Эффективность разных типов обучения
Статья относительно старая, 2012 года, но попалась мне только сейчас и изменила мой взгляд на обучение.
Представьте, что вы учите материал для предстоящего экзамена. Вы перечитали конспект, что вы сделаете дальше? Можете выбрать из трех вариантов:
- перечитать материалы еще раз;
- попытаться вспомнить материал, не перечитывая;
- сделать что-то еще;
57% студентов выбирают перечитать конспект и только 18% попытаются восстановить в памяти материал после чтения.
И это большая ошибка. Исследования показывают что реконструкция информации (вспоминание) — самый эффективный способ долгосрочного запоминания. Интересно, что в классическом образовании «вспоминание» является оценкой ранее усвоенной информации, а не способом запомнить.
Посмотрите на графики: реконструкция информации более чем в два раза эффективней обычного однократного изучения (зеленый и синий столбец по отношению к красному).
Получается, что каждый раз, когда мы восстанавливаем из памяти знания, мы улучшаем нашу способность восстанавливать знание. Самый эффективный способ запоминания — это цикл «изучение - восстановление - повторное изучение». Чем больше таких циклов будет пройдено, тем эффективней запоминание.
Выводы из этого исследования контринтуитивны. Когда студентов просят предсказать, какой из способов приведет к лучшему запоминанию, большинство выбирает повторное изучение материала, предполагая, что это самый эффективный способ запомнить.
Причем, реконструкция знаний эффективней создания концепт-карт (ментальных карт):
Выводы, или как это можно внедрить:
- Если вы преподаватель, то во время лекции оставляйте время для задания на восстановление прослушанных знаний.
- Если вы сами учитесь, то можно вести блог, рефлексировать в социальных сетях, либо в личном дневнике.
- Если вы учите чему-то ребенка, просите его пересказать изученное.
Успехов в обучении! Alex Kovalenko, стратег Dotorg