Топ-6 бизнес идей, о которых говорят, но не реализовывают
Среди моих знакомых каждый первый мечтает о собственном бизнесе.
Все начинается с разговоров о недоевшем начальнике, маленькой зарплате, невозможности больше вставать по утрам и о той самой Галине из бухгалтерии, которая уже во второй раз забывает внести твою фамилию в список премированных сотрудников.
Затем начинается этап удачных примеров. Одноклассник, который сначала ушёл на фриланс, а теперь открыл стартап и набирает команду. Коллега, которая год назад уволилась из офиса, а сейчас печет торты и продает их через социальные сети. Мысли вроде "так они же в школе хуже учились, а теперь зарабатывают больше?" уничтожают выдуманную картину мира, где пятерка по биологии хоть что-то значила, убивают здоровый сон, а взамен дарят ощущение неудовлетворенности собой и своей жизнью.
Следующий этап – неожиданная идея. "Мне же в детстве нравилось рисовать", "а я неплохо готовлю" и ещё миллион вариантов монетизации буквально всего, что хоть сколько-то сносно получается делать.
Всем вам наверняка попадалась фраза Конфуция: "Займись тем, что тебе нравится, и ты не будешь работать ни дня в своей жизни".
Конфуций, правда, не предупреждал, что если поставить то, что тебе нравится на конвейер, то монотонное повторение одного и того же может привести к выгоранию. И по итогу у тебя не останется ни удовольствия от хобби, ни удовольствия от заработка, но это тема для отдельного разговора. И если среди своих хобби и занятий находится то, на чем можно заработать, в организм поступает порция дофамина и начинается этап преждевременной эйфории.
И вот налицо тенденция – каждый первый планирует открыть свой бизнес. Ключевое слово планирует. Я много раз обсуждала со своими друзьями идеи для бизнеса. Несколько раз мы даже бросались считать потенциальный спрос, затраты на расходники, маржу, создавали табличку в эксель(!), где делали свои первые неумелые шаги в попытке прописать бизнес-план с оборотом восьмизначных сумм.
И если вы, также как и я, часто оказываетесь на кухне с теми самыми идейными людьми и до утра обсуждаете, сколько процентов от своего миллиардного заработка будете тратить на благотворительность, важно уверенно сказать «да, было».
Представляю вам топ самых часто встречающихся бизнес идей, которые я подслушала у своих знакомых, но которые так и не были реализованы на практике.
1. Шоурум
Распространены в небольших городах, в которых выбор невелик, а любителей «пощупать вещь» перед покупкой, а потому отвергающих интернет-магазины, достаточно. Чаще всего в основе этой идеи лежит впечатление от рынка Садовод.
Накупить вещей за копейки → привезти в свой город → сделать накрутку в 2-3 раза → Stonks.
Как вариант часто фигурирует заказ одежды на популярных китайских сайтах.
После ухода с рынка большой части зарубежных брендов стали особенно популярны и востребованы, ведь любители стильно одеваться никуда не делись.
2. Домашние торты
Когда-то у такого человека получилось испечь шарлотку по первому рецепту из интернета, и теперь он уже который год стремится начать радовать домашней выпечкой не только свое ближайшее окружение, но и всех вокруг. А если при этом получится порадовать ещё и свой кошелек, то вот вам и дело по душе, и сытые клиенты и деньги на достойное существование.
И вот начинающий Ренат Акзамов вооружается необходимым инвентарем, курсом по приготовлению тортов и поддержкой окружающих. Если все складывается так, как нужно, и у человека находится кондитерский талант (и деньги на расходники), то начинается этап раскрутки, в котором талантливый пекарь может оказаться не таким талантливым продажником. И даже если первые клиенты находятся, начинает работать сарафанное радио и заказов становится больше, то вдруг оказывается, что печь торты на праздники для близких это одно, а стать конвейером по производству – совершенно другое.
На этом этапе многие возвращаются на свою уютную кухню и продолжают печь себе в удовольствие, радуясь новым знаниям, опыту и планетарному миксеру!
3. Хендмейд
По сути эта идея очень похожа на предыдущую. Сюда входит все: керамика, вязание, свечеварение, рисование, домики из спичек.
Когда-то в далеком детстве такой человек слепил из пластелина кота и понял, что домашка по математике, на которую тратится большая часть свободного времени, чуть не заруинила в нем скульптора! Во взрослом возрасте на глаза попадается все та же пресловутая цитата Конфуция и вот ты уже не только зарабатываешь своим хобби, но и несешь в массы свое видение и свежие идеи!
Правда есть один нюанс: таких же творческих гуманитариев, решивших подзаработать на своем хобби – пруд пруди. И снова столкновение с жестокой реальностью – недостаточно просто создавать что-то оригинальное и днями и ночами изучать новые схемы для бисероплетения. Продвигать такие товары на различных сайтах и ярмарках, предлагать свои поделки в небольших местных магазинчиках – для многих такое занятие может оказаться решающим фактором для отказа от идеи заработать на своих творениях.
4. Beauty
Сюда входит весь спектр услуг по превращению человека из простого обывателя в ангела с грамотой «КМС по привлекательности». «Сначала начну просто как мастер, а потом наберу команду и открою свой салон» – именно такие планы у 99% будущих владельцев салонов красоты.
«Nails, Hair, Hips, Heels»
В перечень услуг, в которых новоиспеченные бизнесмены планируют преуспеть, это – брови, ресницы, ногти.
Как и в предыдущих вариантах, многое зависит не от качества мастера, а от того, насколько мастер умеет себя продавать. Получить 15 сертификатов о прохождении обучений и закупить лучшие материалы, но так и не привлечь ни одного клиента – не самый лучшие сценарий для развития бизнеса.
5. Мастерская по ремонту
Вариант для продвинутых. Ведь здесь не обойдешься двухмесячным курсом. А разобраться в механизме авто или сборке компьютера за короткий срок – практически нереально. А даже если такие курсы и существуют, возможность соединить не те проводки и оставить соседскую бабушку, которая вызвала тебя по объявлению в подъезде, без телевизора – чревато как минимум ударом тока, как максимум – косыми взглядами всех бабулек с района на протяжении ближайших лет.
Поэтому для ремонта чего угодно, будь то велосипед или приставка младшего брата – необходимо глубоко изучать вопрос и иметь хотя бы элементарные знания в физике (или какой там предмет надо изучать? Автор в ремонте не разбирается, но и свой ремонтный автосервис открывать не планирует). В сравнении со всеми предыдущими идеями, эта ниша наименее конкурентна. Поэтому открыть свой ремонтный сервис и зарабатывать на нём вполне реально при достаточном уровне знаний, ведь благодарные клиенты раз за разом будут рекомендовать «тот самый сервис, где решили проблему стучащего двигателя».
6. Франшиза
А зачем придумывать то, что и без тебя давно уже придумано? Авторы таких идей не планируют изобретать колесо, а хотят воспользоваться уже накопленными бесценными знаниями, отлаженной структурой и, конечно же, узнаваемым брендом.
Тут автор ��мывает руки – до бизнес-плана с фанатами франшиз дело не доходило, до реализации такого бизнеса – тоже.
Опросив кучу своих друзей и знакомых и послушав их рассуждения о том, почему же бизнес мечты все ещё так далёк, напрашивается несколько тезисов:
– Хорошо что-то делать – не значит хорошо продавать. Можно быть трижды дипломированным специалистом по гель-лаку или иметь целый арсенал свитеров, связанных вручную, но сам товар – ещё не гарант успеха, важно уметь его продать.
– Отсутствие упорства. Вроде для успешного бизнеса есть все: и идея, и навыки и даже стартовый капитал. А все равно все не так: то время не подходящее, то в потенциальной идее находятся пробелы.
– Не родились в семье миллионеров.
Да-да, все так банально.
Одна из основных причин – либо отсутствие стартового капитала как такового, либо возможности капитала ограничиваются только одной попыткой. Отсюда страх рисковать и потерять вообще все.
Недаром Генри Форд говорил: «Я готов отчитаться за каждый доллар, но не спрашивайте меня, как я заработал первый миллион».