Как изменилась работа с комьюнити бренда в 2023 году: разбираемся с Точкой
Лидер направления «Социальные сети» в Точке Александр Агеев рассказывает, как изменилась работа с комьюнити в 2023 году и чем полезны адвокаты бренда.
Что такое комьюнити и комьюнити-менеджмент и зачем это нужно бренду?
Задача комьюнити-менеджмента — управлять сообществом, выстраивать связи между его участниками и повышать лояльность к бренду. Специалист работает с уже существующими пользователями, а не привлекает новых клиентов. Работа с сообществами – это инструмент для:
Общения с пользователями и продвижения идеологии бренда
Это всё, что связано с клиентской поддержкой в соцсетях: ответы на вопросы и работа с негативом, транслирование ценностей бренда.
Важно рассказывать в соцсетях про новый продукт, так как в комментариях люди не только уточняют информацию о нём, но и оставляют отзывы о других услугах. Это может быть негатив вроде «Вместо того, чтобы рекламу снимать, лучше бы сделали …», а может – и благодарность, главное, что ни один комментарий мы не оставляем без внимания.
Генерирования пользовательского контента
Вовлечённые участники сообщества создают много контента: рассказывают истории, делятся опытом и отвечают на вопросы. Например, они могут выложить в свои соцсети фото персональных подарков, скриншоты сообщений о возврате денег за ошибки и просто поблагодарить за решение какой-то проблемы. Бренды могут использовать всё это для формирования собственной информационной повестки и контент-стратегии.
Как изменилась работа с комьюнити в этом году
Раньше главной площадкой для общения комьюнити был Facebook*. Именно там клиенты чаще всего публиковали посты с отзывами о работе компаний.
В 2022 году Meta* заблокировали на территории России, поэтому количество обращенией в Facebook* сократилось почти в три раза. Из-за этого пользователи начали регистрироваться на новых площадках, появился запрос на другие каналы коммуникации.
Последний год бренды активно осваивают новые площадки. Например, компании, которые раньше не вели каналы в Telegram, сейчас используют эту площадку в качестве основного для общения с клиентами. В Точке тоже сравнительно недавно появился свой telegram-канал — в июле прошлого года. За это время площадка стала местом для освещения новостей компании и общения клиентов с представителями банка. Это тоже повышает уровень вовлечённости аудитории.
Как работать с комьюнити: пять простых шагов
Изучите ЦА. Чтобы понимать, с кем вы будете взаимодействовать, нужно изучить лояльную бренду аудиторию и составить портрет типичного участника комьюнити. Это поможет выбрать схему работы с участниками сообщества, приоритеты и возможные риски.
Важно следить за всеми упоминаниями бренда в постах клиентов. Например, специалисты Точки изучают, кто даёт обратную связь по продуктам, кто похвалил, а кто раскритиковал какой-то сервис. Большое преимуществу бренду даёт поименное знание людей, которые часто пишут в соцсетях о компании. Так у специалистов компании появляется понимание, какие есть боли у аудитории, на что они жалуются, а что хвалят.
Специалист по работе с сообществами должен не просто понимать интересы целевой аудитории, но и активно участвовать в жизни комьюнити, быть максимально вовлеченным. Это поможет отталкиваться от реальных потребностей клиентов при разработке продукта и позиционирования компании.
Сегментируйте участников по их активности и лояльности. Сегмент с высокой активностью и лояльностью — это и есть адвокаты бренда. Важно изучить их, детально понять, что интересует и какой контент они хотят видеть в группе. Поклонники бренда – главная ценность комьюнити-менеджмента, с ними надо работать в первую очередь.
Например, если мы видим, что какие-то активные подписчики часто реагируют на посты, посвященные определённым сервисам, или часто комментируют нашу работу, то мы на это обращаем внимание и можем предложить им протестировать наши новые продукты первыми. Так мы повышаем лояльность клиента к бренду, привлекая его к «внутренним» делам компании.
Паблики в соцсетях – это информационная среда вашего комьюнити. Каждая соцсеть или канал диктуют свои правила взаимодействия с участниками сообщества. Это нужно понимать и строить коммуникации с учётом специфики конкретного канала.
Например, группа во Вконтакте и тематический форум работают по разным правилам: в первом случае мы можем позволить себе чуть более развёрнутое общение с клиентами, где-то даже можем поболтать в комментариях. А, например, на VC даже благодарность за хороший комментарий может быть воспринята с осторожностью — бояться этого не стоит, необходимо внимательнее изучить особенности площадки и не рекламировать свой продукт открыто.
Большой ошибкой будет шаблонный ответ на откровенный троллинг в соцсетях. Ответы нужно давать точные, по делу, а юмор должен быть тонким, но понятным.
Придерживайтесь индивидуального подхода. Обычно работа с комьюнити предполагает точечные коммуникации с лидерами мнений – это, в первую очередь, личное общение, где особое место занимает эмпатия. Ежедневно мы наблюдаем негативные последствия того, что бренды слишком формально отвечают на вопросы пользователей и даже на обращения блогеров – это не наша история. Мы за тёплое дружеское общение с аудиторией и индивидуальный подход к каждому клиенту.
У нас есть клиентка, которая живёт в Кейптауне. Однажды мы увидели в её stories, что она летит в Россию и очень хочет поесть здесь сырники. Мы быстро сориентировались и отправили ей в подарок сгущенку к сырникам и подписанную от руки открытку.
Создайте дорожную карту развития комьюнити. В стратегию вносят ключевые точки развития сообщества. Это могут быть разбивки по времени, например, ежеквартальные, или KPI — метрики и характеристики сообщества, которых хотите добиться. От этого стратегического плана можно перейти к проработке конкретных тактических шагов.
Откуда берутся адвокаты бренда?
Когда уровень сервиса оправдывает или превосходит ожидания клиентов, они становятся адвокатами бренда. Их можно активно искать в сети: с помощью специальных сервисов мониторинга выявлять активную лояльную аудиторию, а затем привлекать её на собственные площадки бренда.
Качественный клиентский сервис — главный инструмент по превращению обычных пользователей в адвокатов бренда. Например, человек видит, что служба поддержки банка подробно все объяснила и помогла решить его проблему, когда другие банки не смогли этого сделать. Потом, когда он увидит похожую проблему у кого-то ещё, он вспоминает об этой компании и советует её.
Существуют ключевые принципы, которых мы придерживаемся при взаимодействии с клиентами и советуем так делать другим брендам.
1) Честность. Например, мы всегда возвращаем деньги за свои ошибки. Причем без напоминаний со стороны клиентов;
2) Тщательный мониторинг упоминаний бренда в соцсетях и быстрое реагирование. Мы мониторим упоминания бренда с помощью сервисов типа Brand Analytics, там мы отслеживаем все соцсети и сайты, которые входят в список;
3) Личные коммуникации. Общение с клиентами мы ведём не только от официальных аккаунтов банка, но и от лица сотрудников. Бренд не боится показать, что за официальными комментариями на странице банка тоже стоит реальный человек со своими увлечениями;
4) Оперативное консультирование во всех каналах. Предприниматели в пабликах Точки не только задают вопросы о своём бизнесе, но также могут узнать новости банка, получить консультацию по продуктам или просто поболтать с сотрудниками о чём угодно.
Чтобы выращивать адвокатов бренда и работать с комьюнити, помимо качественного клиентского сервиса можно использовать:
- Индивидуальные подарки.
Изучив интересы клиента в соцсетях, можно понять круг его увлечений и сделать адресный подарок. Однажды сотрудники онлайн-офиса узнали, что клиент банка увлекается балетом и подарили ему книгу про Дягилевские сезоны.
Клиенты ценят, когда получают подарок, предназначенный конкретно ему. Например, обязательная часть любого подарка от нашей компании – это открытка, подписанная вручную. Изначально такие открытки отправляли только сотрудники, которые общаются с клиентами в соцсетях, но эту фишку взяли на вооружение и другие команды.
- Эффективные внутренние коммуникации.
Важно продавать ценности компании и внутри самой организации – сотрудники тоже могут становиться адвокатами бренда.
Нужно всегда делиться друг с другом моментами, когда клиенты были благодарны компании за оказание какой-то услуги. Это помогает не только держать всю канду в курсе происходящего, но и вдохновлять на новые свершения в работе.
Чем полезны бизнесу адвокаты бренда
Прежде всего адвокаты бренда помогают повысить доверие к рекомендациям людей, узнаваемость бренда, увеличить lifetime value. Они выступают защитниками бренда в спорных ситуациях в соцсетях. Кроме того, адвокаты рекомендуют ваш продукт не только в интернете, но и в живом общении. Замечательно, если поклонниками бренда становятся лидеры мнений, тогда медийный охват получается гораздо шире.
А что в итоге?
Конечно, важно уметь работать с сообществами, формировать лояльное ядро клиентов и выращивать адвокатов бренда. Но если в основе бизнес-коммуникаций не будет честного и открытого подхода, желания общаться искренне со своей аудиторией, то все техники и методики комьюнити-менеджмента будут бесполезными. Если бренд сможет по-настоящему разделить ценности своих клиентов и стать им настоящим другом, то и комьюнити будет органично развиваться, а появление адвокатов бренда не заставит себя долго ждать.
В мае состоялась Премия «Сравни», в которой Точка заняла первое место в номинации «Это по любви».
Всего мы получили более 1,2 тысяч оценок с итоговым рейтингом 4,99 балла из 5 возможных за прошлый год.
*Организация Meta Platforms Inc. признана экстремистской, её деятельность запрещена на территории РФ.