Открытая шина данных АСУ ТП

Открытая шина данных АСУ ТП

Назначение и требования к открытой шине данных

Открытая шина данных (в терминологии стандартов OPAS – Open Connectivity Foundation) или OCF-шина обеспечивает совместимость и интеграцию различного ПО, протоколов и данных в единой системе АСУ ТП. Основное назначение OCF-шины: обеспечение взаимозаменяемости с эквивалентными компонентами других поставщиков (производителей) без внесения изменений в архитектуру системы управления.

Открытая шина данных должна удовлетворять следующим требованиям:

  1. Совместимость. Шина должна обеспечивать непрерывный поток данных между различными аппаратными устройствами и верхним уровнем – уровнем приложений, т.е. обеспечить “всеядность” в области передачи данных.
  2. Быстродействие. Необходимо обеспечить как можно быструю передачу данных в реальном режиме времени от датчиков и программируемых логических контроллеров (ПЛК) на верхний уровень для реализации логики и возврат решения снова на нижний уровень.
  3. Инструменты разработки. Требуется создать инструменты для самостоятельной разработки пользователями дата-провайдеров (протоколов) для подключения аппаратных устройств. В этой связи нужно отметить, что уже готовые стандартизированные протоколы существенно облегчают решение задачи интеграции оборудования.
  4. Разметка данных. Шина должна позволять разметить данные и организовать очередь этих данных.
  5. Безопасность. Необходимо обеспечить безопасность передачи данных, которые собираются с полевых устройств.

Таким образом, шина OCF должна обеспечивает связь полевых устройств, датчиков, оборудования с верхним уровнем приложений. Шина состоит из DCN-шлюзов, обеспечивающих подключение к шине, разметку данных, трансфер данных. На уровне самой шины используется стек OPC UA. DCN-шлюзы обеспечивают конвертацию протоколов в стек OPC UA и разметку данных для технологии TSN over OPC UA. DCN-шлюз может быть реализован программно в самой шине. Шина имеет внутри себя устройство для создания шлюзов.

Сильные стороны и недостатки классической структуры АСУ ТП

Передача данных в классической АСУ проходит следующий путь:

А) Нижний (полевой) уровень – датчики, приводы, исполнительные механизмы, напрямую взаимодействующие с производственным оборудованием.

Б) Средний уровень – контроллеры (ПЛК), обрабатывающие сигналы с полевого уровня.

В) Верхний уровень – SCADA, отвечающий за сбор, анализ и визуализацию данных, необходимых для диспетчеризации системы и управления процессами.

Г) Уровень MES – системы, необходимые для контроля, управления и оптимизации производственных операций.

Д) Уровень ERP – платформы управления ресурсами предприятия, собирающие все бизнес-процессы в единую систему.

Преимущества и недостатки классической АСУ

Плюсы: централизованный контроль, высокая надежность системы, безопасность передачи данных.

Минусы: сложность внедрения, высокая стоимость поддержки, проприетарность системы, ограниченная специализация компонентов, затрудненная интеграция с другими системами, сложность модернизацию, сложная адаптация к меняющимся требованиями техпроцессов.

Структура открытой шины данных АСУ ТП
Структура открытой шины данных АСУ ТП

Преимущества и цели единой шины данных

Единая шина данных создает открытую и стандартизированную платформу обмена данными между различными уровнями и системами, предлагая следующие преимущества:

  • Упрощенная интеграция новых устройств
  • Гибкость при внесении изменений без необходимости замены элементов
  • Снижение затрат на разработку интерфейсов
  • Увеличение производительности за счет снижения задержек передачи сигналов и использования стандартизированных интерфейсов.

Целью OCF является обеспечение функциональной совместимости между экземплярами распределенных управляющих узлов O-PAS (DCN). Данная платформа определяет механизмы обработки информационных потоков между экземплярами ВСТ O-PAS с помощью стандартной коммуникационной модели (интерфейса) OPC Unified Architecture (OPC UA). OCF определяет среды выполнения, используемые для передачи данных. А также обеспечивает возможность взаимодействия данных, связанных с экземплярами DCNS.

Работа рабочей группы по созданию открытой шины данных в рамках консорциума «Отрытая АСУ ТП»

В рабочую группу по созданию открытой шины входят ПАО «Ростелеком», Госкорпорация «Росатом» в лице структурного подразделения АО НПО «КИС» и АО "МХК "ЕвроХим".

Цели и задачи группы:

  • Разработка технических требований к открытой интеграционной шине (OCF-шине), позволяющей обеспечивать коммутационной обмен между устройствами в рамках организации систем управления предприятием, установкой (узлом) и техпроцессом
  • Обеспечение взаимозаменяемости компонентов эквивалентными компонентами других поставщиков (производителей) без внесения изменений в архитектуру системы управления.
  • Функциональные исследования и унификация промышленных сетевых протоколов, интерфейсов и технологий для применения на объектах КИИ
  • Исследование информационной защищенности промышленных протоколов и интерфейсов, а также сетей АСУ ТП (IIoT)
  • Исследование доступности актуальных протокольных спецификаций, программных библиотек и интерфейсных микросхем
  • Разработка технических требований для протокольных спецификаций, программных библиотек и интерфейсных микросхем полевого уровня
  • Формирование интегрированного плана перехода на доверенные отечественные промышленные протоколы и интерфейсы, а также сети АСУ ТП (IIoT)
Дорожная карта разработки открытой шины АСУ ТП
Дорожная карта разработки открытой шины АСУ ТП

Дорожная карта создания OCF-шины

Работы по созданию открытой АСУ ТП, включая создание OCF-шины курирует Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг).

Уже в этом году предполагается разработать не только технические требования к единой шине, но и собрать стенд и протестировать возможности технологий и компонентов.

Материал подготовлен Московским заводом тепловой автоматики

Начать дискуссию