Перенос бизнеса в облако: шаг №2 — инвентаризация ресурсов и оценка рисков

Продолжаем разговор о том, как устроен процесс миграции в облачные сервисы. Сегодня разбираем 2 этап — он подразумевает тщательную инвентаризацию IT-инфраструктуры, а также анализ рисков, которые могут возникнуть в процессе переезда.

Перенос бизнеса в облако: шаг №2 — инвентаризация ресурсов и оценка рисков

Перенос бизнеса в облако

С вами Виктор Журавков, специалист в области подбора IT-решений под потребности бизнеса, CEO дата-центра ESTT. В своем блоге я буду делиться рекомендациями и кейсами, которые помогут вам лучше понять мир информационных технологий и обеспечить надежную работу ваших сервисов в цифровой среде.

Виктор Журавков

В прошлой публикации я подробно рассказал о важности стратегического планирования. После того как составлен детальный план переезда и определена команда, ответственная за процесс, можно приступать к анализу IT-инфраструктуры, которой располагает бизнес.

Проводим полную инвентаризацию

На этом этапе нужно составить подробный список всех IT-ресурсов, включая серверы, приложения, базы данных, сети и хранилища. Как правило, этим занимается сам клиент, потому что он обладает актуальными знаниями о своей инфраструктуре, включая разные ее особенности и нюансы.

Инвентаризация может быть проведена сотрудниками дата-центра, но это платная услуга. Сделав это своими силами, можно сэкономить. Но если в штате нет квалифицированных специалистов — лучше заказать инвентаризацию у специалистов, так как это даст следующие преимущества:

  • профессиональную экспертизу — дата-центры имеют опыт в проведении инвентаризации IT-инфраструктуры и знают, что делать;
  • автоматизацию и инструменты, которые ускорят процесс инвентаризации и максимизируют его точность;
  • независимость оценки — специалисты дата-центра могут дать более объективную оценку инфраструктуры, нежели сотрудники компании;
  • экономию времени, так как заказ услуги позволяет клиенту не тратить время на инвентаризацию, а заниматься решением текущих задач.

Часто лучшим вариантом является комбинация подходов. Клиент может начать с самостоятельного составления списка IT-ресурсов, а затем обратиться к дата-центру для его проверки и дополнения. Так он сохраняет контроль над процессом и экономит средства, при этом получая профессиональную помощь и экспертизу.

Определяем, готово ли ПО к миграции

Теперь важно оценить технические характеристики ресурсов, их производительность и зависимость от других систем. Возможно, потребуются инженерные доработки. Бывает, что какие-то ресурсы лучше оставить в текущей инфраструкт��ре. Кроме того, нужно оценить стоимость владения каждым ресурсом, включая затраты на оборудование, программное обеспечение, обслуживание и электроэнергию.

Как понять, что инфраструктура готова к миграции?

Есть несколько критериев:

  • ваше ПО совместимо с облачной платформой, причём совместимы все форматы данных и протоколов;
  • текущая производительность совпадает с прогнозируемой;
  • все меры безопасности соблюдены или даже будут усилены в облаке;
  • есть понимание, что затраты на облачную инфраструктуру сопоставимы или выгоднее в перспективе, чем текущие;
  • все лицензионные соглашения совместимы с новой платформой;
  • в случае возникновения проблем сотрудники дата-центра будут на связи, чтобы оказать поддержку;
  • персонал прошёл обучение и понимает, как работать в новой системе.

Как я говорил ранее, полезно составить полный список всех своих IT-ресурсов. Для этого нужно проанализировать каждый ресурс по всем критериям готовности и расставить приоритеты — какие ресурсы готовы к переносу или должны быть перенесены первоочерёдно. Проведите тестовую миграцию небольшого количества ресурсов, чтобы проверить их работоспособность в новой системе и выявить потенциальные проблемы.

Перенос бизнеса в облако: шаг №2 — инвентаризация ресурсов и оценка рисков

Сколько времени закладывать на миграцию?

Определение сроков миграции – сложная задача, она зависит от множества факторов. Поэтому цифры, которые я приведу ниже, очень приблизительные. Вы можете не уложиться в это время либо, наоборот, сделать все даже быстрее.

Итак, вот примерные сроки:

  • 1-8 недель на оценку и планирование, всё зависит от сложности;
  • 1-4 недели на подготовку облачной инфраструктуры;
  • от 1 недели до нескольких месяцев — миграция данных. Этот этап самый непредсказуемый, его продолжительность зависит от объёма данных, скорости сети и выбранного метода миграции;
  • от 1 недели до нескольких месяцев — миграция приложений. Процесс тоже зависит от сложности и количества приложений, а также необходимости их реинжиниринга;
  • 1-4 недели — тестирование и отладка. Проверяем, чтобы всё работало корректно.

Сюда же можно добавить бессрочный пункт по оптимизации и мониторингу производительности. Этот процесс требует постоянного наблюдения и контроля.

Факторы, влияющие на сроки миграции

Продолжительность переезда зависит от того, насколько сложная у вас IT-инфраструктура. Само собой, если данных много, надо понимать, что перенести их быстро не получится. А если у сети ещё и низкая скорость, процесс может заметно затянуться. Возможно, какие-то приложения не смогут работать в облачной инфраструктуре — тогда их придётся дорабатывать, а это, опять же, требует времени.

Конечно, большую роль играет ограниченность ресурсов — речь про людей, рабочее время и бюджет.

Потенциальные риски миграции

От ошибок и проблем никто не застрахован, даже если всё было тщательно спланировано и проанализировано. Какие-то данные могут пропасть. Часто возникают проблемы с безопасностью из-за неправильных настроек, а это риск утечки данных.

Не все приложения могут оказаться совместимы с возможностями облачной платформы. Опять же, придётся поискать альтернативу или дорабатывать своё приложение под новые технические запросы. Кроме того, в процессе миграции приложения могут работать нестабильно.

Да, бывает так, что приходится превышать бюджет, заложенный на переезд в облако. Не всегда и н�� у всех, но такое может случиться. И, само собой, процесс может занять больше времени, чем хотелось бы.

Миграция — сложный и ответственный процесс, требующий тщательного планирования и подготовки.

Определение сроков миграции и оценка потенциальных рисков – важные шаги, которые помогут избежать проблем и успешно перенести инфраструктуру в облако.

Перенос бизнеса в облако: шаг №2 — инвентаризация ресурсов и оценка рисков

Выбираем тип миграции

Существует 2 варианта переноса IT-инфраструктуры в облако — постепенный переезд и полный. Прежде чем выбрать какой-либо из них, важно сопоставить результаты инвентаризации с целями и задачами миграции, чтобы убедиться в их достижимости.

В идеале это должно привести к следующему:

  • вы уверены, что миграция снизит затраты, усилит безопасность или повысит масштабируемость инфраструктуры;
  • все препятствия и ограничения выявлены и проанализированы (несовместимость приложений, лицензионные ограничения, недостаточная пропускная способность сети и т.д.);
  • приоритеты расставлены — вы знаете, какие данные нужно перенести в первую очередь;
  • выделено время, люди и бюджет;
  • составлен детальный план миграции, включающий риски.

Исходя из вышеперечисленного, можно принять решение, стоит ли организовывать полный переезд или разумней переносить данные постепенно. Сопоставление результатов инвентаризации с целями и задачами миграции — важный этап. А внимательная фиксация результатов анализа и согласование их с заинтересованными сторонами повышают шансы на успешное выполнение проекта.

Что является итогом 2-го этапа миграции?

Второй этап миграции считается успешным, когда завершены:

  • полный и точный список всех IT-ресурсов;
  • оценка готовности к миграции каждого ресурса;
  • оценка объёмов переносимых данных и пропускной способности сети;
  • определение сроков миграции и потенциальных рисков;
  • документированный отчёт, содержащий всю собранную информацию и результаты анализа. Он будет использоваться на следующих этапах миграции для планирования и принятия решений.

Второй этап является фундаментом успешной миграции. Качественно проведённые инвентаризация и анализ серьёзно снижают риск возникновения проблем в будущем. Невнимательное отношение к нему может привести к задержкам, превышению бюджета и даже к неудаче всего проекта миграции.

Перенос бизнеса в облако: шаг №2 — инвентаризация ресурсов и оценка рисков
4
1
1
1
1
1
13 комментариев