Зачем малому бизнесу большие данные и где их взять
Собирать и обрабатывать самостоятельно не обязательно.
Бизнесу, который работает в высококонкурентной среде, важно анализировать поведение потребителей, чтобы удерживать клиентов и привлекать новых. Один из самых эффективных инструментов такого анализа — большие данные. Интерпретируя их, можно точечно корректировать бизнес-процессы.
Например, достоверная информация о целевой аудитории позволяет экономить на рекламе за счёт детального таргетирования рекламных кампаний. Геоаналитика помогает выбрать удачную локацию для новой торговой точки или офиса. А скоринг — оценка финансового состояния клиентов — обезопасить себя от мошенников.
Самому обрабатывать данные — слишком дорого
Собрать релевантную базу данных из открытых источников практически невозможно. Нужны собственные каналы. Скажем, для ритейла это могут быть CRM-системы, бэклоги по покупкам, истории поиска на сайте. Компаниям из других сфер для оптимизации процессов поможет, к примеру, информация о работе оборудования или погоде.
Однако сами по себе большие данные серьёзной ценности не представляют. Главное — их обработка и выявление скрытых корреляций. Процесс называется дата-майнингом и он затратен: создание центра обработки данных, разработка алгоритмов, привлечение инженеров и аналитиков.
Такие расходы по карману только крупным корпорациям. Однако малый бизнес тоже может получить выгоду от больших данных, обратившись за помощью в компанию, которая их собирает и интерпретируют.
«Билайн» проверяет гипотезы клиентов на своих данных
«Билайн» проводит исследования на основе агрегированных данных, которые позволяют подтвердить или опровергнуть определённую гипотезу. Клиент заполняет бриф, и наши специалисты создают алгоритм обработки данных, решающий конкретную бизнес-задачу.
Такие исследования не нарушают федеральный закон о защите персональных данных — информации, на основании которой можно идентифицировать человека. Например, сочетание имени и адреса электронной почты. Для проверки гипотез и разработки выигрышных стратегий «Билайн» использует деперсонализированную информацию.
Заказчик получает только обезличенные выводы — например, общие паттерны поведения клиентов или прогнозирование спроса. А персональные данные остаются конфиденциальными.
Цена за использование больших данных зависит от поставленной задачи. Стоимость внедрения алгоритма не превышает сумму, которую заказчик сэкономит благодаря его использованию.
Динамические данные дают больше возможностей и экономят деньги
Малому бизнесу не выгодно строить свои алгоритмы — результат, как правило, не оправдывает потраченные средства. В том числе из-за того, что поведение потребителей со временем трансформируется, и выводы, сделанные на устаревших данных, теряют актуальность.
«Билайн» собирает динамические, постоянно обновляющиеся данные. Это позволяет корректировать алгоритмы, а не строить каждый раз новые. Динамические данные также открывают доступ к сквозной аналитике. С её помощью можно, к примеру, оценивать эффективность рекламной кампании — откуда пришла заявка или клиент — и корректировать стратегию в режиме реального времени.