Основы менеджмента для сына, часть шестая: этика и этикет
Последняя статья в серии, чем дальше пишу, тем более спорной становится тематика, никто не был против бюджетов и планов, но пароли в облаке вызвали праведный гнев. В этой статье тоже всё неоднозначно.
Напоминаю, господа и дамы, это мой опыт, мои принципы, я не против, если у вас будут иные.
Предыдущие части:
Кроме того, что у нас есть навыки и умения, существуют определённые нормы поведения, соблюдения которых в той или иной степени ждут от нас окружающие. Вопрос спорный: кто-то считает, что прийти на встречу в ресторан, уткнуться в телефон с Instagram и рассеянно отвечать невпопад, — нормально, кто-то — нет.
Тем не менее эти нормы влияют на всё, что мы делаем. Принципы нужны прежде всего для личного пользования, часто видишь, что человек на работе надевает маску вежливого добрячка, а внутри у него кипит и копится зло. Так долго продержаться нельзя, либо в дурку, либо демон вырвется и будет адский скандал. Всё делаем для себя, показуха нам ни к чему, держать внутри — тоже лишнее.
Содержание:
Кто виноват
Менеджер — человек, который управляет процессами, он за всё отвечает, всё контролирует и получает за это немало. Виноваты всегда вы. Не надо этого бояться, это нужно спокойно принимать. Не заказчик — козёл, а вы зря взяли этого заказчика, не процент по кредиту высокий, а вы плохо планировали, не контрагент кинул, а вы не умеете с ними контактировать.
Деструктив — я делал всё правильно, не виноват, все подлецы, меня подставили. В этом случае нет возможностей для роста. Ну как же, с вами всё хорошо, вы молодец, ничего менять не надо, вокруг одни гады.
Конструктив — я был не прав и допустил оплошность, невнимательность, у меня не было необходимых знаний. Отличная возможность проанализировать ситуацию, сделать выводы и научиться новому. Вы стали сильнее, опытнее и повысили навыки.
Виноваты всегда вы.
Кто эти люди вокруг
Как же долго до меня доходила истина, что люди вокруг меня — такие же. То есть я не волшебное существо с необыкновенными способностями, которому уготована исключительная судьба, а обычный человек, такой же, как все. Даже помню, сколько мне было лет, когда пришло осознание, — 34 года. Надо сказать, по наблюдениям, это не самый плохой вариант, бывает и запущеннее.
Отсюда следствия: пытаемся надурить окружающих, думая что не заметно. Выглядит это вот так:
Люди вокруг часто умнее и опытнее нас, не надо выставлять себя идиотом. Потом будет неловко.
Обязательность
Точность — вежливость королей. Будьте точны и обязательны. Сказал — сделал, пообещал прийти в 20:03, пришёл в 20:03. Это вызывает уважение и доверие окружающих: на вас можно положиться, с вами можно и нужно вести дела, ваше слово значимо, а не «ветер шумит в камышах».
Отсюда важное следствие — обещайте поменьше, а то всё придётся выполнять и можно утомиться. Научитесь говорить «нет», «я подумаю», «не знаю, как сложится», «сообщу дополнительно».
Поменьше обещаний, побольше дел.
Про опоздания: видите, что опаздываете — не пытайтесь бежать быстрее, всё равно не получится, позвоните за 30 минут до встречи: «Я задерживаюсь, буду на 15 минут позже». Все счастливы.
Изменились обстоятельства, и вы не хотите делать работу за которую взялись, набираем номер: «Здравствуйте, я обещал вам сделать сайт, который принесёт $1 млн. Нет, я не буду его делать, у меня есть дела поинтереснее, ставлю вас в известность, да, понимаю вашу печаль». И всё.
Вы не улитка в ракушке с отключённым телефоном, вы смелый и решительный менеджер.
Вежливость и грамотность
Старайтесь писать грамотно: точку в конце предложения ставить, с прописной буквы его начинать, где-то в словарик глянуть. Это производит приятное впечатление на окружающих. Не могу сказать, что я в этом хорош, но надо стараться не скатываться.
Вежливость — из этой же серии. Общению на работе не нужны эмоции, мы делаем интересные вещи и деньги зарабатываем, а не показываем статусность или изливаем чувства.
Плохо себя человек ведёт, сказали: «Спасибо, пока!» Больше никогда его не увидим, пусть выпендривается без нас. Не надо его «лечить» и ставить на место. Или доказывать свою правоту: слишком много усилий, а результата ноль.
Честность и порядочность
Наверное, слышали поговорку — честным быть выгодно. Это отчасти так, хотя и жутко цинично звучит. Честным быть очень приятно и комфортно, ваша жизнь обретает больше смысла.
Примерно до 18 лет я всегда врал. Всегда. Ну вот вообще всегда. Не знаю почему, но я не мог говорить правду, даже во вред себе врал или когда это не нужно. Завравшись до крайней степени, решил как-то это менять, заняло лет десять. К 27 годам я врать перестал.
Выяснилось, что не существует работ и ситуаций, когда нельзя сказать правду. Или когда правда вредит, а ложь помогает. Проверял по-всякому, всегда можно говорить правду, и ничего ужасного не происходит.
Многие люди мне доказывали, что на их работе врать обязательно, например, один риэлтор, но я знаю риэлтора, которая не врёт, и всё нормально. Да, есть ситуации, когда контрагенту лишняя информация ни к чему, но чтобы врать? Не вижу смысла.
Пиратское ПО
Не хочу адских споров, поэтому кратко:
- Там могут быть вирусы и боты.
- Люди работали, старались, а мы им не даём деньги. Неуважение.
- Смотри абзац про порядочность.
Вывод: ПО пусть лучше будет непиратское, тем более сейчас бесплатного и недорогого полно.
Связь в неурочное время
Эту тему поднимали в комментариях несколько раз: если не выключать телефон и мессенджеры, все же будут звонить и писать! Не дадут спать, не дадут отдыхать, будут надоедать!
Контакты с людьми прекрасно регулируются с помощью коммуникаций и выстраивания отношений. Вы менеджер и должны уметь это делать, кстати, просто отличная практика. Доведите до окружающих, где начинаются ваши личные границы. Донесите чётко и ясно:
- «Не надо мне звонить после 19:00, я отдыхаю».
- «В выходные я не работаю».
- «В 7:00 я точно не отвечу нигде».
- «Прежде чем звонить, напишите в мессенджер».
Если человек вас не уважает и не хочет с вами считаться, не надо с ним общаться. Он всего лишь работник или заказчик, он не стоит того, чтобы вы всю жизнь страдали.
У меня всегда всё включено, и никто никогда не звонит в неурочное время. Если кажется, что для этого мне пришлось послать в пешее эротическое 90% контактов — нет, за всю жизнь встретилось два-три человека, которые после многократных объяснений продолжали бестактно нарушать мои границы (кстати, они и в других вопросах косячили), все остальные понимают после первой просьбы. Ну и зачем мне этой чайной ложкой дёгтя портить бочку мёда?
Практические задания
- Провести аудит программного обеспечения, составить список пиратского ПО под замену на лицензию или бесплатные аналоги.
- Попробовать не врать и посмотреть, как оно.
- Попробовать не опаздывать, а если опаздываешь — предупреждать заранее.
- Попробовать выставить личные границы в отношении неурочных звонков.
- Выбрать пять ситуаций, когда были виноваты не вы, и объяснить, почему всё же виноваты вы. Как можно было бы действовать, чтобы этого избежать?
На этом почти заканчиваю. Большое спасибо всем комментаторам и неравнодушным, думал, что уйдёт две-три недели, но захватил процесс и просто запоем писал. Было интересно и писать, и читать отзывы, когда есть диалог и обратная связь — значительно легче.
Для тех, кому понравилось, — будет ещё статья-бонус, она условно относится к менеджменту, но по ходу дела накопилось несколько тем, которые приткнуть, вроде, некуда, а сказать о них что-то надо.
До встречи в бонусе.