Dragonfly: почему Google свернул свой самый секретный проект?

Рассказываем, как корпорация хотела проникнуть за Великий Китайский файрвол.

Dragonfly: почему Google свернул свой самый секретный проект?

Сложные «гугло-китайские» отношения

Китайский рынок всегда был привлекателен для транснациональных корпораций (ТНК), и Google, естественно, не исключение. С начала 2000-х корпорация последовательно наращивала на нем свою долю — к апрелю 2009-го она составляла солидные 56,8%. Особенно помог запуск «Новостей» на упрощенном китайском. Доля самого серьезного из конкурентов — Baidu — оценивалась на тот момент в 37,91% (но при этом быстро росла).

Некоторое время Google удавалось балансировать между интересами бизнеса и китайской государственной машины и соблюдать ее требования по ограничению распространения информации. Однако к концу 2000-х стало очевидно, что поисковик больше не устраивает местные власти: он все равно индексировал слишком много контента, запрещенного в стране для распространения. Надо было либо менять алгоритмы поиска, либо уходить.

Одновременно на корпорацию давили американские власти и общественные организации — мол, один из ведущих IT-гигантов «прислуживает» Пекину. Тем временем на серверы Google и других корпораций прошла серия мощных хакерских атак. После этого в пресс-релизе компания заявила, что отказывается от любых ограничений в выдаче контента, и все запросы с территории материкового Китая будут направляться на серверы в Гонконге. Отдельно подчеркнули — Google готова уйти с рынка.

Так в итоге и произошло. С 2010-го года на территории материкового Китая остались только исследовательские лаборатории компании, а также подразделения, занимающиеся продажей ПО для Android.

Слишком привлекательный кусок пирога

Интернет-рынок в Китае тем временем продолжал расти на 40% в год. В 2018 году в Поднебесной было уже более 800 миллионов пользователей.

Руководство Google решило рискнуть. Пост CEO к тому моменту уже занимал Сундар Пичаи — человек, известный своим прагматизмом в бизнес-делах. План «возвращения» в материковый Китай стал прорабатываться в обстановке строжайшей секретности.

Dragonfly: почему Google свернул свой самый секретный проект?

В августе 2018 года The Intercept со ссылкой на источники внутри Google и слитые документы сообщил, что компания ведет работу над проектом под рабочим названием «Dragonfly». Пичаи якобы даже встречался с высокопоставленным представителем правительства КНР, чтобы обсудить «на берегу» условия возвращения на китайский рынок, и согласился поддержать ограничения на распространение контента на определенные тематики. Приложение должно было привязываться к номеру телефона: это сделало бы действия пользователя полностью прозрачными.

Эффект разорвавшейся бомбы наступил незамедлительно. Общественные организации и медиа подвергли Google жесточайшей критике. На запросы журналистов компания не отвечала. На внутренней встрече с коллективом Пичаи признавал, что заинтересованность в китайском рынке есть, но утверждал, что никаких новых сервисов или приложений не разрабатывается. При этом CEO подчеркнул, что отказываться от планов по «возвращению» в Китай не собирается.

В конечном счете общественная кампания достигла таких масштабов, что Пичаи пришлось рассказывать о проекте Судебному комитету Палаты представителей США.

Dragonfly: почему Google свернул свой самый секретный проект?

Окончательный отказ

По данным все того же The Intercept, к концу 2018-го Google отказалась от проекта Dragonfly — однако причина крылась вовсе не в масштабном общественном давлении. Как следовало из очередной утечки, еще в 2010 году корпорация выкупила сайт 265.com, где публиковались гороскопы, новости и картинки. Была там и поисковая строка — запросы перенаправлялись на Baidu, а информация о них сохранялась.

Данные имели ключевое значение для работы над Dragonfly: по ним можно было детально анализировать, что ищет пользователь из КНР. Вот только после пу��ликации стало известно, что об использовании пользовательских данных не знали юристы из соответствующего подразделения Google. Они пошли на конфликт с руководством компании — в итоге данные с 265.com использовать в работе запретили.

Но, как оказалось, альтернативы им найти не удалось. У компании было просто недостаточно данных для анализа — и в итоге Dragonfly свернули.

42
51 комментарий