Самый главный вопрос любого партнерства: если его не задать, совместный бизнес не построить
Я много думала над тем, какой фактор должен присутствовать в партнерстве, чтобы его гарантированно назвать успешным. Перетрясла мировую статистику, проанализировала открытые источники, провела исследование, посмотрела корреляции, ну и, конечно, свой портфель партнёрских сессий.
И поняла, что любое, даже на первый взгляд не самое жизнеспособное партнерство, склеивает осознание одного единственного вопроса: ЗАЧЕМ мне нужен партнер?!
А когда ты знаешь ЗАЧЕМ становится понятно любое КАК. Это главный входной параметр начала любых отношений. И если тут присутствует неясность, размытость, отсутствие четкости мотива и, главное, некоторое сопротивление, какой бы не был чудный и прекрасный человек перед вами, вы гарантированно свалитесь в штопор. Вопрос времени.
И, наоборот, когда вы понимаете ЗАЧЕМ вам это нужно, можно уже пазлами подгонять любую персоналию или конструкцию, чтобы она вписалась в ваш образ будущего. Вы четко можете ответить на вопрос, что готовы ради этого ЗАЧЕМ дать взамен, чем готовы пожертвовать, а на какие вещи закрыть глаза.
Романтики считают, что партнерство чем-то очень приятным и комфортным. Но это заблуждение, примерно, как у влюбленных молодоженов, разбивается на третий год жизни.
Партнерство почти всегда в чем-то неудобно. И единственное, что дает силы и мотивацию не плюнуть, не разбежаться при первом шторме - это логичное понимание, ЗАЧЕМ вам это надо. Поэтому перед тем, как чинить/собирать/оздоравливать любое партнерство, именно с такого вопроса я начинаю общение с клиентами.
После того, как осознание настигает, выбор стратегии мириться или расходиться становится уже делом техники.
Как понять, ЗАЧЕМ мне партёрство?
Если вы находитесь перед дилеммой - заходить или не заходить в партнёрство рекомендую это упражнение:
- 1. Напишите 7-10 ЗАЧЕМ вам на данном этапе нужно партнёрство:
→ Это может быть что-то материальное - связи/деньги/ресурсы.
→ Может быть эмоциональное - не так страшно/одиноко/неопределённо.
→ Или рациональное - компетенции/команда/опыт.
Рекомендую писать в стиле фрирайд - всё, что приходит в голову по этому поводу.
- 2. Напротив каждого ЗАЧЕМ, напишите три способа, как вы могли бы закрыть это, минуя партнерство.
Пример:
- деньги → взять займ/кредит, одолжить у знакомых, продать имущество.
- поддержка → создать форум-группу, куда сможете в режиме онлайн писать о своих мыслях/переживаниях, пойти к ментору или психологу.
- компетенции → нанять профильного специалиста, взять платные консультации у эксперта.
- 3. Проанализируйте все, что получилось. Если вопрос партнерства на первой итерации не отпал, выпишите то, что не перекрылось альтернативными способами (пунктом 2).
Поздравляю, теперь у вас есть ответ на вопрос, ЗАЧЕМ вам нужно партнерство!
Но это не всё, друзья. Далее переходите ко второму этапу.
ЧТО придётся отдать взамен?
Какие неудобства/ресурсы/вложения за собой понесет данное партнерство?
Варианты:
- придется отдавать 50% прибыли (прямо в цифрах представьте, как из одной большой кучки половину вы отсыпаете партнеру. Многих уже это отрезвляет).
- придется согласовывать все свои стратегические/операционные решения.
- придется пустить лидера, слово которого весит примерно столько же сколько и ваше.
Весь этот не самый комфортный блок, но его надо описать в мельчайших деталях.
Для особо бесстрашных можно продумать, а как при этом вы будете расходиться? Какие могут быть сценарии и что вам максимально важно было бы оставить за собой?
А теперь сравните, как ваше ЗАЧЕМ взаимодействует с вашим ЧТО. Может на этом этапе вам резко захочется изменить стратегию и пойти искать себе наемного CEO.
Многие могут подумать, что я сгущаю, и подобные вопросы могут развалить отличное будущее партнерство уже на берегу. Но, друзья, поверьте, лучше вам весь этот неприятный путь проделать в голове, поженившись и разведясь про себя, чем потом все это проживать в судах в реальности. Так что, если какая-то мысль, уже сейчас выглядит сильно неприятной, - ныряйте туда с головой. Как минимум, вы всколыхнете все переживания, которые нужно будет достать и обсудить в процессе переговоров или партнерской сессии.
В своём канале "Мастерская партнёрства" делюсь лучшими практиками и инструментами построения совместного бизнеса: