация и адаптивность.
- Практиковать менторство: как наставничество для новичков, так и поиск собственного ментора для обмена опытом.
🚀 Итак, ловите гайд по поиску работы продакта в 2024 году на основе исследования ProductSense
Исследование рынка продакт-менеджмента за 2024 год от ProductSense позволяет выделить ключевые инсайты и сформулировать рекомендации, как продактам всех уровней - от джуна до CPO - найти идеальную компанию и позицию.
✅ Важность осознанного выбора компании и проекта
На собеседованиях обязательно задавайте вопросы про возможности развития и карьерного роста. Проверяем вопросами:«Как у вас выглядит путь развития PM внутри компании?». Узнайте заранее, насколько компания поощряет внутреннее обучение: «Есть ли бюджет на обучение и посещение конференций?».
Проведите небольшое исследование, чтобы узнать реальное положение дел. Читайте отзывы о компании, погуглите фаундеров, почитайте интервью с ними. Оцените размер компании, посмотрите финансовые отчеты (если эта информация открыта). Обычно, можно в публичном доступе увидеть информацию о прибыли компании за прошедший год. Узнайте конкретные кейсы и продукты компании - важно заранее оценить, насколько интересна вам продуктовая область. Проверочный вопрос: "Есть ли у компании долгосрочные цели по рыночной экспансии?" или "Какие у компании долгосрочные цели и стратегия на ближайший год/2/3?" - иначе говорят "как вы видите себя через 3 года" ;)
✅ Определите свою нишу и уровень
Исследование показало: уровень профессионализма и зарплата продакта сильно коррелируют с опытом именно в IT и продукте. Честно оценивайте и формулируйте свой уровень (Junior, Middle, Senior, Head, CPO). Не занижайте себя, но и не идите на позиции сильно выше своей квалификации - это сэкономит время и повысит вероятность получения оффера. Если вы хотите карьерно расти, выбирайте компании, в которых много опытных коллег и менторов, проверочный вопрос: «Есть ли в компании программы наставничества?».
При этом никто не отменял возможности перехода из одной ниши в другие: сейчас 38 процентов продактов работают в B2B, 37 процентов - в В2С, на третьем месте - Platform PM, которые занимают 12 процентов текущего рынка.
Я в прошлом была продактом в В2G, а это всего 2 процента от всего рынка, соответственно, найти дельное предложение о работе, да еще и с интересными задачами и продуктом, при этом с достойной оплатой - mission imposible. О том как мне удалось сменить нишу - делилась в своем телеграм-канале.
✅ Будьте готовы работать с данными и аналитикой
Исследование подчеркивает, что компетенции, связанные с принятием решений на основе данных, становятся критически важными для продактов всех уровней. Подготовьте кейсы и примеры своих проектов, где вы принимали решения на основе аналитики и метрик. Расскажите об этом на собеседовании максимально подробно. Обязательно освойте или прокачайте ключевые инструменты аналитики (Amplitude, Mixpanel, Google Analytics), чтобы на интервью уверенно демонстрировать владение инструментарием.
Если на прошлом месте работы у вас отсутствовал запрос на проведение глубокой аналитики или, скажем, ее проводил кто-то другой, вы можете сделать свой pet проект, который поможет прочувствовать инструменты на практике. Я, например, начала в свободное время пилить бот, который имитирует прохождение МОК-интервью для продактов. Пока готова ветка только для джунов без опыта, но планирую развивать бот и сделать из него настоящий лид-магнит для подписчиков своего телеграм-канала.
✅ Усиливайте коммуникационные навыки и soft skills
Исследование говорит о том, что умение взаимодействовать с командой и руководством - одна из ключевых компетенций для успеха продакта. Тренируйте навыки презентации и сторителлинга. Продуктовое интервью - это не просто рассказ о своем опыте, это демонстрация того, как вы можете коммуницировать в рабочем процессе. Готовьтесь к тому, что вас будут оценивать по вашим soft skills. Будьте открытыми, эмпатичными и показывайте, как вы умеете слушать и слышать людей. Подготовьте кейсы про то, как вы разрешали конфликты, убеждали стейкхолдеров или налаживали кросс-функциональную работу в предыдущих компаниях.
Например, это может быть:
- ситуации, в которых вам пришлось убеждать руководство в правоте своей позиции;
- ситуации в которых, нужно было решить вопрос внутри команды;
- истории о том, как нелегко иногда бывает работать с заказчиками, которые не шарят в ИТ.
Подумайте об этом чуть заранее, чтобы чувствовать уверенно на собеседовании. Мне, например, помогает привычка вести заметки. В момент стресса на помощь приходит зрительная память, которая помогает восстановить что я там умного писала ранее в заметки.
✅ Work-Life balance и профилактика выгорания
Продакты отмечают, что выгорание - серьёзный риск профессии. Компании, которые заботятся о своих сотрудниках, предлагают гибкий график и ментальное здоровье в приоритете. На собеседовании узнайте, как в компании относятся к переработкам и что делают для профилактики выгорания: «Какие меры в компании существуют для поддержки баланса между работой и жизнью?». Выбирайте компании, которые публично транслируют ценности заботы о сотрудниках.
Обращайте внимание на red flags! Если вам сходу говорят про "ненормированный рабочий день", про "у нас не оплачиваются переработки", ну или любимое "это не работа, мы все здесь как семья" - сразу понимаем, что на этом месте будет непросто. Точно ли вы готовы к такому графику работы и сможете удержать себя от того, чтобы не выгореть?
✅ Карьерные возможности и обучение
Исследование говорит о важности постоянного профессионального развития и получения новых знаний. Узнавайте на интервью о возможностях внутреннего обучения, менторства и профессиональных конференциях, которые оплачивает компания. Демонстрируйте своё желание и готовность постоянно развиваться и обучаться. Подкрепите это кейсами, когда вы сами инициировали обучение или проходили дополнительное образование.
К примеру, я раз в год прохожу какие-то курсы по продакт менеджменту, чтобы оставаться в обойме. А в целом, материалы легко найти в Интернете совершенно бесплатно, поупражняться с чат GPT - тоже, важно сделать этой частью своей рутины и постоянно быть в контексте. Мне, к примеру, помогает ведение телеграм-канала: фокусируемся на интересных кейсах, освежаем знания об основных фреймворках, ищем неочевидные и прорывные кейсы - все это формирует у нас насмотренность, без которой продакту никуда.
✅ Рынок требует практиков, а не теоретиков
Исследование показывает, что компании все чаще выбирают кандидатов с конкретными кейсами и опытом внедрения решений в жизнь. Подготовьте максимально подробное портфолио с реальными кейсами: что делали, какие были метрики до/после, почему принимали конкретные решения и какие были результаты. Даже если у вас немного опыта, покажите умение мыслить гипотезами, проверять их и делать выводы.
Я вот в прошлой сессии поисков не стала этого делать и пожалела. Вторые выходные подряд сижу над портфолио, чтобы исправить эту ошибку, если нужен шаблон для портфолио - дайте знать!
✅ Адаптация к изменениям и готовность экспериментировать
Менеджеры продуктов должны быстро реагировать на изменения рынка и уметь перестраиваться. Подготовьте кейсы, в которых вы проявляли гибкость и адаптивность: быстрое переключение между проектами, изменения roadmap’а из-за внешних условий. Задавайте на интервью вопросы о том, насколько компания сама готова меняться и экспериментировать: «Как часто вы пересматриваете продуктовую стратегию и подходы?».
Например, в моем кейсе в Самолет Девелопмент мы изначально делали систему для умного управления контентом: хранить документы, договоры, всякие скан-копии. После первого успешного запуска, пересмотрели стратегию и из нее сделали полноценную систему документооборота, которая должна была заместить устаревший 1С Документооборот!
Дополнительно рекомендую ознакомиться с похожим исследованием devcrowd - выводы в нем похожи, но вдруг именно там для вас найдутся дополнительные инсайты.
Используя эти инсайты и рекомендации, вы значительно повысите свои шансы найти работу мечты - ту, которая принесёт и карьерный рост, и профессиональное удовлетворение. Удачи в поиске! 🚀
И буду рада подписке на мой телеграм-канал, который я так навязчиво рекламирую в этой статье и не зря!)