Неочевидный минус конкуренции при оплате по QR-коду
Оплата по QR-кодам медленно, но верно входит в нашу жизнь. Основным драйвером роста объема платежей по QR-кодам выступают, прежде всего, владельцы iPhone, ранее также активно впустившие в свою жизнь бесконтактную оплату смартфоном посредством Apple Pay, а теперь отчаянно пытающиеся найти альтернативы полюбившимся способам оплаты.
Регулятор и банки, в свою очередь, соревнуются как в скорости внедрения новых способов оплаты, так и в безумных идеях при их создании. Торгово-сервисные предприятия пишут восторженные релизы о расширении вариантов приема денежных средств.
А во всей этой расторопности родилась жуткая неразбериха. Так случилось, что Система быстрых платежей начала активное внедрение своих QR-кодов практически одновременно с активным расширением сервиса SberPay QR от Сбербанка.
Релизы от НСПК и Сбербанка вышли с интервалом в несколько дней, и на сегодняшний день уже около 90% терминалов Сбера показывает клиентам свой QR-код SberPay, в то время как 99% банков уже оповестили своих клиентов о возможности оплачивать привычные покупки по QR-кодам СБП.
Многие клиенты уже не раз встречались c этими оптическими метками в привычных магазинах, и некоторые из них уже стали активными пользователями таких видов оплат.
До этого момента всё выглядит прекрасно, однако, на практике, небольшие банки начали сталкиваться с ростом количества обращений от клиентов, у которых возникли с трудности при оплате по QR.
Всё дело в том, что SberPay QR, который оказался более широко представленным на рынке, в настоящий момент, поддерживается лишь несколькими крупными банками — собственно Сбером, Тинькофф Банком, Совкомбанком, Альфой и «ЮМани». Оплату по таким QR можно произвести только через приложения этих банков (+нко) .
СБП QR оказались в ущемленном положении, вместе с клиентами более мелких банков, которым внушили удобство при оплате по QR, показали красивую рекламу на ТВ, а на деле, чтобы найти и считать нужный QR-код им приходится постараться. Всё это становится крайне непривлекательным для рядового покупателя, задерживающего очередь на кассе.
Возникла путаница – покупатели видят QR-код, но на деле, не всегда могут быстро разобраться какой системе или банку он принадлежит, и каким приложением его можно «прочитать» и оплатить. Так, конкуренция, которая в идеале должна двигать прогресс, стала неочевидным препятствием на его пути.
А что вы думаете по этому поводу? Есть ли у вас аналогичные примеры, и какие решения, по-вашему мнению, помогли бы изменить ситуацию?
В дополнение, или в качестве примера, хочется обратить внимание на решение, которое внедрили в магазинах ВкусВилл (поддерживает оба вида кодов) . На кассе самообслуживания покупатель сам может выбрать один из двух видов QR-кода для оплаты – СБП или SberPay. При этом, стоя на обычной кассе, не всегда удобно объяснять кассиру какой из двух видов QR ты бы хотел увидеть на экране. Еще сложнее малым торгово-сервисным предприятиям, которые не могут внедрить сразу оба вида кодов.